Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 16:58, доклад
Сватовство и обручение состояли из трех важнейших моментов.
-Прежде всего уговаривались относительно подарка, который будет сделан невесте женихом, и о приданом, которое будет дано за невестой.
-После этого отец давал свое согласие на выдачу дочери замуж, а жених — на женитьбу.
-Наконец, отец невесты и жених ударяли по рукам, и обручение считалось совершившимся.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Доклад на тему:
«Свадьба в средневековье»
Подготовил:
Студентка гр. ГСХ13-1
Тотолина Анастасия
Тюмень 2014
В средние века было меньше старых холостяков, чем в наше время. Свадьбы совершались чаще и происходили в более раннем возрасте, чем теперь. Неженатый человек в некоторых городах не мог рассчитывать на повышение. Так, например, в последней четверти XV столетия был издан в Аугсбурге закон, по которому холостяк не мог сделаться ратманом. В цехах постепенно установился обычай, в силу которого неженатый человек не мог получить звания мастера.
Вдовцы и вдовы также большей частью женились и выходили замуж. Вдовцы вступали в новый брак спустя каких-нибудь 6-8 месяцев по смерти жены, хотя вдовам полагалось оставаться таковыми в продолжение целого года, который и назывался «годом плача и скорби», но они выходили замуж ранее этого срока.
Девушки 14-ти или 14 с половиной лет уже выдавались замуж. Обручали же восьмилетних. Обручение считалось в то время главным актом, церковное же бракосочетание только скрепляло его.
Сватовство
и обручение состояли из трех важнейших
моментов.
-Прежде всего
уговаривались относительно подарка,
который будет сделан невесте женихом,
и о приданом, которое будет дано за невестой.
-После этого
отец давал свое согласие на выдачу дочери
замуж, а жених — на женитьбу.
-Наконец, отец
невесты и жених ударяли по рукам, и обручение
считалось совершившимся.
С течением времени обязательства, которые
раньше были устными, стали записываться.
Такой контракт составлялся в присутствии
свидетелей. За обручением происходила
обыкновенно пирушка в невестином доме,
в ратуше или даже, что особенно странно
на наш взгляд, в монастыре. В Нюрнберге
в 1485 году были запрещены какие бы то ни
было празднества в монастырях. Пирушки,
следовавшие за обручением, сопровождались
танцами и попойкой.
Наконец поднималось солнце радостного, желанного дня. В одних местах это был четверг, в других пятница. Бракосочетаиие совершалось обыкновенно днем и даже утром, вскоре после обедни. Свадебное торжество открывалось процессиями, сопровождавшими жениха и невесту в церковь. Отправлялись они в церковь не вместе. Невеста ехала с подругами, а иногда также и с шаферами, в экипаже, запряженном четверкой. На невесте — красное атласное платье, кисейный воротник, богато отделанный серебром пояс. На голове у нее легкий венец, осыпанный жемчугом. Жемчуг и великолепное золотое шитье покрывают ее башмаки. Жених со своими провожатыми ехали верхом. И перед невестой, и перед женихом двигались музыканты с флейтами, скрипками, трубами и барабанами. Само собой разумеется, что процессии эти совершались и пешком в тех случаях, когда церковь была близко. Представьте только себе подобное шествие. Музыка, разноцветные и новые одежды, веселые лица, говор, смех, кругом знакомая уже вам панорама средневекового города, а наверху голубое небо, серебристые облачка и яркое солнце, озаряющее всю картину своими золотыми лучами! Когда процессия приближалась к собору, последний как бы приветствовал ее колокольным звоном. Чтобы пономарь не ленился и не скупился, его угощали вином.
Процессия приблизилась к собору. Гостеприимно раскрывался его главный вход. Каменные изображения святых, окруженные каменными же кружевами и цветами, как будто оживились при блеске солнца, в присутствии такого живого собрания, и милостиво смотрит на проходящих под ними людей.
Свадебная процессия проникла во внутренность храма. Жених с невестой направляются к главному алтарю. Звуки органа гремят над ними, наполняют собой весь собор. Началось священнодействие, и скоро пронеслись над присутствующими слова священника; «Я соединяю вас в супружество во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» {«Ego conjimgo vos in mat-rimoiiium in nomine Patris, et Filii, et Spirit! Sancti»). И снова запел орган.
Молодые вышли из собора. Жених
шел впереди и, дойдя до дома своего тестя,
не входил в дом, а дожидался молодой. Когда
последняя подходила к дому, он встречал
ее. Слуга приносил поднос с фляжкой вина
и стаканом. Наполненный вином стакан
обходил всех присутствующих гостей, после
них пил молодой, а за ним новобрачная.
Выпив вино, она перебрасывала кубок через
голову. После этого один из шаферов снимал
с новобрачного шляпу и покрывал ею голову
его молодой жены. Этот обряд как бы облекал
ее властью. Сейчас же она первая входила
в дом, а за ней все остальные. Разумеется,
прежде всего молодые принимали поздравления.
Дамы и девушки подходили к невесте, мужчины
— к жениху. Тогда же подносились и свадебные
подарки.
На одной свадьбе, праздновавшейся в середине
XV века, было поднесено новобрачным тридцать
серебряных чаш и кубков, ожерелье, золотой
пояс и более тридцати золотых колец. Во
время поздравлений и подношений играла
музыка, пелись песни, и так проходило
время до обеда. Начало последнего возвещалось
барабанным боем. После обеда начинались
танцы, продолжавшиеся до самой полуночи.
Во время отдыха разносились конфеты,
вино, пиво и другие угощения.
С наступлением полуночи составлялась
новая процессия. Невесту отводили в назначенный
для этого покой. Большей частью ее сопровождали
родные и шафера, но случалось, что провожатыми
делались все присутствующие. Впереди
несли свечи, играла музыка, одним словом,
получалось впечатление большого торжества.
Молодую вел один из шаферов. Когда процессия
приходила в опочивальню, шафер усаживал
молодую и снимал с ее левой ноги башмачок.
Этот башмачок передавался потом одному
или нескольким холостякам, бывшим на
свадьбе. Надо предполагать, что этим подарком
высказывалось пожелание, чтобы получающий
его поскорей оставил холостую жизнь.
Следующий за свадьбой день начинался тем, что молодые обменивались подарками. Подарки вообще составляли неотъемлемую принадлежность свадьбы: дарили: друг друга новобрачные, последним подносили подарки съехавшиеся на свадьбу гости, родители невесты, в свою очередь, дарили различные вещи гостям и слугам, посылали деньги и пищу беднякам, странствующим ученикам, сторожу главной городской башни, слугам при ратуше, слуге погреба, посещавшегося женихом, его учителю, банщику; не забывали при этом палача и могильщиков. Городские советы постоянно стремились уменьшить расходы, соединенные со свадьбами, и, между прочим, ограничивали свадебное торжество одним только днем. Так было, например, в Нюрнберге. Городской совет этого города, определив точно число лиц, приглашаемых на свадьбу, разрешал приглашать лиц, не бывших на свадьбе, преимущественно подруг невесты и ее знакомых дам, на другой день после свадьбы. Для этого устраивался завтрак, главным блюдом которого была яичница; тут подавались различные печенья, овощи, сыр, вино, но яичница первенствовала и украшалась искусственными цветами. Вечер второго дня заканчивался весьма оригинальным «кухонным танцем». Приглашавшиеся, вопреки постановлениям городских властей, гости становились при этом зрителями. Танцевала прислуга, причем каждый из слуг имел при себе какой-нибудь предмет своей специальности, как, например, повар — ложку, заведующий вином — кружку, и т. п. На третий день после свадьбы, если, впрочем, последняя происходила летом, совершалась веселая прогулка в разбитый за городскими стенами сад.
Обряд венчания стали проводить в церкви только с XIII века. До этого священник мог совершать его в любом месте. После чтения молитв святой отец спрашивал, добровольно ли желание молодых стать супругами, а они подтверждали перед лицом Бога нерушимость и добровольность своего союза. Затем служился молебен, в котором для молодых испрашивались совершенная любовь, единомыслие, твердая вера, непорочная жизнь и чадородие. По окончании ритуала священник соединял руки молодых. Церемония завершалась поцелуем новобрачных. Но когда новая чета направлялась домой, участники процессии точно так же пели непристойные песни, как и во времена языческого Рима, и встречные точно также подхватывали их.
Право первой ночи. Этот языческий обычай долго был жив в средневековой Европе. Женившийся крестьянин предоставлял свою молодую жену господину для дефлорации. Известен случай, когда монахи монастыря Сент-Феобарт купили у местного феодала деревню, а вместе с ней и право первой ночи. Монахи со старанием выполняли принятые на себя обязанности, пока не вмешался епископ Тулузы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Доклад на тему:
«Разводы в средневековье»
Подготовил:
Студентка гр. ГСХ13-1
Тотолина Анастасия
Тюмень 2014
Христианская точка зрения
на брак, базирующаяся по большей части
на писаниях св. Августина, была довольно
однозначна: брак – это связь на всю жизнь,
дающая людям три блага, как то верность,
потомков, и таинство (читай интимные отношения,
причем подразумевалось, что сливаются
не только тела, но и души). В конце пятнадцатого
века в Англии к словам брачной церемонии
вообще была официально добавлена фраза
«tyll dethe vs departe», пока смерть не разлучит.
Христианская церковь, таким образом,
разводов не одобряла, что было совершенно
новым явлением в обществе, где разводы
всегда были совершенно законными и легальными.
Развод признавался самым древним законом
– иудейским, затем римским, и, наконец,
германским. Поэтому церкви и понадобилось
почти полторы тысячи лет, прежде чем представить
развод чем-то несвойственным христианскому
браку, неправильным.
В Англии времен раннего Средневековья
церковные теологи признавали развод
при нескольких обстоятельствах.
Муж мог разойтись с женой без угрызений
совести, если жена совершила прелюбодеяние.
Женщина, собственно, могла разойтись
с мужем, если он был ей неверен, но только
в том случае, если это было ее первое замужество.
Также она имела право оставить мужа, если
он попадал в рабство в результате какого-то
уголовного действия. Оставленный муж
имел право жениться снова только через
пять лет, да и то по разрешению епископа,
которое выдавалось в том случае, если
примирение супругув не выглядело возможным.
Могли заключить новый брак те, чьи супруги
попали в плен к врагу, и чья судьба была
неизвестна. Здесь было несколько регуляций
по поводу срока отсутствия, и того, будет
ли вернувшийся неожиданно супруг/супруга
иметь легальные брачные права на свою
заключившую новый брак половину.
Вообще взгляды христианской церкви на развод сильно варьировали, очевидно, вместе с условиями и прочими реалиями жизни. Историки считают, что в шестом-седьмом веках разводы по взаимному желанию были обычным делом, в восьмом веке за разведенными не признавалось права на следующий церковный брак, и в последующие столетия, когда светский закон стал потихоньку передавать все дела, связанные с браком, под эгиду церковного закона, церковь все тверже начинает отстаивать доктрину, что брак – это договор на всю жизнь, благославляемый Богом, и, на этом основании, не может быть «передуман» человеком.
В середине и конце Средних веков развод существовал в двух формах. Во-первых, в случае, когда брак изначально был неправомерен, как в случае, если у одного из супругов где-то существовала уже половина, и это было скрыто. Во-вторых, если пара попадала под один пункт из длиннейшего листа препятствий к браку: генетическое родство или даже родственые связи через браки родственников (самая популярная причина), импотенция супруга, принуждение к браку силой или запугиванием, несовершеннолетие, имеющийся в наличии официальный обет безбрачия, ситуация, когда один из супругов не состоит в христианской вере. Собственно, все эти препятствия сосредоточены на периоде до вступления в брак, они как бы делают этот брак ненастоящим. Эти разводы признавались по принципу «a vinculo», и расставшиеся супруги считались как бы и не всупавшими никогда в брак.
Английский брачный закон был уникален тем, что он рассматривал в числе поводов для развода также и события, которы произошли уже после брака. Например, жестокое обращение было поводом для развода «a mensa et thoro», который давался обижаемой стороне. Собственно, аналог современного «разъезда», когда супруги и числятся супругами, но не живут вместе и не имеют общего хозяйства.
Интересным явлением в средневековой Англии было то, что часть бракоразводных дел никогда и не попадала в церковные суды, а решалась чисто юридически. Даже такие видные персоны, как Эдмунд, граф Корнуэльский, и его жена, Маргарет, договорились в 1294-м году о том, что Маргарет получит финансовую компенсацию, и не будет обращаться в церковный суд с требованием восстановить себя в супружеских правах. Излишне говорить, что такие «саморазводы» церковь осуждала, но на практике они были самым обыденным делом, о котором церковь могла узнать только в случае, если кто-то внезапно обращался в церковный суд, и выяснялось, что брак этот изначально был заключен с человеком, разведенным через договор, а не решением церковного суда.
Очень интересен момент о последующих замужествах вдов. Собственно, то, что вдова не должна выходить замуж в течение года после смерти супруга, было обозначено еще в начале одиннадцатого столетия законами короля Кнута. Через год вдовства женщина была совершенно свободна делать все, что ей заблагорассудится. Хозяйственные норманны существенно ограничили свободу вдов. Они радостно давали вдовам право выходить вновь замуж, но только по лицензии своего сеньора или короля. Понятно, что такие лицензии выдавались не бесплатно. Правда, за правом вдовы не выходить замуж тоже присматривали, о чем я уже писала. Вцелом, если король давал добро какому-то подданному жениться на вдове, желающей вступить в новый брак, и находящейся в его вассальном подданстве, сохранить свою свободу она могла только откупившись.
Зачастую над имуществом вдовы назначали опекуна, и это не было жестом недоверия к экономическим способностям женщин управлять своим хозяйством. Причина была в суровых реалиях средневековой жизни. Например, в 1363 году папа обращается с письмом к епископу Линкольнскому, чтобы тот назначил опекуна над имуществом вдовы Маргарет де Бослингторп, сосед которой, рыцарь Роджер Ханстреди, разорял ее земли, разрушал недвижимость и всячески запугивал, ссылаясь на то, что между ними имелся брачный контракт, который она отказалась соблюдать. Договор, кстати, имелся, потому что опекун был назначен, и соседу стали выдавать ежегодно некую сумму с доходов вдовы.
Кстати, вопрос с вдовами в средневековой Англии вовсе не был праздным. Историк Ровена Арчер подсчитала, что в пятнадцатом веке из 495 титулованных владельцев поместий 375 были вдовами. Причем только 46% вдов решали попытать счастья во втором браке. Из молодых вдов вторично выходили замуж более 50%. Общая тенденция была такой, что вдова либо выходила замуж в течение первых двух лет вдовства, либо не выходила вообще.