Свобода личности и её ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 22:48, реферат

Описание работы

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….2

1. Понятие личности………………………………………4

2. Индивид и личность…………………………………….7

3. Виды и типы личности…………………………………9

4. Три этики………………………………………………..12

5. Свобода личности и её ответственность………………14

Заключение.......……………………………………………17

Список литературы...............................................................19

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 38.57 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….2

 

1. Понятие личности………………………………………4

 

2. Индивид и личность…………………………………….7

 

3. Виды и типы личности…………………………………9

 

4. Три этики………………………………………………..12

 

5. Свобода личности и  её ответственность………………14

 

Заключение.......……………………………………………17

 

Список литературы...............................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Социология (фр. sociologie, лат. Societas — общество и греч.—  Logos —

наука об обществе) — наука  об  обществе,  отдельных  социальных  институтах(государство, право, мораль и т. п.), процессах  и  общественных  социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот  еще  в середине XIX в. основоположником  позитивизма,  французским  ученым  Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но  с  течением времени предмет социологии непрерывно  менялся  и  уточнялся,  сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что  к  середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика  эволюции  науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных  явлений. И в  ответ  на  потребности  формирования  гражданского  общества  возникает социология. Ведь шел процесс становления общества,  утверждавшего  торжество прав  и   свобод   человека,   духовную,   экономическую   независимость   и автономность, гражданина вместо привычного нормативного  порядка  феодально- абсолютистского   устройства   общества   с  его   жесточайшей    тотальной регламентацией  общественно-политической,  экономической  и  духовной  жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека,  существенное  увеличение возможностей  выбора  пробуждали  интерес  человека  к  знанию  основ  жизни социальной  общности  людей,  социальных  процессов  и   явлений   с   целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но  и свободная конкуренция в экономике,  политике,  духовной  сфере  поставили  в прямую  зависимость  результативность  деятельности  предпринимателей —   от умения  и  использования  знаний   о   конкретных   социальных   механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей  глубже  и конкретнее познать  общество,  основу  социального  взаимодействия  людей  с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.

      Ведь социология  изучала общество, социальные  отношения  и  социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и  социальные общности как объекты и субъекты  деятельности,  но  делает  это  на  высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности,  а  не  в  развертывании сущности в действительности,  выявлении  жизни  во  всем  ее  противоречивом существовании как это делает  социология.  Постепенно,  по  мере  накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических  концепций, каждая из которых обосновывала  определенный  аспект  социальных  отношений, давала  интеграцию  социального,  выступающего   главенствующей   категорией социологии. Используя разнообразные  методы  научного  познания,  социология осмысливает  общество,   общественную   жизнь   не   как   предельно   общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной  полнотой  уловить  и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и  внутреннюю  неоднородность. Социология  как  определенный  тип  знаний  об  обществе  выходя   из   недр социальной философии,  перенимает  философскую  культуру,  признавая  особое значение теоретического  обобщения,  целостного  концептуального  осмысления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится  к  преодолению  той ограниченности,  которую  обнаруживает  философия   при   анализе   реальных социальных проблем. Внутри  социологии  складываются  течения:  позитивизм — сводивший  социальное  к  природному,   антипозитивизм —   настаивающий   на специфике социального.

      Современная  социология — это множество  течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос  что такое социология. Существуют различные определения социологии как  науки  об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает  определение  социологии  как науки  о   законах   становления,   функционирования,   развития   общества, социальных  отношений  и  социальных  общностей.  «Социологический  словарь» определяет социологию  как  науку  о  законах  развития  и  функционирования социальных общностей и социальных процессов, о  социальных  отношениях  как механизме взаимосвязи и  взаимодействия  между  обществом  и  людьми,  между общностями, между общностями и личностью. В книге  «Введение  в  социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой  находятся социальные  общности,  их  генезис,  взаимодействие  и  тенденция  развития.

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ.

Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как китайский или японский, слово “личность” связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида”.

 

На данный момент выделяют четыре теории личности:

 

Биологизаторская – по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.

 

Социологизаторская – личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психоаналитическая теория Фрейда – личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.

Фрейд очертил следующую структуру личности:

а) “Ид ” (“оно”) – бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.

б) “Эго ” (“Я”) – это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.

в) “Суперэго ” – осознание человеком норм и правил общества.

Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность – это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

Идоническая теория Г. Юнга – личность это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли.

Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.

Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена на реальных фактах.

Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как “становление личности” из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.

Итак, проследим путь о рождения до формирования личности.

Первый этап – человек.

Можно сказать “родился человек”, подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определенных особенностей. Человек – это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.

Второй этап – индивид.

Индивид – это конкретный представитель человеческого рода (вопрос индивид и личность рассматривается в пункте 2).

Третий этап – индивидуальность.

Индивидуальность – это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).

И, наконец, четвертый этап – личность.

Личность – это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.

Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.

Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):

Биологическая наследственность – она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

Физическое окружение – означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства.

Культура общества – т.е. каждое общество дате всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.

Групповой опыт – в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный “Я – образ”, который появляется в результате оценок окружающих.

Индивидуальный опыт – это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.

ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ.

В предыдущем пункте мы уже затронули данный вопрос. Мне хотелось бы более обширнее осветить его, т.к. “личность и индивид являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии “индивида” не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по одержанию оно является очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек – индивид. Личность – это понятие весьма богатое по содержанию, включающая не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека”. [В. И. Лавриненко, стр. 483].

Прежде всего, возникает вопрос, – когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин “личность” не применим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлелась вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и др.

Уже в животе у матери ребенок чувствует. Мать вступает в отношения с ним, соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. У него развивается нервная система, и эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, направляемого на живот матери. Позднее возникает орган вкуса, эмбрион начинает слышать громкие крики, “пугается”, “сердится”, реагирует на слова и ласки, на настроение матери. Иными словами, многие предпосылки личностного развития закладываются уже во внутриутробном периоде.

“Кризис рождения” имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека.

Следовательно, новорожденный уже является яркой индивидуальностью, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Плачем и криком ребенок дает знать о своих неудовлетворенных потребностях. Индивидуальность ребенка нарастает к двухлетнему возрасту, в котором повышается интерес к миру и освоению собственного “Я”. Именно в этот период и проявляются первые черты личностного поведения, когда ребенок попадает в ситуации свободного выбора.

Дальнейшее развитие личности связано с “прохождением” других возрастных периодов и, с другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха – всё это формирует личность. На жизненном пути возможны взлеты и падения, рубежами в жизни становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной, рождение детей и т.д.

Итак, становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией .

Бердяев И.А. писал: “Как образ и подобия Бога человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная , индивид же есть категория натуралистически-биологическая . Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть частью чего-то …” [Бердяев И.А., с. 21]. Однако трудно согласиться с его высказыванием, так как оно приводит к отрицанию социального характера и социальной обусловленности личности.

Сила воли и сила духа личности, её нравственная доброта и чистота не могут реализовываться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека являются важнейшим фактором, характеризующим личность – это не слова, а дела человека, и даже в священном писании не случайно говорится о воздаянии “каждому по делам его”. И когда дело доходит до реальных поступков человек понимает, как трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, честным, принципиальным.

“И если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего, в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя”. [В. И. Лавриченко, стр. 487].

ВИДЫ И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ.

В учебнике “Философия” под редакцией доктора философских наук В.П. Кохановского выделяются три вида личности и четыре типа личности, подробнее которые я хочу раскрыть.

Итак, выделяют физическую, социальную и духовную личности.

Физическая личность или физическое Я – это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый “предмет” для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности можно также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального труда – украшения его быта, коллекции, письма, рукописи. По данным элементам можно много сказать о человека, о его увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть “целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним”.

Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания.

Информация о работе Свобода личности и её ответственность