Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:27, доклад
Техника "я высказывание"способ решения конфликта
1.1Техника «Я-высказывание»
Ход урока
1. Орг.момент 2. Актуализация знаний 3. Изложение нового материала
Тем, кто работает с людьми, необходимо овладеть техникой Я-высказывания, которая незаменима в ситуациях конфликта.
Обычным, к сожалению, способом поведения в конфликтной ситуации является соскальзывание в одну из непартнерских позиций – позицию «обвинитель» (прямые негативные оценки собеседника), «жертва» (жалобы и самообвинения). Способы реагирования, соответствующие непартнерской позиции, обычно начинаются со слов «Ты» или «Вы»: «Ты всегда ведешь себя так, что мне от этого только хуже», «Ты никогда не говоришь мне ничего хорошего, только ругаешься», «Вас на самом деле это не волнует, вы думаете только о себе».
В психологии существует прямой запрет на такой тип высказываний в адрес другого человека. Называются они «Ты»-высказывания.
Примеры: - Ты неправ!
- Вечно ты лезешь со своими советами!
- Только дурак мог поверить в это!
- Какой ты неуклюжий!
- Помолчи, пожалуйста!
А что же произносить вместо этих фраз, когда они так и просятся на язык?
Да в принципе... В принципе можно
всё оставить как есть и ничему
не учиться. А что? Всё правильно!
Так с ними и надо. И время
экономится — не надо думать, как
сформулировать психологически корректную
реплику.
Но если Вы всё-таки хотите стать «мастером
общения», то сейчас мы научимся формулировать
аналогичные, но грамотные реплики.
А формируются они по такому принципу.
Первое.
Придержите на языке ту фразу, которая
готова уже сорваться с Ваших уст.
Второе.
Подумайте, какая ВАША эмоция вызвала
у Вас желание сказать такое, отреагировать
так...
третье
Постройте новое предложение, которое
будет начинаться со слов:
«Я чувствую...» или «Мне...»
Вот и пример.
Вместо всех вышеперечисленных «Ты»-реплик,
нам потребуется одна-единственная фраза,
которая заменит их все с лёгкостью. Итак,
вместо:
- «....Ты неправ!
- Вечно ты лезешь со своими советами!
- Только дурак мог поверить в это!
- Помолчи, пожалуйста!.....»
Мы произносим «волшебную» «Я»-фразу:
«Мне неприятно то, о чём
ты только что сказал».
Такой тип высказывания и есть, как Вы
уже догадались, «Я»-высказывание.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ!!! «Я – высказывание» - это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях;конструктивная альтернатива "Ты – высказываний"., которые традиционно применяются для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таким образом, ответственность за ситуацию перекладывается на этого другого.
"Я – высказывание" включает в себя не только называние чувств, но и указание на условия и причины, которые вызвали их.
"Я - высказывание” передает
другому человеку ваше
Его ещё называют Открытым выражением эмоций.
Если Вы думаете, что «открытое выражение
эмоций» это — бить тарелки и ломать стулья,
то Вы ошибаетесь. Это всего лишь плачевный
результат слишком долгого сдерживания
подлинных эмоций.
А настоящее «открытое выражение эмоций»
это умение откровенно и своевременно
оповестить своего собеседника о том,
какие ЭМОЦИИ вызывают у Вас его слова
или поступки.
И делать это нужно сразу, не копя в себе
негатив. Тогда Ваша реплика прозвучит
естественно и ни в коем случае не оскорбительно.
Ведь когда
мы говорим что-то типа: «Слушай, меня тошнит
от этого анекдота! Сколько можно его рассказывать!»
это ясно и первокласснику — мы СЛИШКОМ
долго терпели и не высказывали свои эмоции,
а теперь уже поздно, теперь мы уже — оскорбляем,
«обламываем». Надо было сказать о том,
что Вам надоело слушать этот анекдот,
когда он рассказывался в третий, пятый,
но не в ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ раз. Зачем же доводить
себя до точки кипения?
Какие же эмоции и ощущения могут вызывать
у нас слова и действия окружающих людей?
- мне страшно, когда ты начинаешь
кричать...,
- мне неловко, когда они смотрят на нас...,
- мне стыдно, что мы прошли мимо этого
человека...,
- мне ничего непонятно, когда ты начинаешь
беседовать с Васей о компьютерах и поэтому становится скучно и неинтересно(Обратите
внимание, ключевое слово: «непонятно», а только потом — «скучно»
и «неинтересно»! Копайте глубже!)
- я сильно устаю, когда меня заставляют
принимать участие в обсуждении того,
чего ещё нет.
Видите, как это важно — донести в спокойной
обстановке до Вашего собеседника Ваши
уникальные эмоции?
У нас в обиходе почему-то считается, что
«говорить о себе», начинать фразы с «Я»,
«мне» это как-то ... неприлично! Нет ничего
вреднее этого заблуждения!!!
Представьте себе ситуацию: мальчики
идут по лесу. Один (самый младший) плетётся
за ними следом, еле успевая. Его поманили
и бросили эмоционально — не общаются
по дороге, заставляя только не отставать.
И вот, что говорит этот малыш очень противным
голосом, обращаясь к своему (предположим)
старшему брату:
«А я всё маме расскажу, что ты в лес пошёл!»
Вот он — типичный пример психологически
неграмотного «ТЫ»-высказывания, провоцирующего
конфликт, да ещё и какой.
Что должен был бы сказать этот мальчик?
Что он действительно имел в виду?
Он имел в виду вот что: «Я так устал идти за вами, вы так быстро
идёте. Мне страшно
идти в этот лес. Я волнуюсь. Я хочу есть, пить и в туалет. Но вы меня бросили
— идёте впереди и не общаетесь со мной.
И мне от
этого обидно, грустно и скучно. А я так хотел пойти с вами в этот лес.»
Вы видите — сколько в этом высказывании:
Я, Мне, Меня? У Вас не рябит в глазах от
такого «якания»? Наверное, рябит. Потому
что нас учили никогда не говорить о себе.
О своих чувствах. Получается, что нас,
не напрямую, но однозначно, учили лишь
— КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.
Ведь гораздо проще бросить человеку: «Каждый раз на кухне бардак!», чем просто признаться (а что в этом стыдного?) «Мне неприятно садиться за грязный стол».
Важно понимать, что Я-высказывание конструктивно изменяет не только ваше собственное отношение к конфликтной ситуации, но и отношение вашего собеседника к ней: человек всегда, не осознавая этого, протестует против приписывания ему ответственности за ваши переживания независимо от того, делается ли это с позиции обвинителя или жертвы. В то же время ваше искреннее свободное называние своих чувств и осознание собственной ответственности за то, что происходит с вами, не может никого обидеть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает, а ваш партнер, как минимум, просто теряется от неожиданности.
4. Практическая работа
— отработка навыка
Ученики разбиваются по парам (найти пару по картинке-паззлу)
ФОРМУЛА «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ»:
«Я- высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному событию без оценки.
НУЖНО:
1. Объективно описать события,
ситуацию без экспрессии, вызывающей
напряжение («Когда я вижу, что...»,
«Когда это происходит...», «
2. Описать свою эмоциональную
реакцию, точно назвать свое
чувство в этой ситуации («Я
чувствую...», «Я огорчаюсь...»
3. Объяснить причины этого
4. Представить как можно больше
альтернативных вариантов («
КОГДА... 1. Событие, ситуация Я ЧУВСТВУЮ... 2. Ваша реакция МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, 3. Предпочитаемый вами ЧТОБЫ... 4. исход
Например: «Когда меня обсуждают за моей спиной, мне это неприятно и я хотела бы, чтобы обо всем, что касается меня, мне говорили прямо в лицо»
«Ты - высказывание» |
«Я - высказывание» |
Ты никогда меня не слушаешь! |
Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю. |
Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? |
Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов. |
Вечно ты хамишь! |
Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой. |
Ты всегда ужасно себя ведешь! |
В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. |
Ты всегда без спросу берешь вещи с моего стола! |
Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать. |
У тебя постоянный беспорядок в комнате — как тебе не стыдно!! |
|
Ты никогда не учитываешь мои интересы. |
|
Ты всегда болтаешь по телефону, когда мы проводим время вместе. |
|
Ты сломала мой любимый плеер — вечно от тебя одни неприятности! |
|
Ты никогда не ждёшь меня после уроков, хоть мы и договаривались идти домой вместе. |
|
Ты постоянно навязываешь мне своё мнение и не слушаешь меня. |
ВЫВОД:
"Я - высказывание” передает
другому человеку ваше
Я-высказывание может и не дать мгновенного эффекта, но, став вашей привычкой, многое изменит в вашем поведении, которое будет выглядеть как поведение человека с высокой степенью самоуважения.
Литература:
1. Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев – М.: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2003. – 248с. 2. Григорьева Е.В. Психология общения: Методическое пособие для учителей средних школ / Е.В.Григорьева. – Н. Новгород, 1994. – 55с. 3. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие // Ефимова Н.С. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2011 - 192 с.
1.1Я - высказывания
Схема “Я-высказывания”
1. Описание ситуации, вызвавшей затруднение.
(”Когда я вижу, что ты…”, “Когда это
происходит…”)
2. Точное название своего чувства в этой
ситуации (”Я чувствую…”)
3. Называние причины (”Потому что…”,
“Ведь я…”)
Я-высказывание -
способ, при котором рассказчик, обращаясь
к слушателям, высказывается от первого
лица. Примеры я-высказываний : «Когда
мне не уделяют внимания близкие люди,
я начинаю грустить и мечтать» или «Когда
я чувствую, что обо мне заботятся, мне
становится радостнее».
Противоположность я-высказываний - ты-высказывания ("ты-канья")
Более распространены - ты-высказывания,
а я-высказывания , как правило, говорят
о большей психологической культуре их
автора.
Я-высказывание ,
как средство для профилатики конфликтных
ситуаций
Я-высказывание позволяет сообщить партнеру
о своих переживаниях, не разрушая атмосферу
доверия и дух партнерства. Позволяет
передать суть и при этом не задевать самооценку
собеседника, и, более того, тот кто высказывается
принимает ответственность за свои эмоции
и на себя. Важно уметь различать « мне
плохо» и «ты плохой». Высказываясь о своих
чувствах, вкусах и мнениях, говори именно
об этом, о своей субъективности, а не о
чем-то объективно присущем людям и вещам.
Не «фильм классный», а « мне такие фильмы
нравятся». Это твое отношение, веди разговор
от себя и о себе.
Ты-высказывание Я-
Ты никогда меня не слушаешь!
Когда я вижу, что собеседник меня не слушает,
мне неприятно, ведь я говорю достаточно
важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее
к тому, что я говорю.
Что ты все
время разговариваешь параллельно со
мной ?
Мне сложно говорить, когда кто-то еще
разговаривает одновременно со мной .
Если у тебя есть вопрос - задай его. Возможно,
если ты внимательно послушаешь меня ,
то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
Вечно ты
хамишь!
Когда ко мне некорректно обращаются,
я раздражаюсь и не хочу больше общаться.
На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным
по отношению ко мне . В свою очередь, постараюсь
быть более терпимой.
Ты всегда ужасно себя ведешь!
В данной ситуации меня расстроило такое
поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому,
пожалуйста, в следующий раз будь более
сдержан.
Ты всегда
без спросу берешь журнал со стола!
Когда с моего стола без спросу берут вещи,
в частности журнал, мне неприятно. Возможно,
я хочу с ним поработать в ближайшее время.
Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал,
но предварительно спроси меня , можно
ли это сделать.
Выгоды
от использования техники я-высказываний
Тот, кто освоил технику я-высказываний
, получает следующие возможности:
Прямо заявлять о собственных интересах
как в деловых отношениях, так и в личных.
Понижать уровень своего эмоционального
напряжения.
Вести себя более уверенно, естественно,
задавать нужный характер общения.
Противостоять давлению и манипуляциям.
Сохранять чувство собственного достоинства.
Cтавить партнера в ситуацию ответственного
выбора.
Конструктивно разрешать противоречия
и конфликты.
Границы применения я-высказываний
Я-высказываний нередко оказываются манипуляциями
и воспринимаются как негативные манипуляции.
« Я так волновалась, пока тебя не было,
и мне было больно, что ты мне не позвонил»
- сохраняя форму « я-высказывания ». является
одновременно уколом, обвинением и достаточно
грубым давлением на партнера.
Как способ предупреждений конфликтов
я-высказываний работают только в отношении
близких людей, с которыми у вас хорошие,
доверительные отношения. Если вы попробуете
рассказывать о своих чувствах совершенно
посторонним вам людям, это будет скорее
всего не эффективно. (с) Психологос
1.1Я-высказывание в общении
Те, кто наблюдал детей в процессе игры, видели, что иногда они ссорятся и высказываются категорично, говоря что-то вроде «Я не люблю тебя» или «Я с тобой не хочу играть» или «Ты за это ответишь!». Если дети достаточно умны, чтобы задуматься о своих словах, можно научить их реагировать иначе.
В психологии есть понятие «Я-высказываний» и методика работы с ними. Я-высказывание – это информирование о своем состоянии и чувствах от первого лица. Обычно это применяется к взрослым, чтобы помочь им лучше сообщать о своих эмоциях, а не обвинять других. Эта техника использует специальный формат предложения следующим образом: «Я чувствую себя (эмоции), когда ты (действие)». Например: «Мне больно, когда ты игнорируешь меня!». То есть эта техника помогает нести ответственность за свои эмоции, адекватно озвучивая свои чувства.
При работе с детьми, подход, основанный на работе с «Я-высказываниями» может помочь детям научиться очень важному навыку, который пригодиться им на протяжении всей жизни. Вначале это покажется неестественным для взрослых и детей. Тем не менее, дети тоже могут освоить высказывание с помощью этой техники, и дать хороший пример для подражания своим друзьям!
Рассмотрим следующую ситуацию. Двое детей в карнавальных костюмах играют, и Сережа отнимает карнавальную маску у Вани. Ваня начинает кричать: «Я не люблю тебя больше!». Это нормальная детская реакция потому что дети не умеют скрывать чувства. В этот момент общения родитель может вмешаться и спокойно спросить ребенка, что они чувствуют, когда у них отбирают что-то. Взрослый может подсказать ребенку несколько слов, определяющих эмоций (обида, грусть и т.д.) В этом случае ребенка нужно воспитывать таким образом: «Когда Сергей захватывает твою вещь, ты чувствуешь обиду». Но можно сказать так: «Сережа, я чувствую обиду, когда ты отнимаешь мои вещи». Может быть, Сережа должен отвечать ему так: «Ваня, мне было грустно, когда ты сказал, что ты меня не любишь!». Это может показаться немного сентиментальным, но не стоит недооценивать способности детей! Это могут делать и учителя школ. Кроме того, вы можете использовать эту технику при общении с собственными детьми: «Папе стало грустно, когда ты назвал его жадиной». Это позволяет ребенку понять, что мамы и папы тоже есть чувства.
Техника «Я-высказывание» является полезным инструментом для увеличения коммуникации и понимания своих эмоций. Этот метод может быть использован в любой возрастной группе детей, примерно с 4 лет и выше. Он работает даже с коллегами или супругами. Используйте метод «Я-высказывания» уже сегодня с кем-то из ваших близких и посмотрите, как он сработает! Женский сайт «Забастовка»