Технологический детерминизм в западной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Целями работы являются:
• Проанализировать технологический детерминизм как отражение социальных из¬менений в развитых капиталистических странах.
• Раскрыть образ индустриальной эпохи как исходной парадигмы для осмысления всемирной истории.
• Определить время возникновения направления, теории, его представляющие, и их авторов

Содержание работы

Введение. 2
1. Технологический детерминизм как отражение социальных изменений в развитых капиталистических странах. 4
2. Образ индустриальной эпохи как исходная парадигма для осмысления всемирной истории. 6
3.Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий. 12
Заключение. 13
Список литературы. 14

Файлы: 1 файл

закачать.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Контрольная работа № 1

по  социологии

 

Вариант 10

Технологический детерминизм в западной социологии

 

Студент:

 
 

Факультет:

МиМ

 

Специальность:

МО

 

Курс:

1

 

Форма обучения:

Вечер

 

Личное дело №:

 
     

Проверил:

преподаватель

 
     

Ярославль 2011




Содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Вся история развития человечества, особенно история XIX-XX веков, говорит о том, что перемены в экономической, социальной и общественно-политической сферах жизни отдельных людей, стран и мирового сообщества в целом, происходили тогда, когда появлялись новые технологии не имевших аналогов в системе предшествовавшего производства. Технологический детерминизм – это взаимная обусловленность явлений. Каждое явление является следствием другого явления и само становиться причиной другого явления. Утверждает что главным фактором общественной жизни является развитие техники и технологии.

Настоящая тема носит актуальный характер в современных условиях. Наука не стоит на месте, находясь в постоянном развитии. От того, как она будет проявлять себя зависит действия человека, и всего общества. Изучить направление технологического детерминизма означает подняться на ступень выше в изучении западной социологии.

Целями работы являются:

  • Проанализировать технологический детерминизм как отражение социальных изменений в развитых капиталистических странах.
  • Раскрыть образ индустриальной эпохи как исходной парадигмы для осмысления всемирной истории.
  • Определить время возникновения направления, теории, его представляющие, и их авторов

Для достижения заданных целей выделяются следующие  задачи:

  • Выяснить социальные изменения, которые были вызваны достижениями научно-технической революции в 50–70-х годах ХХ в.
  • Показать как эти изменения повлияли на социально-политические и социально- экономические теории.
  • Выделить идеи, наиболее адекватно отражающие социальную картину западного общества.
  • Показать теоретический аспект с точки зрения 3-й «позитивной стадии» всемирной истории
  • Раскрыть более глубоко теорию конвергенции Дж. Гэлбрейта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Технологический детерминизм как отражение социальных изменений в развитых капиталистических странах.

Научно-техническая  революция - это новый этап научно-технического прогресса. Революция привела к преобразованию производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства.1 Начавшись в середине двадцатого века под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством она оказала значительное влияние на все стороны жизни общества. В данной работе приведены социальные изменения, которые были вызваны достижениями научно-технической революции в 50 – 70-х годах 20 века:

  • переход от индустриального к «постиндустриальному обществу»
  • тенденцией в области образования становится его гуманизация
  • Одна из основных целей образования - формирование у человека потребности в самообразовании, в постоянном пополнении своих знаний
  • распространение научных, технических и культурно-художественных знаний, обогащение людей информационными и культурными ценностями
  • возрастающий разрыв в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки
  • экологический кризис
  • вытеснение большей части населения из активной сферы деятельности
  • расслоение человечества

Описанные ранее изменения повлияли на социально-политические и социально-экономические теории. Примерами этого являются

  • Появление программы «новых рубежей» предложенной демократической администрацией Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. В основу  программы  была положена идея стимулирования темпов экономического роста. Главным стержнем  программы  должен был стать "последовательный курс на поддержание равновесия между предложением товаров и услуг и совокупным спросом с целью обеспечения непрерывного сбалансированного экономического роста при высоком уровне занятости и необходимой стабильности цен"2
  • Программа "великого общества". Ее центральным звеном стала "война с бедностью"
  • Специальная программа "Медикейд" в виде поправки к закону о социальном страховании. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже "границы бедности" получили право на льготные условия медицинской помощи за счет специальных федеральных субсидий
  • В законах 1964 и 1968 гг. была запрещена дискриминация при найме и обслуживании в местах общественного пользования, при продаже земли и сдаче в аренду жилья
  • Система государственного вспомоществования. Она основывается на том, что при определенных условиях семьи с доходами ниже официальной границы бедности имеют право на получение пособий от государства, которое осуществляет, таким образом, политику поддержания благосостояния своих граждан.

 

 

 

 2. Образ индустриальной эпохи как исходная парадигма для осмысления всемирной истории.

 

Идеями рационального  управления общественными процессами занимались многие представители этого направления социально-экономической мысли. В данной работе показываются теории Огюста Конта и Дж. Гелбрейта.

Философия истории  Конта - это одновременно закон движения и познания, основными стадиями которого являются:

  • Теологическая, или фиктивная, стадия (человек, в силу преобладающего здесь воображения, представляет весь мир явлений по аналогии со своей собственной деятельностью. Он олицетворяет предметы и явления природы, видит в них произвольные действия индивидуальных существ или богов)
  • Метафизическая, или абстрактная, стадия (преобладает отвлеченное, формальное мышление — воображаемые боги вытесняются понятием общих сущностей, первопричин и целей, к которым сводятся отдельные явления)
  • Научная, или позитивная стадия (вымыслы теологии и метафизические отвлеченности заменяются познанием действительных законов природы, то есть постоянной фактической связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности, отказ от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей, переход к научному познанию на основе опыта, наблюдению, описанию явлений)

Третья и  последняя стадия считается самым передовым состоянием познания. О. Конт считал, что после того как человечество в основном пройдет две первые стадии, станет возможным перейти к концепции позитивной философии. Она должна была также сменить критическую философию XVIII века, которая основывалась на отрицании и изменении существующего. Задачей же позитивной философии являлось объяснение существующего, которое может помочь в принятии социально важных решений.

Характерными  чертами позитивной философии являются:

  • объективность, так как она подчиняет мышление его предмету, а не наоборот
  • реальность, так как сам предмет её есть всегда наблюдаемый факт, а не вымысел воображения или логическая абстракция
  • достоверность, так как все утверждения позитивной философии, относясь к фактам, всегда могут быть проверены фактически
  • точность, так как математика, будучи основой всей системы, всегда остается нормой истинного познания
  • органичность, так как эта философия смотрит на себя как на органический продукт, естественное продолжение или восполнение действительного хода вещей
  • относительность, поскольку все явления познаются здесь в своём действительном отношении к нашему организму и взаимоотношении между собой
  • полезность

 

 Теория конвергенции (лат. сonvergentio - сближение разного, вплоть до возможного слияния в единое) – учение Джона Гэлбрейта, обосновывавшее мирное сосуществование двух систем, капитализма и социализма, возможность и необходимость сглаживания экономических, политических и идеологических различий между капитализмом и социализмом, их последующему синтезу в некое "смешанное общество". Эта концепция появилась в годы идеологического и военного противостояния двух общественно-политических систем, социализма и коммунизма, представители которых боролись между собой за передел мира, пытаясь насадить свой порядок во всех уголках планеты. Противостояние, которое оно принимало на политической арене несло человечеству угрозу термоядерной войны и глобального уничтожения всего живого. Передовые мыслители Запада все больше приходили к мысли, что безумному соревнованию и военной гонке надо противопоставить нечто такое, что примирит две враждующие социальные системы. Так родилась концепция, согласно которой, заимствуя друг у друга все лучшие черты и тем самым сближаясь друг с другом, капитализм и социализм смогут ужиться на одной планете и гарантировать ее мирное будущее. В результате синтеза должно появиться нечто среднее между капитализмом и социализмом. Его назвали "третий путь" развития.

Объективные условия конвергенции капитализма и социализма раскрыл известный американский экономист и социолог Джону Гэлбрейту: «Конвергенция связана прежде всего с крупными масштабами современного производства, с большими вложениями капитала, совершенной техникой и со сложной организацией как важнейшим следствием названных факторов. Все это требует контроля над ценами и, насколько возможно, контроля над тем, что покупается по этим ценам. Другими словами, рынок должен быть заменен планированием. В экономических системах советского типа контроль над ценами является функцией государства. В США это управление потребительским спросом осуществляется менее формальным образом корпорациями, их рекламными отделами, агентами по сбыту, оптовыми и розничными торговцами. Но разница, очевидно, заключается скорее в применяемых методах, чем в преследуемых целях.

Индустриальной системе внутренне не присуща способность обеспечить покупательную силу, достаточную для поглощения всего, что она производит. Поэтому она полагается в этой области на государство. В экономических системах советского типа также ведутся тщательные подсчеты соотношения между объемом получаемых доходов и стоимостью товарной массы, предоставляемой покупателям.

Индустриальной системе приходится полагаться на государство в деле обеспечения обученными и образованными кадрами, которые стали в наше время решающим фактором производства. То же имеет место и в социалистических индустриальных странах»3

 Говоря об условиях возникновения теории конвергенции, ее сторонники указывали на наличие по обе стороны "железного занавеса" и ряда других общих черт, свойственных современной эпохе. К ним относили единое направление научно-технического прогресса, сходство в формах организации труда и производства, общие для развитых стран демографические процессы, многочисленные параллели по линии урбанизации, бюрократизации. Отмечались и прямые взаимовлияния, например, усвоение западными правительствами и крупными фирмами определенных элементов советского опыта планирования.

Политической причиной возникновения теории конвергенции явились геополитические результаты второй мировой войны, когда на карте мира оказалось полтора десятка социалистических стран, тесно связанных между собою, с населением свыше трети всех живущих на Земле. Формирование мировой социалистической системы привело к новому переделу мира - взаимному сближению ранее разобщенных капиталистических стран, разделению человечества на два полярных лагеря.

При помощи взаимного проникновения двух систем интеллигенты намеревались придать социализму большую эффективность, а капитализму - гуманистичность.

Теория конвергенции послужила теоретико-методологической основой для концепции социализма с человеческим лицом и социал-демократической идеологии. Как научная теория она умерла, но как руководство к практике она оказывает влияние на европейцев и в 21 в.

 

Постиндустриаальное общество – это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и  креативность  работника.4

 Опасность идеализации постиндустриализма заключается в том, что ожидая определенных результатов есть возможность разочарования, начатый процесс может повернуться в противоположную сторону и тогда последствия могут быть необратимыми.

В постиндустриализме выделяют достоинства:

  • инновационный характер производства
  • возрастающую роль образования и знания
  • образование превращается в «коллективное благо»
  • подчинение экономического социальному и культурному
  • превращение этоса науки в этос всего общества
  • доминирование отношений между людьми, а не между людьми и природой
  • гуманизация технологии
  • многоуровневое демократическое участие народа в политике
  • демилитаризация

Информация о работе Технологический детерминизм в западной социологии