Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 03:51, доклад
Технологии информационно-психологического воздействия в массовых информационных процессах базируются на использовании возможностей СМИ и МК для воздействия на массовое и индивидуальное сознание аудитории.
Технологии воздействия на общественное сознание через органы СМИ – комплексы методов, приемов, использующихся в СМИ для оказания информационно-психологического воздействия на личность, группу людей и население страны.
Технологии информационно-психологического воздействия в массовых информационных процессах
Технологии информационно-психологического воздействия в массовых информационных процессах базируются на использовании возможностей СМИ и МК для воздействия на массовое и индивидуальное сознание аудитории.
Технологии воздействия на общественное сознание через органы СМИ – комплексы методов, приемов, использующихся в СМИ для оказания информационно-психологического воздействия на личность, группу людей и население страны. Эти технологии могут с одинаковым успехом применяться и как средство укрепления психологической стабильности общества, и как оружие для ее разрушения в зависимости от целевых установок инициатора информационно-психологического воздействия и от потенциала, желания объекта воздействия принять эти установки или защищать себя от внешнего информационного "давления".
Технологии информационно-психологического воздействия в СМИ используются государством не только против внешнеполитических оппонентов или в поддержку своих союзников за рубежом, но также и для оказания "нужного" информационного влияния на общественное сознание внутри страны.
Основные технологии для воздействия на общественное сознание через органы СМИ:
1. Манипулирование с истинной информацией.
2. Тенденциозный подбор тем и материалов.
3. Распределение эфирного времени, непропорционально истинному значению информационных фрагментов.
4. Фрагментарность представления информации.
5. Намеренно выравненное представление малосравнимых факторов – технология "media amplification".
6. Отвлечение внимания аудитории от действительно значимого, но политически невыгодного для освещения события некачественным представлением информационного материала.
7. Выбор выгодного момента для информирования населения (например, для выброса компрометирующих материалов).
8. Эмоциональное комментирование, представление происходящего.
9. Двухступенчатый коммуникационный поток: использование в комментариях мнений компетентных персон, уважаемых обществом.
10. Использование в качестве телеведущих обаятельных и привлекательных людей, которые наиболее убедительны в случаях, когда большую роль играет субъективное предпочтение ("Мнение в конечном счете определяется чувствами, а не рассудком" – Герберт Спенсер).
11. Определенная последовательность предоставления информации: при высказывании противоречивых точек зрения наиболее убедительной является информация, переданная первой.
12. Искусство специализированного монтажа информации (например, совмещение во времени тенденциозного звукового сопровождения и документального видеоряда).
13. Доведение информации лишь до определенной группы населения (например, по территориальному, национальному, религиозному или социальному признаку); этот прием помогает идентифицировать и сформировать группы единомышленников.
14. Транслирование видеоинформации, полученной с применением возможностей компьютерной графики, или/и искусственно синтезированной речи, например, государственных, общественных деятелей.
15. Технология влияния СМИ на деформацию архетипических образов, внедрение в общественное сознание элементов нестабильности, дезорганизованности, хаоса, неуверенности и страха.
16. Использование СМИ как канала доведения до населения, руководства страны нацеленной дезинформации.
17. Технологии манипуляции в СМИ с опросами общественного мнения.
18. Использование СМИ как инструмента непосредственного доведения до общества и отдельных личностей угроз, ультиматумов, "импульсов" диктата и устрашения.
19. "Эффект CNN".
20. Демонстрация в пропагандистских материалах превосходства своей культуры (цивилизации) – является для СМИ ведущих западных стран (в том числе НАТО) важнейшим содержательным элементом информационно-психологического воздействия.
21. Эксплуатация в СМИ всевозможных слухов, которые могут целенаправленно влиять на информационно-психологический климат в обществе.
22. Использование СМИ как инструмента непосредственного доведения до общества и отдельных личностей угроз, ультиматумов, "импульсов" диктата и устрашения.
23. Технология "рефлексивного управления".
Манипулирование с истинной информацией. Одна из технологий для воздействия на общественное сознание через органы СМИ. Обозначается английским термином "truth projection" ("проецирование правды") и является одной из наиболее широко распространенных технологий информационно-психологического воздействия на общественное сознание через СМИ. Известно, что информация СМИ лишь отражает как в зеркале действительные события. При этом "зеркало" может иметь свою "кривизну", "прозрачность", "цветовую гамму", "ограниченные размеры" и другие "дефекты", происхождение которых является искусственным. Благодаря, в частности, такому относительно простому трюку, как организованное блокирование в СМИ части информации или запрет на выражение точки зрения противоположной стороны при акцентировании политически выгодных тем, можно вызвать у аудитории реакцию, которая будет неадекватной происходящим в действительности событиям.
Технологии манипуляции в СМИ опросами общественного мнения. Входят в состав технологий для воздействия на общественное сознание через органы СМИ. Основаны на демонстрации в СМИ некорректных результатов опросов, которая может деформировать не только мнение личности, но и общественное мнение. Последовательность и форма вопросов, которые зачастую составляют не социологи, а журналисты, могут стимулировать ответ. Нередко характер ответов зависит не столько от оценки конкретной ситуации, сколько от общего отношения к происходящему вокруг, от предрассудков, бытующих в массовом сознании, от "протестных" стереотипов. Опросы, являясь по существу средством зондирования состояния общества, в принципе позволяют манипулировать общественным мнением.
Технология влияния СМИ на деформацию архетипических образов – одна из технологий для воздействия на общественное сознание через органы СМИ, посредством которой осуществляется внедрение в общественное сознание элементов нестабильности, дезорганизованности, хаоса, неуверенности и страха. Эта технология состоит в воздействии на стереотипы, установки, сложившиеся у населения конкретной страны, в вытеснении из общественного сознания доминирующей национальной идеи, объединяющего морального начала и рассчитана на реализацию в долгосрочном, стратегическом плане.
По К.Г. Юнгу, процесс вытеснения (из сознания в ближние и далее в более глубокие слои бессознательного) осуществляется благодаря "моральному влиянию окружающего". Процессу вытеснения непременно сопутствует процесс ассоциирования в сознании новых впечатлений. Оба процесса проходят непрерывно и у разных личностей по-разному в зависимости от их волевых установок, однако в любом случае "высвобождающаяся психическая энергия" оказывает влияние на психическое и даже физическое состояние личности. При этом, "чувство моральной неполноценности возникает... отнюдь не из столкновения со всеобщим, в известном смысле произвольным моральным законом, а из конфликта с собственной самостью, которая, исходя из чувства душевного равновесия, требует восполнения дефицита".
Восполнение этого дефицита у взрослого населения (далеко не у всех) может происходить путем ассимиляции сознанием "архетипических ресурсов бессознательного". У молодежи таких возможностей меньше – молодой человек ассимилирует скорее новые внешние впечатления (по К.Г. Юнгу, у молодежи соответствующие архетипические формы почти не заполнены). По мнению западных экспертов, СМИ и, в первую очередь, телевидение оказывают огромное влияние на ход указанных процессов.
"Эффект CNN" – одна из технологий для воздействия на общественное сознание через органы СМИ, заключается в демонстрации по телевидению потрясающих психику аудитории актуальных событий в реальном масштабе времени. Благодаря эффекту "присутствия" телезрителя в гуще событий (например, при бомбардировках городов) достигается эмоциональное усиление оказываемого на аудиторию психологического воздействия, которое закрепляется нацеленным комментарием.
Управление рефлексивное – одна из технологий для воздействия на общественное сознание. Психологическая технология, основанная на циклической повторяемости цепочки: воздействие (стимул) – реакция. По К.Г. Юнгу, информационно-психологическое воздействие реализуется через "относительность всего человеческого". Рефлексивное управление – это информационное воздействие на объекты, для описания которых необходимо употреблять такие понятия, как сознание и воля. Такими объектами являются отдельные люди и объединения людей (семья, группа, страна, нация, общество, цивилизация). Рефлексивное управление как термин может пониматься во-первых, как искусство манипуляции людьми и группами людей, во-вторых, как специфический метод социального контроля. Технология главным образом нацелена против узкой группы людей в конкретном государстве, облеченных наибольшими полномочиями, или против отдельных личностей в этой группе. Предполагается, что информационно-психологическое воздействие на руководящие и исполнительные структуры страны приводит минимум к временному замедлению темпа принятия оперативных решений и даже к блокированию основных узлов управленческой структуры государства, и максимум – к принятию элитой власти таких решений, которые благоприятствуют целям и намерениям инициатора информационно-психологического воздействия.
Специфика рефлексивного управления как технологии (метода) заключается в том, что генерация информационных воздействий опирается не столько на естественную человеческую интуицию, сколько на особую модель управляемого субъекта.
Технология предусматривает создание очень подробного психологического портрета (модели) объекта информационно-психологического воздействия. Модель объекта информационно-психологического воздействия должна отражать не только область его поведения, но и его способность осознавать самого себя и других субъектов, включая и тех, которые пытаются установить контроль над данным объектом воздействия, т.е. должна быть рефлексивной. Изучаются надежные каналы доведения информации до объекта, оценивается его восприимчивость к различным типам внешнего воздействия, в том числе через СМИ. Создается компьютерная модель психологии поведения объекта, его рефлекторного аппарата; по особой программе проигрываются сценарии информационно-психологического воздействия и его последствия. После применения "импульса" информационно-психологического воздействия в реальном масштабе времени происходит оценка близости реакции объекта к целевой установке, и, в случае необходимости, выбирается дополнительное оптимальное воздействие. При этом особое значение для субъекта, реализующего эту технологию, имеют факты, свидетельствующие о действенности информационно-психологического воздействия. Эти факты проявляются в нарушении психической устойчивости объекта воздействия и свидетельствуют об его уязвимости: например, появление бессонницы, ночных кошмаров, повышенной нервозности и раздражительности. Повторяемость циклов информационно-психологического воздействия не лимитируется.
В политических процессах активно используются манипулятивные политические технологии. Все политические технологии манипулирования поведением человека действуют в ограниченном временном и функциональном диапазоне. Степень их эффективности определяется духовной зрелостью людей, их готовностью обманываться. Глубинной основой политических манипулятивных технологий является конструирование мифов, обращение не к разуму человека, а к глубинам подсознания. Люди позволяют собой манипулировать, сбрасывая ответственность за свои поступки на так называемых манипуляторов. Любой человек даже чисто интуитивно, бессознательно всегда чувствует, что им манипулируют, но позволяет себе быть манипулируемым, поскольку именно эта манипуляция дает ему возможность делать то, что он очень хотел бы сделать, но почему-то до сих пор себе не разрешал. В этой сфере в разном порядке используются одни и те же схемы как, например, устройство грандиозных концертных или театрализованных шоу с миллионными вложениями или проведение небольших манифестаций с привлечением к ним внимания СМИ, организация небольших драк и погромов с искусственным раздуванием их значимости для получения несоизмеримого с масштабами происшествия психологического эффекта.
Проблемы манипулирования не исчерпываются политическим маркетингом, включая в том числе акции ориентированного манипулирования, связанные с интересами различных финансово-промышленных групп.
Метод политических мифов – основан на изменении основы ориентации человека, в качестве которой служит складывающаяся в мозгу определенная картина мира, с которой сравниваются явления, наблюдаемые в окружающей среде. Несоответствие ее реальности ведет к неадекватному поведению и, с какой-то степенью вероятности, к гибели организма. Изменение картины мира может происходить внедрением в сознание политических мифов, позволяющих заменить целостное мировоззрение фрагментарным.
Совокупности мифов, входя в мировоззрение, изменяют объективную картину мира, приводя к неадекватному искаженному пониманию реальности, своего рода психическим сдвигам. Миф для управления большими массами людей использует силу воображения. Миф нечувствителен к рациональным аргументам, его нельзя отрицать с помощью силлогизмов.
Для любого воздействия в существующих условиях необходимо присутствие правды и ее определенная дозированность. На этом фоне могут поступать и необходимые порции ложных данных. Но наиболее эффективный метод заключается в расчленении явления, выделении истинных, но единичных фактов, и отождествлении их с самим явлением. Или в более общей постановке вопроса – создании на основе истинных фактов ложной информационной структуры. Сложные образования такого типа носят название политических мифов. Политический миф создается в соответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, а представляют собой искусственные творения, специалистами в сфере политических и социальных технологий. Мифы могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие. Благодаря СМИ, процесс создания мифов резко ускорился. В настоящее время миф – это один из центральных пунктов психологической войны. Картина мира, то есть то, с чем человек сравнивает реальность, из целостной и взаимосогласованной становится фрагментарной, мозаичной, состоящей из набора мифов. Мифы, нарушая целостное мировоззрение, создают мозаичное, распадающееся мышление, формируют ложную картину мира. Люди как бы управляются мифами, которые внедряются через СМИ в их сознание. Эти мифы дают ложную искаженную картину мира и заставляют людей действовать против своих интересов.
В процессе "мифологизации" исчезают реальные человеческие черты и на сцене общественной жизни появляются герои, побеждающие не политических противников или соперников в конкурентной борьбе, а "чудовищ". Для создания и закрепления мифологических образов используются разработки из области психолингвистики, суггестивной лингвистики, нейролингвистического программирования, эриксонианского гипноза, психологии восприятия. Все они отличаются высокой эффективностью воздействия. Свою основную задачу многие политические имиджмейкеры исходя из предпочтений электората понимают как подбор мифологического персонажа для клиента и подгон его "деяния" к соответствующим мифологическим подвигам.