Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 19:25, доклад
Превентивная педагогика — отрасль юридической педагогики исследующая проблемы педагогической профилактики правонарушений и преступлении и разрабатывающая эффективные педагогические меры по ее осуществлению. Она видит свое на ринга криминогенных факторов, знание типичных и индивидуальных криминогенных причин и условий, часто способствующих криминализации личности человека и совершению им преступления.
Технологии превентивной педагогики.
Превентивная педагогика — отрасль юридической педагогики исследующая проблемы педагогической профилактики правонарушений и преступлении и разрабатывающая эффективные педагогические меры по ее осуществлению. Она видит свое на ринга криминогенных факторов, знание типичных и индивидуальных криминогенных причин и условий, часто способствующих криминализации личности человека и совершению им преступления. Собственным объектом превентивной педагогики являются пути и способы недопущения и устранения в педагогических системах, включающих условия, факторы, становление, развитие, жизнедеятельность человека в связи с возможностями, недостатков, имеющих криминогенное значение. Цель превентивной педагогики — разработка и использование эффективных педагогических путей и способов превенции педагогических деформаций в жизнедеятельности и характеристиках групп и отдельных личностей, имеющих криминогенное значение.
Основы превентивной педагогики. Как бы ни было сложно, но преступление легче предупредить, чем устранить его последствия. Последствия тяжелы и масштабны, ибо их негатив относится не только к преступнику, несущему уголовную ответственность, не только к потерпевшему, жертве преступления, но он охватывает и большой круг лиц, которым тот и другой близки, дороги и которые тоже, по существу, становятся жертвами преступления, ибо оно вносит в их жизнь страдания, лишения, а порой радикальные и непоправимые перемены. Негативные последствия преступления долговременны и испытываются затрагиваемыми им лицами порой всю жизнь. Особенно прискорбно, когда они совершаются впервые молодыми людьми, круто переворачивая нередко их психологию и судьбу. Поэтому профилактике преступлений принадлежит приоритетная и подлинно гуманная роль.
Есть много разновидностей предупреждения преступлений: общая и индивидуальная профилактика, оперативно-розыскная, виктимологическая и др. Обычно на первый план выдвигается общая и индивидуальная профилактика. Между ними есть неразрывная связь, хотя в одном случае объектом внимания является множество лиц, а в другом — конкретная личность.
В общей профилактике ее правовой аспект представлен уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, криминалистической и др. профилактиками, а социальный - моральной, психологической, педагогической, медицинской, психиатрической и др.
^ Педагогическая профилактика
— использование
Педагогизация профилактической работы — это включение в нее возможностей превентивной педагогики (педагогических задач, содержания, форм, методов, приемов, средств). Сегодня профилактика преступлений не может быть полем деятельности только юристов. Она должна раздвигать свои границы и включать, в частности, педагогическую профилактику. Главная причина встречающейся малой эффективности профилактики — в ее административно-правовой ограниченности, слабой подготовленности ее субъектов к комплексному, педагогически эффективному построению. А.И. Алексеев, положивший в 1984 году начало серьезному педагогическому исследованию предупреждения преступлений, отмечает, что «есть основания говорить не о каких-то педагогических фрагментах, нюансах процесса предупреждения преступности или скоротечной моде на педагогические средства криминологической профилактики, а именно, о ее педагогических основах». Он отнес криминологическую педагогику к частной криминологической теории.
Превентивная педагогика рассматривает назначение педагогической профилактики как содействие предупреждению преступлений устранением педагогических (социально-педагогических, психолого-педагогических) причин, а также иных педагогическими средствами. Педагогические причины неэффективно разрушать чуждыми их природе способами. Нельзя приказать человеку думать иначе. Педагогическая профилактика решает свои задачи специальными обучающими, воспитывающими и развивающими педагогическими средствами и методами, свойственными педагогической деятельности и адекватными тем деформациям в обученности, воспитанности и развитости профи л актируемых граждан и групп, которые являются причинами отклоняющегося поведения и его потенциями. Достигается это, главным образом, не прямым разрушением деформаций, а позитивными обучающими, воспитывающими и развивающими воздействиями, вытесняющими первые.
Педагогическая профилактика - гуманное и демократичное направление в профилактике, ориентированное на помощь гражданам, попавшим в криминогенно опасный период жизни (ситуацию), помощь, осуществляемую в их же интересах и интересах общества. Ее развитие отвечает сути и положениям Конституции Российской Федерации и принятых Россией международных правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.
Превентивная педагогика выделяет ряд функций, которые должны быть присущи практике педагогической профилактики:
-криминологическую
(диагностическую) — выявления педагогических
причин и условий преступности,
ее видов, распространенности в
отдельных регионах, среди групп
населения и наличия у
-прогностическую — определения тенденций развития юридически значимого поведения лиц и групп, обладающих определенными особенностями педагогических свойств образованности, обученности, воспитанности и развитости;
-экспертную — оценивания планируемых и предпринимаемых правовых и организационных мер общей и индивидуальной профилактики с точки зрения их педагогической эффективности, устранения ими педагогических причин отклоняющегося поведения и преодоления педагогической запущенности отдельных лиц и групп. Другая разновидность проявления экспертной функции: оценивание правовоспитательного и предупредительного характера социально-педагогических влияний разных особенностей общественной жизни, среды (работы средств массовой информации, печати, массовой культуры, моды, распространяющихся привычек поведения, способов проведения досуга и др.), жизни отдельных , групп населения и лиц;
- консультативную - оказания консультативной педагогической помощи в работе различных органов, организаций, лиц, при подготовке мероприятий социального и специально профилактического характера;
- организующую - научно и эмпирически обоснованной разработки целенаправленных комплексов педагогических мер, ориентированных не на разовое, а на педагогически системное воздействие на профилактируемых;
-методическую — тщательной
и детальной проработки
-побуждающую — зарождения надежд, намерений, желаний.
У профилактируемых воспользоваться предоставляемой помощью, преодолеть свои слабости и недостатки, поверить в реальную возможность стать на путь нормальной, отвечающей моральным и правовым нормам жизни и правомерного поведения, отказаться от преступных намерений. Это функция организации самопрофилактики. Ничто не приведет к достижению желательного превентивного результата, пока сам человек этого не захочет, не приложить силы и умения к этому.
Методы и приемы педагогической профилактики
-методы и приемы, обучения: рассказ, объяснение, доказательство, убеждение, пример, показ, упражнение и др.;
-методы и приемы воспитания: объяснение, убеждение, переубеждение, консультирование, разбор, рекомендация, совет, требование, принуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, упражнение в правильном поступке, поддержка, помощь, перспективных линий, «взрыва», воздействия через других (коллектив), соперничества, одобрения, поощрения, критики, наказания, самоуправления (самооценки, самокритики, самозапрета, самомобилизации, самопринуждения, самоприказа, достижение мелких, но ежедневных положительных результатов) и др.;
- методы и приемы развития:
пробуждение чувства личного
достоинства, авансирование доверия
и веры в успех, активизации
понимания уникальности жизни, активизации
интереса, мышления, воли, напряжения
усилий, преодоления трудностей, сдерживание
слабостей и проявление
Методика педагогической превенции предполагает комплексное использование методов и приемов, максимальную адаптацию их к данной ситуации, личности, группе. Необходим педагогический стиль общения и работы, уважение личности профилактируемого, его понимание и демонстрация этого понимания, доброжелательность, подлинное желание помочь человеку, душевность, сопереживание, искренность, доверительность, вера в его исправление, оптимизм, открытость, принципиальность и др.
Педагогическая профилактика реализуется при традиционных формах профилактической работы, а также предполагает использование особых, педагогически насыщенных форм: лекций, практических занятий, семинаров, обсуждений, бесед, заданий, поручений, шефств, коллективного труда, тематических вечеров, дискуссий, вечеров вопросов и ответов, телефонов «доверия», включения в систему получения и повышения общего и профессионального образования и др.
Вся педагогическая профилактика требует не стандарта, шаблона, администрирования, а гибкости мышления, творчества, подлинного педагогического мастерства и способностей. Эти требования значительно более высоки, чем при работе с законопослушными гражданами.