Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа
Эта тема актуальна так как бездомность является одной из самых острых социальных проблем, однако она все ещё не получила достаточного научного освещения и, к сожалению не входит в число приоритетных направлений социальной политики государства. До сих пор не изучены реальные масштабы бездомности в стране и отдельных регионах, политические, правовые, экономические, культурные и социально – психологические предпосылки проблемы, её сравнительные особенности в разных регионах и типах поселений, эффективные практики решения этих проблем и т.д.
Введение 3
Глава I Бездомность и её причины
§1 История Русских бездомных 5
§2 Причины и факторы проявления в России лиц без
определённого места жительства 8
Глава II Работа по организации занятости в России лиц без определённого места жительства
§1 Проблема занятости бездомных в России 12
§2 Мероприятия по социально трудовой реабилитации лиц без определённого мест жительства в России 16
Заключение 20
Литература 22
Свидетельство тому - огромное количество представителей социальных слоев и разных профессиональных, трудоспособных групп среди бездомных. К ним относятся одинокие пожилые люди, учителя, инженерно-технические и квалифицированные рабочие, инвалиды, многодетные, безработные матери-одиночки и т.д.
Собственный выбор послужил причиной ухода на улицу лишь в 7 случаях из 100. Основная масса бездомных - лица 35-54 лет. Очевидно, людям, которые росли еще в СССР, значительно труднее приспособиться к новым общественным отношениям. Возрастная структура бездомных вызывает тревогу потому, что явное преобладание в ней не старых людей можно рассматривать как потенциальный ресурс криминального мира
Факторы, определяющие численность бездомных.
Даже при той колоссальной стигматизации, которая характерна для положения лиц «бомж» в России, они не являются изолированной (замкнутой) социальной группой. Численность бомжей постоянно изменяется и определяется, прежде всего, тремя основными факторами:
- скоростью (массовостью)
пополнения этой социальной
- скоростью (массовостью)
оттока бездомных в другие
социальные группы и, в первую
очередь, скоростью (
- смертностью.
Репродукция внутри этого сообщества, разумеется, тоже играет определенную роль, но она не существенна по сравнению с определяющими факторами, указанными выше.
Причины, по которым в России люди становятся и остаются бездомными, являются производными множества взаимосвязанных факторов, основными из которых являются политика, экономика и кризис института семьи.
Комплексный анализ причин
бездомности и численности
Формирование российской бездомности в масштабах и с особенностями, которые присущи ей сегодня, свидетельствует о том, что в стране отсутствует продуманная государственная политика профилактики бездомности, ресоциализации, социально-трудовой реабилитации, что эти вопросы не являются значимыми для властей.
Невыполнение семьей своего предназначения также приводит к различным негативным последствиям, в том числе к бездомности. В условиях явной недостаточности государственных и общественных механизмов защиты прав и свобод человека значение семейного фактора в каждом конкретном случае становится решающим как в вопросах профилактики бездомности, так и в вопросах ресоциализации бездомного.
Остальные причины бездомности,
по сути, являются лишь частными проявлениями
совместного действия этих двух причин,
и их скорее можно характеризовать
как механизмы развития проблемы
бездомности.
Глава 2 Работа по организации занятости в России лиц без определенного места жительства
§1 Проблема занятости бездомных в России
Проблема лиц без
В настоящее время бездомные
не могут официально (легально) трудоустроиться.
Это обусловлено тем, что в
перечне документов, которые в
соответствии со ст.65 Трудового кодекса
РФ необходимы для трудоустройства,
указаны документы, которые не могут
быть получены бездомными. Например, страховое
свидетельство государственного пенсионного
страхования, которое оформляется
территориальным органом
Не имея возможности легально трудиться, бездомные вынуждены работать без официального оформления трудовых отношений - нелегально. Это создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей, т.к. бездомные вынуждены соглашаться на оплату, которая ниже оплаты аналогичного труда «оседлых» (имеющих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания) граждан, с нарушением требований безопасности и гигиены, с превышением установленной законом продолжительности рабочего дня и (или) продолжительности рабочей недели, а также на работу в выходные и праздничные дни без дополнительной оплаты. Практически никто из работающих бездомных не имеет оплачиваемого периодического отпуска. Довольно широко распространен труд бездомных за еду и возможность неофициального проживания в принадлежащих работодателю помещениях. Нелегальный характер труда бездомных не позволяет им претендовать на соответствующее квалификации продвижение на более высокие должностные или квалификационные ступени.
Отсутствие официальных,
надлежащим образом оформленных
трудовых договоров позволяет
Нелегально бомжей берут на работу охотно и просто. Пригнали со стройки грузовик, поставили конкретную задачу - например, вывезти мусор, проконтролировали выполнение, выдали деньги на руки - и больше временный работодатель и его столь же временный подчиненный ничем не связаны. Но на легальной основе бомжей трудоустроить сложно, хотя легальное трудоустройство - это шанс не только для бомжа вернуться к нормальной жизни. Это плюс и для общества, поскольку нормальная трудовая занятость бомжей снижает уровень криминогенности.
Оформление пенсий бездомными также весьма проблематично, несмотря на существенные изменения, произошедшие в порядке оформления и назначения пенсий в 2002 году в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». К тому же, нелегальный характер труда лишает бомжей возможности производить из своей заработной платы установленные законом отчисления в пенсионный фонд. Как следствие, сегодняшние бездомные в будущем не смогут получать накопительную часть пенсии, которая должна была бы сформироваться у них за то время что они трудились, будучи бездомны. Перспектива нищеты бомжей в случае утраты ими трудоспособности в связи с возрастом, травмами или болезнью запрограммирована самой системой государственного пенсионного страхования. Таким образом, положение бомжей в России удручающее. Правительство своими действиями и решениями фактически исключили бездомных из легальных социально-экономических процессов и программ, призванных обеспечивать нормальное существование населения, реализацию экономических, социальных и культурных прав людей, в том числе, лишает их возможности за счет собственного легального труда обеспечивать себя.
§2 Мероприятия по социально трудовой реабилитации лиц без определённого мест жительства в России
Одним из направлений развития системы оказания социальной поддержки лиц «бомж» является их трудовая реабилитация и создание нормальных условий для общественно-полезного труда.
Работа по организации
занятости бомжей ведется с 1996 года
с введения в действие «Порядка взаимодействия
органов федеральной
1. Органы федеральной
государственной службы
- о действующих законодательных
и нормативных актах по
- сведения о возможности
трудоустройства данной
- справочные и информационные
материалы, касающиеся
2. Учреждения социальной
помощи проводят с гражданами
работу по следующим
- социальная адаптация граждан;
- содействие в трудовом
устройстве граждан, в том
- консультация граждан
по вопросам получения
- приглашение работников
службы занятости для
3. Учреждения социальной
помощи производят
4. Органы службы занятости:
- на основании полученной
информации ведут
- регистрируют обращающихся
в службу занятости граждан
данной категории и оказывают
им помощь в обеспечении
- разъясняют положения
действующих нормативных актов
в области занятости, проводят
консультации по вопросам прав
граждан в сфере занятости,
выбора или перемены профессии,
- оказывают услуги по
профессиональной ориентации и
консультируют по вопросам
- направляют граждан,
признанных в установленном
- направляют на рабочие
места в счет квоты,
- оказывают содействие в развитии рабочих мест при учреждениях социальной помощи для данной категории граждан.
5. Органы службы занятости
информируют учреждения
Основными мероприятиями
по профилактике бездомности и оказанию
социально-трудовой поддержки лицам
без определенного места
1. Создание различных
учреждений социально-трудовой
2. Привлечение трудоспособных
граждан указанной категории
к общественным и временным
работам на предприятия
Например, ежегодно Департаментом
федеральной государственной
3. Проведение сотрудниками
территориальных органов
Информация о работе Технологии социальной адаптации бездомных лиц пожилого возраста