Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 23:47, курсовая работа
Задачей современных государств является не просто признание, а защита прав человека, создание соответствующих условий для их реального обеспечения. При разработке социальной политики именно создание условий для реализации прав человека в социальной сфере и оказывается в центре внимания государства и органов местного самоуправления. Эти условия включают в себя соответствующие нормативные системы и специальные учреждения, деятельность которых нацелена как на формирование возможностей для реализации личностью своих прав, так и непосредственно на их осуществление.
Цель исследования: раскрыть теоретические и практические основы реализации технологий социальной работы по защите прав мигрантов.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы реализации технологий социальной работы по защите прав мигрантов
Характеристика технологий социальной работы по защите прав человека
Технологии социальной работы с мигрантами
Социальная адаптация
Социальная реабилитация
Технологии экономической поддержки населения
Технологии социальной работы в сфере занятости населения
ГЛАВА 2. Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с мигрантами
2.1 Система работы учреждений социальной защиты с мигрантами
2.2 Реализация технологий социальной работы с мигрантами в деятельности различных учреждений
Заключение
Список литературы
Из опыта неправительственных организаций Калининградской области, участвующих в решении переселенческих проблем [4;с.6]:
№ |
Наименование юридического лица |
Адрес и телефон |
Руководящий орган, Ф.И.О. руководителя |
1. |
Межрегиональная общественная организация Союз “Балтийское Содружество” |
г. Калининград, ул. Соммера, 54-7 тел. 55-17-46 . |
Координационный Совет, Президент - Кривдина Галина Фокеевна |
2. |
Калининградская Ассоциация правозащитных общественных объединений |
г. Калининград, ул. Литовский вал, 38-14, тел. 35-96-90 |
Совет, Председатель – Баратов Рустам Султанович |
3. |
Региональная общественная
организация вынужденных |
г. Калининград, ул. Красносельская, 79, тел. 27-41-18 |
Правление, председатель – Кошелева Ирина Леонидовна |
4. |
Региональная общественная
организация вынужденных |
г. Гусев, ул. Северная, 3-2 тел. (01143) 3-46-42 |
Совет, руководитель - Неганова Нина Ефремовна |
5. |
Региональный общественный фонд помощи вынужденным переселенцам и беженцам “Родина” |
г. Калининград, ул. Соммера, 54 |
Правление, председатель - Ермолович Юрий Григорьевич |
6. |
Калининградский ресурсный
информационно-аналитический |
г. Калининград, ул. Судостроительная, 82-2 |
Директор – Исаев Азамат Зайнидинович |
7. |
Региональный общественный фонд поддержки беженцев и вынужденных переселенцев “Дом” |
г. Калининград, ул., Невского, 44-54 |
Совет учредителей, директор - Смитницкая Ольга Борисовна |
8. |
Благотворительная католическая организация “Каритас - Запад” |
г. Калининград, ул. Расковой 15 тел. 27-26-68 |
Совет, Президент - отец Ежи Стецкевич |
9. |
Региональная общественная
организация женщин Калининградской
области “Дочери Янтарного |
г. Калининград, ул. Генделя 3-101 |
Совет, председатель - Ибрагимова Ирина Дмитриевна |
10. |
Калининградское отделение общероссийского Фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Соотечественники» |
г. Калининград, ул. Красносельская, 79 тел. 75-93-00 |
Совет, председатель – Балашов Владимир Анатольевич |
А Н К Е Т А
СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ МИГРАНТОВ в Калининградской области (Полесский и прилегающие к нему районы) [4;с.13]
Всего опрошенных переселенцев |
565 |
1 пол |
|
Жен |
341 |
Муж |
224 |
2 возраст |
|
До 18 лет |
32 |
От 18 до 25 |
54 |
От 26 до 35 |
138 |
От 36 до 54 |
279 |
От 55 |
62 |
3 регион прежнего проживания |
|
Район военных действий |
82 |
Другие страны СНГ |
452 |
Другое |
21 |
4 дата переезда |
|
До 1991 г. |
18 |
От 1991 до 1995 г. |
169 |
От 1996 до 2001г. |
222 |
5 наличие регистрации |
|
Нет |
25 |
Постоянная |
374 |
Временная |
46 |
6 наличие гражданства |
|
Российское |
527 |
Другие страны СНГ |
|
Без гражданства (гражданин СССР) |
31 |
Другое |
|
7 переселенческий статус |
|
Беженец |
7 |
Вынужденный переселенец |
273 |
Военный переселенец |
5 |
Переселенец с Севера |
2 |
Переселенец из районов катастроф и стихийных бедствий |
5 |
Другое |
115 |
8 социальное положение |
|
Трудоспособный |
455 |
Пенсионер |
83 |
Учащийся |
17 |
Другое |
2 |
9 отношение к льготным категориям |
|
Участник (инвалид) ВОВ |
3 |
Участник (инвалид) военных действий |
3 |
Участник ликвидации аварии на АЭС |
1 |
Инвалид |
17 |
Многодетный родитель |
34 |
Одинокий родитель |
8 |
Одинокий пенсионер |
6 |
Другое |
29 |
10 семейное положение |
|
Холост |
185 |
Женат |
597 |
11 состав семьи (всего членов семьи), из них: |
|
Родители |
371 |
Дети до 18 лет |
374 |
Нетрудоспособных |
22 |
Другие |
59 |
12 условия проживания до переезда |
|
Свой дом |
167 |
Отдельная квартира |
337 |
Коммунальная квартира |
13 |
Снимаемое жилье |
8 |
Комната в общежитии |
4 |
У родственников, знакомых |
25 |
Без постоянного жилья |
2 |
Другое |
1 |
13 условия проживания после переезда |
|
Свой дом |
86 |
Отдельная квартира |
96 |
Коммунальная квартира |
10 |
Снимаемое жилье |
144 |
Комната в общежитии |
87 |
У родственников, знакомых |
72 |
Без постоянного жилья |
74 |
Другое |
1 |
14 социально-экономическое положение до переезда |
|
Собственное дело |
13 |
Постоянная работа |
278 |
Временная работа |
8 |
Пенсия или иные пособия |
65 |
Безработный |
38 |
Другое |
3 |
15 социально-экономическое положение после переезда |
|
Собственное дело |
8 |
Постоянная работа |
181 |
Временная работа |
36 |
Пенсия или иные пособия |
72 |
Безработный |
79 |
Другое |
5 |
16 образование |
|
Неполное среднее |
47 |
Среднее |
223 |
Среднее специальное |
100 |
Неполное высшее |
14 |
Высшее |
156 |
Несколько специальных средних образований |
3 |
Несколько высших образований |
1 |
Другое |
8 |
17 ученая степень |
|
Кандидат наук |
5 |
Доктор наук |
1 |
18 количество мигрантов, имеющих дополнительные профессии |
16 |
19 количество желающих обустроиться |
|
В сельской местности |
79 |
В малом городе или поселке |
303 |
В крупном городе |
175 |
Другое |
8 |
20 количество обратившихся за содействием |
|
За юридической помощью |
301 |
Медицинской помощью |
145 |
Поиск временного жилья |
4 |
Получение жилья |
370 |
Содействие в трудоустройстве |
197 |
Гуманитарная помощь |
457 |
Психологическая поддержка |
52 |
Другое |
77 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смысл, содержание, специфика социальных технологий определяются проблемной ситуацией, в целях разрешения которой разрабатывается и внедряется технология, способная обеспечить достижение соответствующего состояния социального объекта. [20;с.11].
Миграционная политика
РФ охватывает три направления: стимулирование
миграции извне; рациональное распределение
миграционных потоков по регионам и
социально-экономическая
Правовой нормативной базой, регулирующей решение вопросов, связанных с миграцией, являются законы РФ: «О вынужденных переселенцах» (1995), «О переселении граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (1996), «О беженцах» (1997), «О гражданстве Российской Федерации» (2002). Они устанавливают экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев, вынужденных переселенцев и других мигрантов на территории России в соответствии с Конституцией страны, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Непосредственно решением проблем мигрантов на уровне субъекта Российской Федерации занимаются территориальные органы Министерства внутренних дел (управления, подразделения) в соответствии с указом Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002.
Таким образом, проблема миграции — одна из самых актуальных для жителей нашей страны. Она связана с большими затратами, потерями, с множеством неудобств, с серьезной психологической перестройкой. Но у человека, решившегося на переезд, есть приоритетная цель, ради достижения которой он готов мириться с недостатками миграционного периода своей жизни.
Высокая мобильность населения страны, вынужденный характер перемещений требуют от государства продуманной миграционной политики. Ведь за каждым фактом миграции стоят человеческие судьбы. Поэтому работа с переселенцами требует не только значительных материальных ресурсов, но и проявления лучших человеческих качеств. Она сродни милосердию, когда необходимо внимание и сочувствие к попавшему в тяжелое положение человеку.
Закон дает беженцам все основные права граждан России, тем не менее льготы, предоставляемые законодательством беженцам, имеют некоторые ограничения по сравнению с льготами, предусмотренными для вынужденных переселенцев. Так, беженцы могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в агатную очередь на получение жилья только вынужденных переселенцев. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это положение не распространяется. Во время получения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам — нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев — учащихся техникумов и студентов вузов — в российские учебные заведения. Относительно беженцев об этом в законе ничего не говорится.
Решение о признании
человека вынужденным переселенцем
принимает территориальный
Территориальный орган
по делам миграции обязан выдать вынужденному
переселенцу специальное
Условия и порядок предоставления помощи вынужденным переселенцам определены постановлениями Правительства РФ: «О предоставлении вынужденным переселенцам беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья» от 23.01.1997 г., № 106; «О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно» от 30.04.1997 г., № 510. Этими и другими нормативными документами руководствуются территориальные органы в работе с вынужденными переселенцами.
Для первичной помощи вынужденным мигрантам созданы специальные учреждения: пункты первичного приема вынужденных переселенцев, центры временного расселения вынужденных переселенцев, центры временного размещения иммигрантов. Задачи специалистов этих учреждений — оказать первую психологическую помощь человеку, помочь сориентироваться в обстановке.
Для социально-незащищенных категорий, не имеющих возможности самостоятельно подыскать себе жилье, в течение пяти первых дней, пока решается вопрос о регистрации ходатайства, предусмотрено проживание в пункте первичного приема. Попасть туда можно только по направлению регионального отдела по миграции. После регистрации ходатайства вплоть до его рассмотрения (т.е. в течение трех месяцев) социально-незащищенных могут поселить в центре временного размещения. Направление в центр также выдается миграционными органами; оно действительно в течение пяти суток со дня выдачи. Если вынужденные переселенцу за это время не вселились, направление утрачивает свою силу. Всего в России организовано около 90 пунктов первичного приема и 20 центров временного размещения.
К социально-незащищенным категориям, пользующимся преимущественным правом на проживание в пункте первичного приема и центре временного размещения, относятся: одинокие пенсионеры, инвалиды I группы, одинокие матери с детьми до трех лет, многодетные семьи с детьми до 18 лет. Проживание для них бесплатное. Кроме того, им может быть предоставлено бесплатное трехразовое питание. Другие категории самостоятельно оплачивают время проживания в центре.
Получив статус беженца или вынужденного переселенца, человек по месту постоянного жительства может в соответствии с российским законодательством получить помощь от служб системы социальной защиты населения. Задача социальных работников состоит в том, чтобы помочь вынужденному переселенцу или беженцу адаптироваться к новому месту жительства: обустроить жилье, получить работу, устроить детей.
Особо нуждающейся категории вынужденных переселенцев из числа многодетных и неполных семей по программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» оказывается материальная поддержка. В соответствии с постановлением Правительства «О размерах единовременного денежного пособия и порядке ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» (1997) выплачивается единовременное денежное пособие. Размер пособия — минимальный месячный оклад на каждого члена семьи при размещении в городе и два минимальных месячных оклада при размещении в сельской местности, при этом 50 % пособия выплачивается после постоянной регистрации в сельской местности.
Беженцы и вынужденные переселенцы, как и все граждане РФ, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. Они также имеют право на социальную защиту и социальное обеспечение. Им на общих основаниях начисляются пенсии и другие социальные выплаты.
Органы государственной власти, управления и местного самоуправления обязаны предоставлять в первоочередном порядке одиноким беженцам и вынужденным переселенцам пенсионного возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном уходе, места в учреждениях социальной защиты населения. К числу таких учреждений относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
Пенсионеры и инвалиды этой категории населения могут получать помощь от центров социального обслуживания в трех формах: они могут быть зачислены в отделения дневного пребывания для бытового, медицинского, культурного обслуживания, отдыха, занятий посильной трудовой деятельностью; для них может быть организовано надомное обслуживание с помощью социальных работников; остро нуждающимся в социальной поддержке может быть оказана срочная социальная помощь (предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости; обеспечение бесплатным питанием или продуктовыми наборами; оказание материальной помощи; оказание экстренной психологической помощи и т.д.).
Процесс адаптации к новому месту жительства идет успешнее и быстрее, если вынужденные переселенцы селятся компактно. Федеральная миграционная программа рекомендует шире внедрять в практику коллективные переселения и строительство компактных поселений. [20;с.118]
Информация о работе Технологии социальной работы по защите прав мигрантов