Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:53, контрольная работа
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества
1.1.Дети-инвалиды как объект социальной работы.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сейчас многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия «инвалид», «инвалидность».
Согласно Декларации о правах инвалидов ( ООН , 1975 ) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка , будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
В законодательстве бывшего СССР существовало несколько иное понятие «инвалида» / «инвалидности» , которое было связано с потерей трудоспособности . При такой постановке вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны инвалидами .Таким образом , возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид» . К этой категории относятся дети , имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»
А «инвалидность» в детском возрасте можно определить , как «состояние стойкой социальной дезадаптации , обусловленное хроническими заболеванниями или паталогическими состояниями , резко ограничевающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы , в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним , помощи или надзоре»
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ,
Социальные работники выступают посредниками между конкретным человеком, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей, другими специалистами, учреждениями и обществом в целом. Они соединяют в своей работе функции адвоката, социального терапевта и координатора всех услуг, необходимых ребенку и всей семье.
Технологии социальной работы с инвалидами классифицируются следующим образом. По функциям применения следует выделить следующие технологии: психологические (воздействующие на психологические процессы, состояния, функции); социально-психо-логические (изменяющие процессы в системе человек/группа); медико-социальные (влияющие на физическое состояние и связанные с ним социальные аспекты существования человека); финансово-экономические (позволяющие обеспечить нуждающихся пособиями, льготами и другими материальными ресурсами). По области применения выделяются следующие технологии: диагностика (установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации); коррекция (изменение социального статуса, экономического, культурного уровня, ценностей, ориентаций клиента); реабилитация (помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил клиента); профилактика (предупреждение социальных и индивидуальных рисков); адаптация (облегчение вхождения индивида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему).
В соответствии с задачей
полноценной и комплексной
Основными функциями социально-правовой реабилитации являются: осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка; сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях; правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства; организация всех форм патронажа семьи; привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество; консультации юриста.
В задачи социально-медицинской
работы входят: психодиагностика ребенка
с целью прогноза возможности
его реабилитации и определения
его реабилитационного
Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится на основе ряда методов, например: психотерапии, игротерапии, библитерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, элементах анималотерапии и др.
Важной задачей психотерапии детей с особенностями развития является формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок. Наиболее эффективны те направления психотерапии, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка. Игротерапия – наиболее распространенный метод работы с детьми. Она способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте и т.д. На эмоциональное состояние детей благоприятное воздействие оказывает музыкотерапия, в частности, вокал. Пение, игра на музыкальных инструментах помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Музыка способствует созданию благоприятного фона и для других видов терапии.
Метод хобби-терапии позволяет
расширить сознание и совершенствовать
взаимодействие с окружающим миром.
Здесь ребенок может
Гарденотерапия – это направление в социальной и трудовой реабилитации при помощи и общении детей, когда они работают в саду, выращивая цветы и растения по собственному выбору. Педагог объясняет детям, для чего предназначены те или иные растения, какие конкретно условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними. И если это работа с флорой, то анимало-, или зоотерапия (система лечения общением с животными). Самым ценным личностным сдвигом в результате таких мероприятий можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своей неполноценности.
Под реабилитацией понимается
применение всех мероприятий, которые
при умственной отсталости помогают
приспосабливаться к
Для продвижения умственно
отсталого ребенка в общем
развитии, усвоении им знаний, умений и
навыков необходимо специально организованное,
коррекционно-направленное воспитание
и обучение, строящееся с учетом
имеющихся у него положительных
возможностей. Для таких детей
у нас в стране созданы специальные
учебно-воспитательные учреждения: детские
сады, школы, школы-интернаты, классы коррекционно-развивающего
обучения, где, как правило, находятся
дети с диагнозом олигофрения
в степени дебильности. Часть
детей воспитываются и
В детских садах содержание и методы коррекционно-воспитатель-ной работы заключаются в проведении комплекса мер, направленных на развитие ребенка, на сглаживание недостатков психики умственно отсталого ребенка, усугубляющих их интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую и социальную несостоятельность. Предусматривается посильное овладение дошкольниками основными видами деятельности (игрой, рисованием, конструированием, элементарным самообслуживанием и трудом), что создает предпосылки для перехода к учебной деятельности.
Помощь детям с нарушением интеллекта заключается также и в оказании поддержки их родителям. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение их реальных потребностей, общественное признание, оценку и развитие саморегуляции. Потерявшие уверенность в себе родители не могут правильно организовать процесс воспитания в результате растерянности, разочарования, дезориентации в расстановке приоритетов и слабой морально-психологической поддержки со стороны медиков, психологов и социальных служб.
Цель работы с родителями
– знакомство с индивидуальными
и возрастными особенностями
развития умственно отсталого ребенка,
причинами возникновения
Задачей просветительского
блока коррекционной работы с
семьей является ознакомление с основными
закономерностями развития ребенка, с
индивидуально-психическими особенностями,
с фактами и причинами, обусловившими
нарушение онтогенеза. Консультативный
блок представлен индивидуальной формой
работ с семьей. Организация консультаций
для родителей должна помочь им найти
ответы на имеющиеся вопросы, получить
систему рекомендаций по построению
благоприятных отношений в
Гармонизация отношений
к ребенку со стороны родителей,
учет его индивидуальных и возрастных
особенностей в процессе воспитания,
стремление к созданию благоприятной
психологической атмосферы в
семье положительно влияют на психическое
и социальное здоровье ребенка, обеспечивает
условия для оптимального процесса
его социализации и интеграции. Таким
образом, главная задача родителей,
врачей, педагогов, психологов и социальных
работников предельно проста: мы не
можем дать людям с ограниченными
интеллектуальными