Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:13, курсовая работа
Актуальность работы. «Земля превращается в планету мигрантов», — таков один из многочисленных заголовков в сети Интернет, характеризующих актуальность данной проблемы и риски, связанные с миграцией. На наших глазах разворачиваются масштабные перемещения огромных потоков людей. Для одних государств миграция становится источником устранения дефицита рабочей силы, для вторых она разрешает одновременно проблему и национально-культурной, и исторической идентичности. Так, в 1990-е гг. из бывшего СССР в Израиль эмигрировали около 700 тыс. граждан, имеющих высшее техническое образование; в Израиле это образно назвали «золотым дождем». Помимо разрешения проблемы специалистов была подтверждена национально-культурная идентичность государства Израиль.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ 5
1.1. Миграция с точки зрения социальной работы. Виды миграции населения 5
1.2. Предмет и методы социальной работы с мигрантами 10
1.3. Динамика и структура миграционных потоков в современной России 13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ 15
2.1. Миграционная политика и ее социальная роль и задачи 15
2.2. Правовое регулирование миграции и гарантии прав мигрантов 18
ГЛАВА 3. ПОМОЩЬ МИГРАНТАМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 20
3.1. Проблемы специализации социальной работы с мигрантами 20
3.2. Технологии социальной работы с мигрантами 22
3.3. Социальная работа с различными категориями реальных и потенциальных иммигрантов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Проблемы, связанные с миграцией населения, стали особенно актуальны в России в конце 80 - начале 90-х годов и не потеряли своей остроты по сей день.
Термин “миграция населения” (от лат. migratio - переселение) обозначает процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий “со сменой места жительства навсегда или на длительный срок. По определению ООН, миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев. Существует и более широкое толкование этого понятия, согласно которому: миграция - все виды движения населения, имеющие общественную значимость, вплоть до перемещения из пригорода в город” внутри города, из дома на работу и обратно.
Выделяют 4 основных типа миграции: эпизодическую (поездки на отдых, учебу), маятниковую (перемещение по относительно стабильным маршрутам в одну сторону, а затем обратно), сезонную (например, путина у рыбаков или лесозаготовки) - возвратные типы; и безвозвратный тип миграции, который и является таковой в строгом смысле слова.
Что же касается причин миграционных процессов, то в основном это причины социально-экономические, такие, как поиск работы, получение образования, вступление в брак и т.п. Большую роль играют также политические, национальные, религиозные, экологические и военные причины.
Масштаб миграции привел к необходимости разработки его правовой базы. Ведущими международно-правовыми нормами, регулирующими процессы и потоки миграции, являются: Всеобщая Декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1968), документы Конвенции ООН о статусе беженцев (1951), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирный форум по социальному развитию в Копенгагене (1995), а также нормативно-правовые акты Российской Федерации. К ним относятся Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (2002), два Закона Российской Федерации — «О беженцах» (действует в редакции Федерального закона от 28.06.1997 г.) и «О вынужденных переселенцах» (действует в редакции Федерального закона от 20.12.1995 г.) и др.
Вопросами миграции занимаются как государственные службы такие как: Федеральная миграционная служба (ФМС), службы занятости, подчиненные Министерству труда и социального развития, Министерству юстиции, МВД; так и общественные фонды: “Содружество”, российский фонд помощи беженцам “Соотечественники” и др.
Государственная деятельность по регулированию миграционных потоков и оказанию помощи перемещенным лицам называется миграционной политикой. Миграционная политика — это совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев. Основные положения государственной миграционной политики Российской Федерации зафиксированы в нескольких федеральных миграционных программах, утвержденных Президентом и Правительством России.
Приоритетными направлениями миграционной политики РФ являются:
Пока в системе органов социальной защиты населения еще не сложилась развитая система специализированных учреждений, ведущих работу с мигрантами. Однако ее создание - настоятельная потребность.
Сейчас особо важным является оказание конкретной помощи человеку, что возможно только при функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности.
В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:
1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).
2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).
По своей этимологии термины «мигранты», «беженцы» и «перемещенные лица» близки и означают лиц, которые сменили (временно или насовсем) место своего жительства. Однако в международном праве и юридических системах ряда государств понимание этих и ряда других определений различно. Содержание и основные аспекты технологии социальной работы с мигрантами во многом детерминируются тем, к какому разряду они принадлежат: по своему социальному и юридическому статусу мигранты, иммигранты, беженцы, перемещенные лица и переселенцы различаются между собой. Наиболее острой является проблема беженцев, т.е. мигрантов, которые, по определению Конвенции ООН о статусе беженцев, были вынуждены покинуть свою страну «из-за обоснованных опасений, что их будут преследовать по расовым, религиозным, национальным причинам, за принадлежность к определенной социальной группе или за политические убеждения».
Лица, въезжающие в страну, называются иммигрантами. Те, кто покидает страну постоянного жительства, носят название эмигрантов.
Если беженец — это иностранец, прибывший в другую страну, то эта же категория мигрантов в собственной стране считается перемещенными лицами или вынужденными переселенцами. Проводить социальную работу с этими категориями мигрантов, как правило, приходится в экстремальных условиях. Более планомерно и организованно ведется работа с добровольными эмигрантами и иммигрантами.
В целом технология социальной работы с мигрантами предусматривает не только систему оказания помощи отдельным индивидам и группам, оказавшимся в результате миграции в сложной жизненной ситуации, но и реорганизацию социальной среды, учет миграционной ситуации, характера миграционных потоков, численности мигрантов, их категорий.
Процессы миграции населения всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с миграцией в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Миграция может быть и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.
Социальным
службам нужно учиться
Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования, а недостаток материальных средств явно мешает действительно эффективной работе миграционной службы.
Но все же сам факт того, что общество и государство обратили внимание на эту проблему, внушает сдержанный оптимизм и уверенность в ее решении.
Информация о работе Технологии социальной работы с мигрантами и беженцами