Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 09:41, курсовая работа
Цель исследования – определить формы и методы работы по решению социальных проблем молодых семей в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социальные проблемы молодых семей в современном обществе;
2. Исследовать социальные проблемы студенческой семьи;
3. Охарактеризовать особенности решения проблем молодых семей методами социальной работы.
ВВЕДЕНИЕ
1 Основы социальной работы с молодой семьей
1.1 Молодая семья как объект социальной работы
1.2 Социальные проблемы молодой семьи
1.3 Структура и задачи социальной работы с молодой семьей
2 Особенности решения проблем молодых семей методами социальной работы
2.1 Формы и методы социальной работы с молодой семьей
2.2 Решение социальных проблем молодых семей в России
ИССЛЕДОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%. Без сильного чувства, без сердечного влечения, по рассудку создают семью 15-20% молодоженов. Около 5-10% создают семью по материальным соображениям (один из будущих супругов имеет машину, отдельную благоустроенную квартиру, хорошо оплачиваемую должность и т.п.) [6]
Психологическая готовность к созданию
семьи – это наличие развитых
навыков общения с людьми, единства
или схожести взглядов на мир и
семейную жизнь, умения создать здоровый
морально-психологический
Данные социологических исследований свидетельствуют: развод родителей в три раза увеличивает вероятность развода у детей, в то время как вероятность развода детей из полной семьи составляет 5 из 100 [6]
Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют. Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.
Итак, стабильная
благополучная семья может
Социальная работа среди молодежи
оказывает большое влияние на
становление молодых семей. Она
рассматривается как
1.2 Социальные проблемы молодой семьи
Семья во
все времена постоянно
В свою очередь, понятие «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.
Как малая социальная группа семья:
Как социальный институт семья:
Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них. Число родившихся в таких семьях не позволяет обеспечить простое воспроизводство численности населения. Растет число детей, родившихся вне брака. Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится на молодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70% от общего числа. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. С каждым годом увеличивается количество гражданских браков, где лидирующее положение занимают молодые пары [4].
По данным социологического Левада-центра, на вопрос: «Что в вашей семье "не так"?» были получены следующие ответы:
низкие доходы - 69%;
плохое здоровье - 29%;
бытовые трудности - 17%;
усталость- 16%;
опасение потерять работу - 14%;
безысходность и плохое жилье - 12%;
невозможность дать детям хорошее образование - 9%;
нехватка свободного времени - 8%;
пьянство, наркомания - 2%;
плохие взаимоотношения в семье - 2%;
затруднились ответить - 9% [3].
В связи с этим многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Самостоятельно
регулируя семейные отношения, семья
несет огромную ответственность
за собственное выживание и
Семья как фундаментальный социальный институт сталкивается с непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.
Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношения власти, авторитета и т.д. Выделяют семьи авторитарные (патриархальные, матриархальные) и демократические (эгалитарные). Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Внутрисемейные отношения могут быть как персональными (отношения между матерью и сыном), так и групповыми (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Сущность семьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении ее членов. Основными функциями семьи являются репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная, социально-статусная, эмоциональная, сексуальная и др.
Репродуктивная функция включает в себя физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье.
Хозяйственно-потребительская (бытовая) связана с поддержанием физического здоровья членов общества, уходом за детьми и престарелыми членами семьи, ведением домашнего хозяйства, единого бюджета и т.д.
Воспитательная функция заключается в том, что семья оказывает решающее значение в формировании ребенка как человека и гражданина, передавая ему свой социальный опыт и позитивные традиции, правила поведения в обществе.
Средняя
величина семьи за последние три
десятилетия сократилась и
2) приростом
числа молодых семей
Согласно последним исследованиям ВЦИОМ (2005 г.), 29% россиян хотели бы иметь одного ребенка, 46% - двоих, 12% - троих детей. Отсутствие продуманной государственной политики социального обслуживания семьи и детей приводит к нежеланию женщин иметь детей.
В России крайне низкая рождаемость - на 10 женщин 13 детей. Однако обнадеживает тот факт, что заметно меньше стало юных мам в возрасте до 20 лет. Средний возраст рожениц по стране 22- 24 года, а в Москве - 25-27 лет.
Характерной особенностью последних лет в крупных городах России стало увеличение численности населения за счет роста миграции. Например, в Москве в 2004 г. 14,3 тыс. человек получили российское гражданство. Это в три раза больше, чем в 2003 г. Из 288 тыс. человек, зарегистрированных по месту жительства, 16%, приехали из-за пределов города, по причине заключения брака [8].
Сегодня только в трех регионах (Ингушетии, Тыве и Дагестане) коэффициент рождаемости превышает тот, который нужен для воспроизводства поколения - 2,1, в то время как в Москве он составляет 1,19, а в Санкт-Петербурге - 0,95.
Сложной проблемой, существенно подрывающей здоровье женщин, остается прерывание беременности. Если в Англии на 1000 женщин детородного периода приходится 12 абортов, а в Голландии всего 5, то в России - 60. По официальным данным, наша страна занимает первое место в мире по количеству абортов. В 2007 г. их было сделано 1 млн. 800 тыс., а по неофициальным - 4 млн. Из 35 млн. россиянок в юном детородном возрасте 7 млн. бесплодны. С каждым годом в стране возрастает количество брошенных детей. Сегодня в России, по официальной статистике, насчитывается 1,5-2 млн. беспризорных и безнадзорных, по неофициальной - эта цифра приближается к 4 млн. [7].
По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют следующие основные типы:
1. Традиционная
(патриархальная) семья, где главная
роль отводится старшему
Преобладающий тип семьи в стране - это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (67% семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей (молодые семьи, еще не имевшие детей, и старые, где взрослые дети живут отдельно); с одним ребенком; с двумя детьми. Еще 12% супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками.
Сложных семей, включающих две супружеские пары или более, в России очень мало - всего 3,4%, что подтверждает интенсивность нуклеаризации семей.
Значительную долю составляют неполные семьи - 13%. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка [9].
Данная типология семей используется при разработке материалов переписи населения. В ее основу положены такие критерии, как брачное состояние, родственные связи и наличие детей.
Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию - объективному риску социальной уязвимости, а значит, нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. Поскольку в семье один кормилец, в трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. Их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями - это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время около 2 млн. [15]
Информация о работе Технологии социальной работы с молодыми семьями