Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

Программа реабилитации — это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социальною работника, педагога, психолога) вместе с
родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист — это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи.

Файлы: 1 файл

технологии реабилитации.docx

— 24.83 Кб (Скачать файл)

-         анализ записей в домашнем  дневнике наблюдений при встрече  со

специалистом;

-         представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов

реабилитации;

-         письменные извещения, информация  для родителей, организованные

социальным работником с  участием других специалистов;

-         контакты по телефону;

-         выдача родителям в библиотеке  книг (или в видеотеке фильмов)  по

рекомендации специалиста;

-         выдача родителям на дом специальных  игр или учебных пособий;

-         заполнение родителями вопросников,  карт или схем развития

способностей ребенка;

-         проведение родителями на дому  игр и занятий;

-         занятия в выходные дни, предоставление  информации о возможностях

отдыха;

-         предоставление родителям возможности  знакомиться с содержанием

папки материалов, касающихся их ребенка;

-         выдача родителям на дом текстов,  выученных на занятиях в

реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;

-         перечисление телепрограмм, которые  целесообразно смотреть родителям

вместе с детьми.

     3. Непосредственная  работа с группой родителей  предусматривает следующее:

-         встречи с родителями в офисе  социального учреждения или в  комнате

для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах  ребенка,

обсуждение планов на будущее;

-         выступление на встрече родителей  и ответы на их вопросы;

-         организация семинара для родителей:  выступления, беседы, ролевые

игры, последующие практические занятия на дому;

-         организация специального курса  для родителей по той или  иной тематике;

-         показ слайдов или видеопрограмм  о занятиях детей, объяснение  их

цели и смысла;

-         организация открытого урока  или занятия со специалистом;

-         открытый день или вечер в  реабилитационном центре;

-         организация совместных мероприятий  (отдых, представления) с

родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов;

-         привлечение родителей к подготовке  и проведению особых мероприятий,

праздников, фестивалей;

-         помощь родителям в организации  групповых экскурсий для детей  (в

зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.);

-         интервьюирование родителей об  их отношении к услугам и  дальнейших

ожиданиях.

     4. Опосредованная  работа с группой родителей  предусматривает следующее:

-            предоставление родителям информационных  проспектов услуг,

сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании

занятий;

-            рассылка информационного буклета  о том, как, на каких условиях  и

в каких случаях следует  обращаться к конкретным специалистам;

-            подготовка информационного бюллетеня  и его регулярная рассылка;

-            организация выставки книг или  игрового материала в методическом

кабинете или Уголке для родителей;

-            подготовка письменных предложений  по домашним занятиям или

готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;

-            подготовка буклета, объясняющего  процедуры тестирования,

оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации

результатов;

-            выдача родителям книг на дом  или копирование для них нужных

фрагментов;

-            рассылка или передача вопросников  для выяснения потребностей и

мнения родителей об услугах;

-            подготовка видеопрограммы для  родителей;

-            организация стенда или доски  объявлений в комнате, в которой

родители ожидают детей;

-            составление статей для местных  журналов или газет,

предоставление родителям  вырезок из журналов и газет;

-            подготовка учебного пособия  или руководства для родителей.

     5. Развитие  контактов между семьями предназначено  для того, чтобы:

-         способствовать развитию сети  нянь среди группы родителей;

-         организовать посещение опытным  родителем семьи, в которой  родился

ребенок, требующий реабилитационных услуг;

-         помочь организовать ассоциацию  или группу самопомощи родителей;

-         участвовать в регулярных встречах  родителей на дому или в

специальном месте;

-         привлекать отцов к починке  или наладке оборудования;

-         добиваться того, чтобы родители  были представлены в комиссиях  или

советах школ и реабилитационных центров;

-         добиваться того, чтобы родители  защищали свои права, были вовлечены

в работу общественных организации, оказывающих влияние на развитие

законодательства и порядка  предоставления услуг, на принятие решений

психолого-медико-педагогической комиссией;

-         помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия

для детей.

Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности,

требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать

следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на

консультацию и оказывается  в курсе всех проблем и событий  в жизни семьи.

Однако это ошибочный  взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом

намного повышает эффективность  усилий специалистов.

Поэтому, начиная работу с  семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но

и с отцом, а также с  другими членами семьи. Посылая  письменные пожелания,

желательно обращаться лично  не только к матери, но и к отцу или к обоим

родителям. Некоторым отцам  легче говорить о своих переживаниях с мужчиной

(тем не менее, не  секрет, что повсюду в мире  считается, что социальная работа

— это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять  письменную информацию,

чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в

курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в

реабилитации ребенка.

Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье  ребенка-инвалида,

полезно использовать следующие  ресурсы:

работа в команде, где  для каждого разбираемого случая назначается один

куратор, координирующий действия остальных;

обмен опытом, использование  знаний и умений сослуживцев:

организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно

делиться успехами или  обсуждать неудачи, находить совместное решение

проблемы;

использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки  для

подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.

Существуют шесть компонентом  успеха взаимодействия специалистов и  родителей,

в частности посещений  семьи на дому:

• регулярный контакт (в зависимости  от возможностей и необходимости  — раз в

неделю, в две недели или  в шесть недель);

• подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;

• использование вспомогательных  материалов, пособий для родителей;

• привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи,

родственников;

• внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о

ребенке, но и обо всей семье);

• организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы

(обычно в такую группу  входят разные специалисты; социальный  работник,

психолог, педагог, психотерапевт).

Все это будет способствовать развитию ребенка, и повышать мотивацию  родителей

к сотрудничеству.


Информация о работе Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями