Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:06, реферат
Для успешного осуществления работы по социальной диагностике какой-либо проблемы или группы проблем необходимо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя следующие стадии или этапы:
- стадия осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей;
- стадия разработки альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта;
Социальная диагностика
Социальная терапия
Социальная профилактика
Психосоциальные методы
В
качестве первоочередных
1.Лица
с физическими и психическими
отклонениями и нарушениями (
2.Некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые).
3.Группы
«социального риска», т.е. люди, чьё
социальное и имущественное
4.Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы).
5.Лица,
находящиеся по тем или иным
причинам в зависимости от
государства (пациенты
Социальная профилактика имеет следующие стадии:
1.Стадия
предупреждения - основной задачей
которой является принятие мер,
2.Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности клиента .
3.Стадия
пресечения - используя социально
приемлемые способы,
Последовательная
реализация этих стадий
1.Медико-социальные
- направлены на создание
К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
2.Организационно-
3.Правовые
- разработка и создание
4.Педагогические
- формирование у различных
5.Экономические
- направлены на поддержание
Социальный
эффект использования этих
1.Нейтрализующие,
направленные на пресечение
2.Компенсирующие,
целью которых является
3.Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).
4.Устраняющие,
направленные на устранение
5.Контролирующие,
способствующие последующему
Цель реализации психосоциальных методов – поддержание равновесия между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Суть психосоциальной помощи - эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем клиентов, находящихся в определенной трудной жизненной ситуации.
Одним из основных
психосоциальных методов
Наиболее важным принципом является представление о непрерывном процессе формирования и. развития личности на протяжении жизненного пути. Оно было выдвинуто и обосновано в гуманистическом направлении современной психологии и психотерапии крупнейшими его представителями Карлом Роджерсом и Эриком Эриксоном. Такой подход предполагает, что процесс личностного роста может быть продолжен и возобновлен в любых сложных ситуациях, даже таких, которые кажутся неразрешимыми. Каждая нормальная личность обладает достаточными внутренними ресурсами для преодоления возникших задержек психологического роста и отставания в развитии. Другими словами, у каждого человека имеется внутренний потенциал непрерывного развития, независимый от внешних условий жизни.
Объективная необходимость рассматриваемого метода психологического воздействия связана с тем, что значительная часть клиентов социальных служб находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывают трудности социальной адаптации, имеют неустойчивую социальную мотивацию, признаки отклоняющегося поведения, сталкиваются со сложностями межличностных отношений; преодолевают трудности критических возрастных этапов и поэтому нуждаются в психологической поддержке и коррекции, направленной на решение конкретных внутренних проблем.
В процессе консультирования решаются следующие задачи:
- оценка уровня
психического здоровья и
- оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
- информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;
- повышение
общей психологической
- мобилизация
скрытых психологических
- коррекция
нарушений адаптации и
- выявление
основных направлений
Выделяют три типичных повода для проведения психологической консультации:
- самостоятельное обращение клиента к психологу за помощью;
- приглашение
клиента на консультацию
- направление
клиента на консультацию
Важнейшим психосоциальным
методом выступает
Психотерапия предполагает комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Специалисты выделяют клинически ориентированную психотерапию, которая направлена на смягчение или нивелирование травмирующей симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности.
Групповая
психотерапия . Психотерапевтический
метод, специфика которого
целенаправленном
использовании групповой
Цели и задачи групповой психотерапии как метода, ориентированного на личностные изменения, в определенной степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений, однако опора на групповую динамику существенно сближает позиции. В самом общем виде цели групповой психотерапии определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. Это позволяет определить общую цель групповой психотерапии как расширение сферы самосознания пациента.
Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Психокоррекция как активное психологическое воздействие должна обеспечить преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.) для приведения указанных показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
Социально-психологические
тренинги как методика активного психологического
воздействия должны обеспечить помощь
клиенту в развитии коммуникативных навыков,
условия для развития умений
налаживания межличностных взаимоотношений, содействие
предупреж-
дению и преодолению семейных конфликтов,
поддержку процесса индивидуальной психотерапии,
снятие последствий психотравмирующих
ситуаций, нервно-психической напряженности,
содействие в развитии и формировании
личностных предпосылок для адаптации
к обществу и самореализации индивида.
Психологический тренинг может также
включать тренинг психических функций
(например, память, внимание), в задачи
которого входит «тренировка» психических
Функций посредством определенного рода
нагрузок.
Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонение в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
Социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивает своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию клиента, и оказание им необходимой в данный момент социально- психологической помощи.
Психопрофилактическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на приобретение клиентом психологических знаний, формирование у него общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений.
Психогигиеническая работа является комплексом мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования' личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен) инвалид).
Информация о работе Технология и методы социальной реабилитации