Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:38, контрольная работа
Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое. Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.
Введение……………………………………………………………………………..3
Сущность индивидуального консультирования…………………………………5
Проблемы обращения к специалистам…………….………………………………8
Методика индивидуального консультирования………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы……………………
Вторую стадию, которую неизбежно проходит лишившийся работы человек, можно назвать стадией смешанных чувств. Это и злость, и печаль, и страх. Одно чувство сменяет другое. Этот период опасен тем, что у безработного может возникнуть тяга к алкоголю, а также возможны суицидальные мысли. Правда, проблема алкоголизма больше мужская, чем женская. Женщины склонны искать утешение в еде. Это прямой путь к булимии. Специалист в подобной ситуации может порекомендовать избавляться от негативных эмоций другими методами. Пусть это будет поход в спортивный зал, поездка с семьей за город, просмотр кинокомедий, творчество, хобби.
И, наконец, третья стадия – принятие ситуации. Когда клиент осознает, что жизнь этим увольнением не заканчивается, а возможно, только начинается. Даже если сразу не удается устроиться на желаемую работу, то клиенту рекомендуется устроиться на временную работу, а это – какие бы то ни были, а все равно деньги. Также это поддержит самооценку, а кроме того, временная работа иногда становится постоянной.
Одним словом, цель психологического консультирования: помочь клиенту осознать, что потеря работы – это неприятное событие в жизни, но не конец света, бывают вещи и пострашней.
Следующей причиной являются фобии. Слово "фобия" в переводе с греческого означает "страх, ужас". Фобия отличается от обыкновенного страха тем, что в его основе лежит адекватная реакция на реальную опасность, а фобия – это страх, который, на первый взгляд кажется беспричинным и сопровождается неприязнью к тому, что вызывает страх. Количество фобий огромно, одни из них встречаются чаще, другие – реже. Существует боязнь острых предметов (аймофобия), боязнь высоты (гипсофобйя), боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), боязнь открытых пространств (агорафобия)... Фобий, испытываемых людьми, свыше тысячи. На первый взгляд они кажутся необъяснимыми, однако все они – результат незрелой нервной системы или результат тяжелого стресса. Работа специалиста – найти причину страха, проанализировать его, изучить. Истоки фобии необходимо искать в далеком детстве. Ребенок еще не может отделить источник страха от сопутствующих страху вещей и явлений. Образуется связь между испугом и безобидным предметом, случайно попавшим в поле зрения ребенка. Впоследствии человеку сложно понять, почему безобидный предмет вызывает у него ужас.
Фобии возникают у человека с повышенным вниманием к собственной персоне, сосредоточенном на изменениях, происходящих в его душе и в физическом состоянии. Буквально в каждом симптоме он обнаруживает предвестие надвигающейся катастрофы. У него наблюдается сердечная аритмия, повышается давление, учащается дыхание, появляется тошнота, комок в горле, желудочные расстройства. Как уже говорилось ранее, есть люди, которые испытывают боязнь замкнутых пространств. Человек начинает паниковать, когда находится в лифте, купе поезда, в метро... Эта боязнь именуется клаустрофобией. Многие боятся высоты (гипсофобия). Парадокс в том, что люди, страдающие от фобии высоты, в приступе ужаса кончают жизнь самоубийством, выбрасываясь из открытого окна.
Еще одной причиной обращения за психологической помощью является депрессия. Это тоскливое, подавленное настроение с осознанием собственной недостаточности. Это настроение сопровождается чувством пессимизма, однообразием представлений. Человек, находящийся в депрессии, совершенно по-особому воспринимает мир, совсем не так, как раньше.
Существует большое количество реальных причин, вызывающих депрессию: тяжелые заболевания, развод, смерть родного человека, финансовый кризис. Депрессия, возникшая по этим причинам, будет называться реактивной, т. е. депрессия, возникшая как реакция на внешние раздражители. Второй вид депрессии – эндогенная, т. е. внутреннего происхождения. Но все эти ситуации имеют общую черту – человек воспринимает их как те, над которыми он не может установить контроль.
Симптомы депрессии: физические (бессонница, потеря аппетита, усталость, вялость, соматические заболевания); моторика (пассивность, опущенные плечи, сутулость, плаксиво-озабоченное выражение лица, монотонная тихая речь); эмоции (подавленное настроение, отсутствие всех желаний, потеря интереса к жизни); жизненная позиция (недоверчивость, враждебность по отношению к людям, обвинение себя во всех смертных грехах).
Страх и депрессия приводят к тому, что страдающий от них человек может зайти настолько далеко, что единственным спасением от его страданий он будет считать самоубийство.
Факторами риска являются:
– условия семейного воспитания: отсутствие отца в раннем детстве; эмоциональная отверженность в детстве; воспитание в семье, где есть алкоголики, психически больные, а также родственники с асоциальными формами поведения; воспитание в семье, где были случаи самоубийств, попытки самоубийств или суицидальные угрозы со стороны близких;
– частая смена места
жительства, учебы, работы;
– активное употребление алкоголя, наркотических
средств;
– совершение суицидальных попыток.
К числу действий, которые
говорят о высоком риске
– открытые высказывания о желании покончить
с собой;
– косвенные намеки на возможность суицидальных
действий (например, публичная демонстрация
петли из каких-либо гибких предметов;
игра с оружием с имитацией самоубийств
и т. д.);
– активная предварительная подготовка,
целенаправленный поиск средств покончить
с собой (собирание таблеток, поиск и хранение
отравляющих жидкостей и т. д.);
– фиксация на примерах самоубийства
(частые разговоры о самоубийствах вообще);
– нарушение межличностных отношений,
сужение круга контактов, стремление к
уединению;
– изменившийся стереотип поведения:
например, несвойственная замкнутость
и снижение двигательной активности у
подвижных общительных людей;
– внезапное проявление несвойственных
ранее черт – аккуратности, откровенности,
щедрости (раздача личных вещей, например);
– утрата интереса к окружающему (вплоть
до полной отрешенности);
– размышления на тему самоубийства могут
приобретать художественное оформление,
например, рисунки, иллюстрирующие депрессивное
состояние (гробы, кресты, виселицы и т.
п.), стихи(2).
При определении степени суицидального риска специалисту необходимо выявлять и сопоставлять как просуицидальные, так и антисуицидальные предпосылки. Антисуицидальными личностными факторами могут быть, например, эмоциональная привязанность к близким, родительские обязанности, выраженное чувство долга, представление о позорности и греховности суицида и т. д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в сознании человека, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот.
Профессиональная позиция психолога–консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют. Это не только связано с необходимостью для профессионального психолога сохранить свой авторитет и лицо, но также с тем, что он так же, как и врач, по нормам своей профессиональной этики обязан оказывать помощь всем, кто к нему обращается и кто в этом нуждается, в том числе и тем, кто во время консультации ведет себя не вполне этично.
Методика индивидуального консультирования
Специалисты по–разному трактуют цели, задачи, предмет и методы психологического консультирования. Если оно направлено на постановку психологического диагноза и психолого–педагогическое назначение, то основным методом индивидуального консультирования является интервью. Специалист исходит из заказа клиента. Предметом взаимодействия становится внутренний мир клиента, а темой взаимодействия – модальности его внутреннего мира. Цель интервью – изменить отношение клиента к своему внутреннему миру.
Тема задается клиентом, а ход интервью определяется восстановлением контекста появления темы. Психолог, работающий над темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личностные проекции на содержание темы (подтекст интервью). Он рефлектирует на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий для построения предмета взаимодействия с клиентом. Вопросы – основной способ воздействия психолога на клиента. В психологической практике часто используется пятишаговая модель интервью:
1) структурирование, достижение взаимопонимания;
2) сбор информации о клиенте;
3) определение темы, выход на желаемый результат;
4) выработка альтернативных
решений, условий для их
5) усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в обыденной жизни.
Задачи, решаемые на разных этапах консультирования (по Г.С.Абрамовой):
|
Основные этапы (блоки) |
Решаемые задачи | |||
Консультируемый |
Консультант | |||
Подготовка |
Фиксация затруднения, попытки его разрешения (самостоятельно или с помощью других) Решение обратиться к психологу |
Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов) Выбор времени, подготовка места | ||
Установление контакта и построение доверительного диалога |
Возникновение доверия Уяснение
возможностей' |
Достижение согласованной
позиции | ||
Исследование ситуации |
Описание, анализ качественного
своеобразия внешних и |
Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.) Выделение и анализ предмета работы Профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики Выделение «плацдарма» — основы для разрешения консультируемым возникшего затруднения | ||
Постановка цели |
Формулирование желаемого результата, его уточнение и обоснование |
Содействие клиенту в формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий Оценка реалистичности, конкретности, привлекательности поставленной цели | ||
Поиск решений |
Выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, их оценка с точки зрения реалистичности и приемлемости |
Помощь в организации
поиска решения Активизация | ||
Подведение итогов |
Сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий Позитивное программирование на реализацию намеченных шагов |
Выводы о продвижении, выделение того, что удалось достичь консультируемому Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов Выход из контакта |
Первый шаг– психолог вступает в контакт, устанавливает и демонстрирует клиенту свою позицию, организует пространство консультативной беседы.
Второй шаг– происходит сбор информации о клиенте, определяется суть его проблемы, психолог выдвигает предположение о строении внутреннего мира клиента и его модальностях. Задавая вопросы, он ориентируется на высказывания клиента, ключевые слова, которые определяют тему взаимодействия. Этап заканчивается, когда психологу ясна рабочая гипотеза. Каждая гипотеза – попытка консультанта понять ситуацию клиента. Она основывается на том, что рассказывает о себе и своих проблемах клиент, и концептуальном видении проблемы консультантом. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией ситуации клиента.
Третий шаг (осознание желаемого результата) связан с инсайтом клиента. Психолог опирается на потенциальные возможности консультируемого; тогда переживаемые клиентом ситуации интервью приведут к изменению его поведения. На этой фазе обязательно осуществляется психологическое воздействие.
Четвертый шаг (выработка альтернативных решений) включает обсуждение с клиентом разных вариантов решения проблемы, поиск путей преодоления ригидности поведения и создание условий для выбора альтернатив. Работая над альтернативами, психолог понимает, что правильное для него решение не является таковым для клиента, а поэтому использует различные директивные рекомендации.
Вид директивы |
Содержание директивы |
Конкретные желания |
Я предлагаю вам следующее... |
Фантазии |
Представьте себе, что вы путешествуете по своему телу... |
Ролевое указание |
А сейчас вернитесь к этой ситуации и повторите ее, не опуская деталей. |
Парадоксальная инструкция |
Продолжайте делать то, что вы делаете. Повторите это три раза подряд. |
Гештальт метод «горячего кресла» |
Говорите со своими родителями. Они сидят в этом кресле... |
Гештальтне вербальное поведение |
Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая раскрыта. Пусть одна рука поговорит с другой. |
Свободные ассоциации |
• Запомните чувство и расскажите о связанных с ним воспоминаниях детства. |
Переоценка (концентрация Гендлина) |
Установите для себя негативные чувства, мысли, переживания. А теперь отыщите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой. |
Релаксация |
Закройте глаза и плывите... |
Систематическое снятие |
Глубокая мышечная рефлексия; построение иерархии, беспокойства; увязывание объектов тревоги с релаксацией. |
Языковые замены |
Замените «хотелось бы»
на «я хочу», |
Принятие чувств, эмоциональный –потоп» |
Вернитесь к этому чувству, примите его полностью, останьтесь с ним. |
Медитация |
Спокойно, пусть все мысли уйдут, следите за... |
Гипнотический транс |
Внимательно смотрите на эту точку. Расслабьтесь, следите задыханием. Фокусируйте свое мышление. |
Дневник |
В течение (указываете срок) вы будете вести ежедневные записи... |
Письмо психолога к клиенту |
Пишите с учетом длительности и неоднозначности воздействия текста на жизнь клиента. |
Личный кодекс поведения |
Составьте для себя жизненные правила и следуйте им. |
Введение юридических норм отношений |
Ваша ответственность регламентируется... |
Обсуждение ролевых ограничений |
Ваше право состоит в... Как учитель, вы...; как отец, вы...; как мать, вы... |
Информация о работе Технология индивидуального консультирования