Технология эмпирического исследования образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 20:45, практическая работа

Описание работы

Для более полного знания процессов, происходящих в сфере образования, и осуществления управленческой политики в ней необходимо проведение конкретно-социологических исследований проблем обучения и воспитания. Эмпирическое исследование дает комплексную информацию как объективного, так и субъективного характера. Оно означает изучение конкретных социальных проблем, направленное на решение как теоретических, так и практических задач в сфере образования, регулирование межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов.

Файлы: 1 файл

Технология эмпирического исследования образования.pptx

— 316.89 Кб (Скачать файл)

Технология эмпирического  исследования образования  

 

Министерство образования и науки РФ 
Государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
Армавирская государственная педагогическая академия 
Факультет технологии, экономики и дизайна

 

Выполнила:

студентка Т-ЭУ-5-2

Блудова Кристина

 

Армавир, 2012г.

Понятие эмпирического  исследования

 

Для более полного  знания процессов, происходящих в сфере  образования, и осуществления управленческой политики в ней необходимо проведение конкретно-социологических исследований проблем обучения и воспитания. Эмпирическое исследование дает комплексную информацию как объективного, так и субъективного  характера.

Оно означает изучение конкретных социальных проблем, направленное на решение как теоретических, так и практических задач в сфере образования, регулирование межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. Проведение эмпирического исследования предполагает использование специальных методов количественного и качественного характера, включая письменные и устные опросы (анкетирование и интервьюирование), социологическое наблюдение, эксперимент и т.д.

 

Социологическая информация об образовании может быть:

 

первичной

 

вторичной

 

Основная  особенность первичной состоит  в том, что ее получают в результате использования социологических  методов сбора информации (письменного  и устного опросов, социологического наблюдения, изучения личных документов, бюджетов времени и т.д.)

 

Вторичная социологическая информация – это информация обработанная, подвергнутая анализу.

Она выступает, как правило, в сжатой, лаконичной, обобщенной форме и представлена часто в виде графиков, таблиц, диаграмм. Именно на основе вторичной информации делаются выводы, имеющие значение для теории и практики образования.

Характеристика  количественных стратегий эмпирического  исследования образования

 

Получение эмпирической информации об образовании может быть осуществлено разными способами. В литературе выделяются, как правило, две методологические стратегии, позволяющие получить достоверные  социологические данные. Эти стратегии  получили название количественных и качественных. Для них характерны разные «правила игры». Стратегии отличаются друг от друга по объекту исследования, целям и задачам, организации исследовательского процесса, полученным результатам.

 

 

Количественные стратегии, как правило, реализуются в макроисследованиях, для них характерны:

 

- наличие априорно сформулированных теоретических положений, которые нуждаются в эмпирической проверке;

- детальная разработка методологии исследования;

- жёсткая формализация всех исследовательских процедур;

- использование в качестве основных преимущественно формализованных (количественных) методов сбора информации;

- чёткая граница между исследователем и объектом исследования, предполагающая «отстраненность», объективность исследовательского взгляда на объект, наличие детально разработанных процедур ее контроля;

- переход от общего к частному, от теоретических положений к их эмпирической проверке;

- применение широкого набора методов математической обработки данных;

- получение результата исследования в виде текста, представляющего собой детальный математико-статистический и логический анализ сформулированных гипотез исследования, на базе которых делаются теоретические выводы и даются практические рекомендации.

Количественная стратегия  является традиционной для отечественной  социологии образования. Как правило, большинство эмпирических исследований осуществлялись и осуществляются в  рамках количественного подхода. Это обусловлено рядом причин:

 

    •   Во-первых, особенностями развития отечественной социологии и сложившейся в ней традицией доминирования позитивизма, на принципах которого и выстроена эта стратегия;
    • Во-вторых, ориентацией социологии образования на макроисследования, при которых осуществляется изучение образования как значимого социального института и сложной системы, исследуется его влияние на другие социальные институты и подсистемы общества, а объектом изучения становятся крупные социальные группы, общности.

 

Так, выявляется отношение различных групп населения к реформам образования:

-анализируются потребности многих слоев населения в образовательных услугах; 

-определяется место образования в жизненных планах молодежи;

-исследуется становление новых подсистем образования, таких, как его 

негосударственный сектор, и т.д.

Необходимой составляющей количественной стратегии социологического исследования является детально разработанная  программа социологического исследования с жесткой формализацией всех исследовательских действий. Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. Она выполняет в социологическом исследовании три основные функции:

    1. методологическую (определение научной проблемы, целей, задач и принципов исследования);
    2. методическую (построение методики исследования);
    3. организационную (разделение социологического труда, контроль за последовательностью проведения основных этапов исследования).

 

 

Структура программы, включающая два основных раздела – методологический и методический (методико-процедурный), выглядит так:

 

1. Методологический раздел: формулировка проблемы; определение цели и задач исследования; определение объекта и предмета исследования; интерпретация основных понятий; предварительный системный анализ объекта исследования; выдвижение гипотез (рабочих и научных).

2. Методический раздел: выбор стратегического плана исследования; построение выборки;  определение и подбор необходимых методов сбора и анализа данных.

Качественные  стратегии в исследовании образования пока еще не нашли достаточного применения. Базирующиеся на интерпретативных парадигмах социологического знания (символическом интеракционизме, этнометодологии, феноменологической социологии и др.), качественные стратегии применяются чаще всего в рамках микроисследований.

 

Их специфика заключается в  следующем:

 

• теоретические положения формулируются  не на начальном этапе, а входе  всего исследовательского процесса;

• отсутствует жесткая формализация исследовательских процедур, которые  подбираются ситуативно, в зависимости от результата анализа данных;

• анализ данных не является самостоятельной  завершающей стадией исследовательского процесса, а осуществляется на протяжении всего исследования, от его начала и до конца;

• анализ данных представляет собой  процесс восхождения от частного к  общему, от эмпирических обобщений  к теоретическим положениям и  др.

Между количественной и качественной стратегиями

 

Строгой границы между разными подходами не существует. Тем не менее, отметим, что каждому подходу отвечает своя структуризация анализируемого документа. Эту структуризацию можно считать измерением, отображением документа в некоторую нечисловую конструкцию.

Лежащие в основе "качественно-количественного" деления  исследовательских стратегий принципы социологического реализма и социологического номинализма, являются лишь идеальными типами в веберовском смысле.

(количественный подход - социальная система определяет действия индивида; структурализм, структурный функционализм и т.д.)

(качественный подход - действия отдельных индивидов определяют социальную систему; феноменологическая линия в социологии)

Нелепость разделения всех социологов на "качественников" и "количественников" должна стать темой обсуждения. За упомянутым противопоставлением двух стратегий стоит нечто большее. По-видимому, наука идет по пути, где пересекаются качественное с количественным, где рождаются новые понятия и приемы исследования, не укладывающиеся ни в "качественное", ни в "количественное" ложе. Специалист, не понимающий этого, искренне делящий всех исследователей на "количественников" и "качественников", ставит себя вне рамок современной науки.


Информация о работе Технология эмпирического исследования образования