Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 20:45, практическая работа
Для более полного знания процессов, происходящих в сфере образования, и осуществления управленческой политики в ней необходимо проведение конкретно-социологических исследований проблем обучения и воспитания. Эмпирическое исследование дает комплексную информацию как объективного, так и субъективного характера. Оно означает изучение конкретных социальных проблем, направленное на решение как теоретических, так и практических задач в сфере образования, регулирование межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов.
Технология эмпирического
исследования образования
Министерство образования и нау
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Армавирская государственная педагогическая академия
Факультет технологии, экономики и дизайна
Выполнила:
студентка Т-ЭУ-5-2
Блудова Кристина
Армавир, 2012г.
Понятие эмпирического исследования
Для более полного
знания процессов, происходящих в сфере
образования, и осуществления управленческой
политики в ней необходимо проведение
конкретно-социологических
Оно означает изучение конкретных социальных проблем, направленное на решение как теоретических, так и практических задач в сфере образования, регулирование межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. Проведение эмпирического исследования предполагает использование специальных методов количественного и качественного характера, включая письменные и устные опросы (анкетирование и интервьюирование), социологическое наблюдение, эксперимент и т.д.
Социологическая информация об образовании может быть:
первичной
вторичной
Основная особенность первичной состоит в том, что ее получают в результате использования социологических методов сбора информации (письменного и устного опросов, социологического наблюдения, изучения личных документов, бюджетов времени и т.д.)
Вторичная социологическая информация – это информация обработанная, подвергнутая анализу.
Она выступает, как правило, в сжатой, лаконичной, обобщенной форме и представлена часто в виде графиков, таблиц, диаграмм. Именно на основе вторичной информации делаются выводы, имеющие значение для теории и практики образования.
Характеристика количественных стратегий эмпирического исследования образования
Получение эмпирической информации об образовании может быть осуществлено разными способами. В литературе выделяются, как правило, две методологические стратегии, позволяющие получить достоверные социологические данные. Эти стратегии получили название количественных и качественных. Для них характерны разные «правила игры». Стратегии отличаются друг от друга по объекту исследования, целям и задачам, организации исследовательского процесса, полученным результатам.
Количественные стратегии, как правило, реализуются в макроисследовани
- наличие априорно сформулирован
- детальная разработка методолог
- жёсткая формализация всех иссл
- использование в качестве основ
- чёткая граница между исследова
- переход от общего к частному, от теоретических положений к и
- применение широкого набора мет
- получение результата исследова
Количественная стратегия является традиционной для отечественной социологии образования. Как правило, большинство эмпирических исследований осуществлялись и осуществляются в рамках количественного подхода. Это обусловлено рядом причин:
Так, выявляется отношение различных групп насе
-анализируются потребности мно
-определяется место образовани
-исследуется становление новых
негосударственный сектор, и т.д.
Необходимой составляющей количественной стратегии социологического исследования является детально разработанная программа социологического исследования с жесткой формализацией всех исследовательских действий. Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. Она выполняет в социологическом исследовании три основные функции:
Структура программы, включающая два основных раздела – методологический и методический (методико-процедурный), выглядит так:
1. Методологический раздел: формулировка проблемы; определение цели и задач иссле
2. Методический раздел: выбор стратегического плана ис
Качественные стратегии в исследовании образования пока еще не нашли достаточного применения. Базирующиеся на интерпретативных парадигмах социологического знания (символическом интеракционизме, этнометодологии, феноменологической социологии и др.), качественные стратегии применяются чаще всего в рамках микроисследований.
Их специфика заключается в следующем:
• теоретические положения
• отсутствует жесткая
• анализ данных не является самостоятельной
завершающей стадией
• анализ данных представляет собой процесс восхождения от частного к общему, от эмпирических обобщений к теоретическим положениям и др.
Между количественной и качественной стратегиями
Строгой границы между разными подходами не существует. Тем не менее, отметим, что каждому подходу отвечает своя структуризация анализируемого документа. Эту структуризацию можно считать измерением, отображением документа в некоторую нечисловую конструкцию.
Лежащие в основе
"качественно-количественного" деления
исследовательских стратегий
(количественный подход - социальная система определяет действия индивида; структурализм, структурный функционализм и т.д.)
(качественный подход - действия отдельных индивидов определяют социальную систему; феноменологическая линия в социологии)
Нелепость разделения всех социологов на "качественников" и "количественников" должна стать темой обсуждения. За упомянутым противопоставлением двух стратегий стоит нечто большее. По-видимому, наука идет по пути, где пересекаются качественное с количественным, где рождаются новые понятия и приемы исследования, не укладывающиеся ни в "качественное", ни в "количественное" ложе. Специалист, не понимающий этого, искренне делящий всех исследователей на "количественников" и "качественников", ставит себя вне рамок современной науки.
Информация о работе Технология эмпирического исследования образования