Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 01:44, реферат
Техника активного (эмпатического) слушания основывается на понимании слушания, как активного процесса, требующего концентрации внимания, памяти, воли. Активное слушание предполагает, что в процессе общения внимание обращается не только на то, что говорят, но и на то, как говорят, в каком эмоциональном состоянии находится человек.
Технология общения с клиентами: активное слушанье, эмпатия.
Техника активного
(эмпатического) слушания основывается на понимании
слушания, как активного процесса, требующего
концентрации внимания, памяти, воли. Активное
слушание предполагает, что в процессе
общения внимание обращается не только
на то, что говорят, но и на то, как говорят,
в каком эмоциональном состоянии находится
человек.
Так, К. Роджерс определяет эмпатическое
слушание «как умение войти внутрь личного
мира значений другого человека и увидеть,
правильно ли мое понимание».
Во время эмпатического слушания клиента
социальный работник психологически отождествляет
себя с ним, но одновременно, оставаясь
в своей роли, продолжает думать, анализировать,
размышлять над тем, что ему говорит клиент.
Для наиболее точного эмпатического слушания
необходимо:
К. Роджерс считал, что «эффективность
консультирования определяется, прежде
всего, качеством межличностного общения
консультанта с клиентом». Поэтому при
личностно-центрированном консультировании
особое значение имеет сам процесс общения
консультанта и клиента, их мысли и чувства,
а не использование каких-то методик и
приемов консультантом. Для изменения
негативного восприятия Я-концепции клиентов,
их коррекции и реабилитации, восстановления
конгруэнтности необходимы следующие
шесть условий:
1) между консультантом и клиентом должен
быть психологический контакт;
2) клиент должен находиться
в состоянии неконгруэнтности и
быть уязвимым или встревоженным;
3) консультант должен быть «конгруэнтен
или интегрирован в данные отношения»;
4) консультант должен «безусловно позитивно
относится к клиенту»;
5) консультант должен «эмпатически систему
взглядов клиента и стремиться об этом
клиенту»;
6) консультант должен уметь адекватно
донести до клиента свое эмпатическое
понимание его и безусловное позитивное
отношение.
Важнейшее из данных условий - конгруэнтность
консультанта, его умение быть открытым,
прозрачным, искренним в беседе с клиентом,
относиться к нему не как к объекту, а как
к равноправному участнику консультирования,
не прятаться за маской специалиста, уметь
разделять чувства и мысли клиента. Таким
образом, наиболее применяемой технологией
социальной работы, основанной на гуманистическом
подходе к личности, является технология
активного слушания.
Пример применения
технологии активного слушания.
К специалисту обращаются родители подростка,
мальчика, 14 лет. Жалуются на грубость,
холодность со стороны сына; мальчик прогуливает
школу, связался с «дурной» компанией,
ничего не хочет делать дома. Встречаемся
с подростком. Пытаемся проникнуться ситуацией,
«поставить себя на его место». В ходе
беседы выясняется, что мальчик родом
из многодетной семьи (он старший из 4 детей).
С 6 лет активно помогает в уходе за младшими
(гуляет, кормит, играет с ними). Родители
много работают, дети остаются на попечении
няни. Также, в связи с переездом в другой
город, мальчик пошел в новую школу, в которой
у него не заладились отношения со сверстниками
и учителями. Зато нашлась компания, в
которой его «понимают» («трудные» дети,
из неблагополучных семей). Конечно, родители
негативно относятся к прогулам и новой
компании сына. Разговора не получается,
т.к. родители настроены довольно агрессивно,
не пытаются понять истинных причин поведения
своего ребенка, списывая все на лень,
непослушание сына. Постепенно, в ходе
беседы проясняется картина такого поведения
подростка. Родители, уделяя много времени
работе, младшим детям, «позабыли» о еще
одном своем ребенке, старшем. Они слишком
рано поставили мальчика на одну ступень
рядом с собой. Даже в 14 лет, он все еще
ребенок. Плюсом к этому, добавляется переход
в новую школу, в новый класс, в котором
уже сложились свои «правила», и новичок
в них не вписался. К тому же, у мальчика
намечается возрастной кризис. В результате,
подросток, обделенный положительным
вниманием со стороны родителей и сверстников,
замыкается в себе, находит хоть и дурную,
но понимающую его компанию. Мальчик говорит,
что очень хотел бы помириться со своими
родителями, проводить больше времени
с ними, но не знает как правильно сделать
это. В ходе разговора с родителями выясняется,
что, действительно, они много работают,
чтобы содержать своих детей; после работы
времени хватает только на младших, т.к.
старший уже вроде как вырос. Тем не менее,
в ходе беседы, они осознают, что подросток
нуждается в их внимании и любви, также,
как и младшие дети. Специалист предлагает
родителям больше времени проводить вместе
– делать то, чего давно уже не делали
– читать, гулять, ходить в кино и т.д. Терпимее
относится к частым перепадам в настроении
сына, учитывая возрастной кризис. Также,
попытаться поговорить с учителями и одноклассниками
в новой школе ребенка, если же их отношение
к ребенку не изменится, перевести в другой
класс/школу. В данной ситуации специалист
использовал технику активного слушания.
Он пытался проникнуться эмоциями своих
клиентов, «возвращая» в беседе то, что
они ему поведали, при этом обозначив их
чувства. С его помощью родители сами пришли
к осознанию своих ошибок.
Информация о работе Технология общения с клиентами: активное слушанье, эмпатия