Технология работы с многодетными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:14, реферат

Описание работы

Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья - основное звено в воспроизводстве населения, воспитания и социализации будущих граждан. От того, насколько успешно семья осуществляет свои функции зависит, с одной стороны, демографическая ситуация в обществе, количественные и качественные параметры трудовых ресурсов; с другой - восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его нравственное здоровье, удовлетворенность жизнью и личное счастье.

Содержание работы

Введение
Проблемы многодетных семей
Виды технологий применяемых в работе с многодетными семьями
Практика социальной работы с многодетными семьями
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Семьеведение.docx

— 57.20 Кб (Скачать файл)

1) выявление  и учет многодетных семей, включая  составление характеристики семьи в социальном, экономическом, психологическом и других аспектах: количество членов семьи, их пол, возраст; материальное положение семьи; жилищные условия; взаимоотношения в семье; состояние здоровья; уровень образования; наличие асоциального поведения у членов семьи; круг интересов семьи;

2) определение  с помощью различных источников (в том числе самой семьи) основных  проблем и трудностей семьи;

3) установление  основных направлений оказания  помощи в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена. Эти направления соответствуют главным образом проблемам многодетной семьи (доходы, питание, здоровье, образование и воспитание, взаимоотношения, жилищные условия, отношения с социальной микросредой, защита прав многодетной семьи, проведение досуга);

4) осуществление  конкретной деятельности по оказанию  семье различных видов помощи: непосредственная помощь семье в получении различных пособий и льгот, т.е. предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей, и порядке их получения; помощь семье в обеспечении и повышении ее экономической самостоятельности, например, помощь в получении кредитов членами многодетной семьи, решившими организовать или уже создавшими семейное промышленное или торговое предприятие; помощь родителям в выполнении и осуществлении ими воспитательных функций.

 Пример  родителей является эффективным  средством воздействия, дети подражают  им во всем, часто даже бессознательно. Поэтому очень важно помочь  родителям стать настоящими воспитателями, ответственными за ребенка, оказать им помощь в решении конкретных ситуаций. Социальный работник может помочь родителям в воспитании детей, организовав для них соответствующие курсы, лекции и практическое обучение; психологическая помощь родителям и детям с точки зрения адаптации к различного рода конфликтным ситуациям, возникающим в семье, сложностям постоянного пребывания «на публике»; помощь детям из многодетных семей. Особенное внимание обращается на предупреждение различных форм насилия и издевательства над детьми. В этих случаях социальный работник обращается за помощью к правоохранительным органам и службам психического здоровья. Социальный работник ведет учет указанных семей, используя различные источники информации (школа, соседи, друзья и т.д.). Особое внимание уделяется социальной работе с асоциальными многодетными семьями. Здесь выполняется следующая социальная работа: выявление асоциальных семей; установление контакта с органами внутренних дел для решения вопроса принудительного лечения лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, токсическими веществами, для принятия по отношению к ним мер воздействия; устройство детей в случае необходимости (при асоциальном поведении родителей) в дома ребенка, детские дома, интернаты; наблюдение за здоровьем членов многодетной семьи; помощь в устройстве детей-инвалидов в специализированные дома и школы, приобретении для них необходимых технических средств; периодическая проверка предоставления многодетным семьям различных установленных видов помощи (своевременного получения пособий, выделения натуральной помощи и др.), проверка полноты объема этой помощи и ее эффективности, контроль за соблюдением при этом законных прав клиентов. Таким образом, можно сделать вывод, что социальная работа с многодетными семьями осуществляется различными учреждениями и службами. При этом главную роль здесь играет все же социальный работник, который выполняет основную работу по оказанию семьям различных видов помощи и услуг. Данная работа включает в себя весь спектр услуг, необходимых для поддержания жизнеспособности таких семей, и ведется по нескольким направлениям - от привлечения различных организаций и учреждений, способных помочь семье, до конкретной, личной помощи социального работника.

 

Заключение

 

Тенденции модернизации общества способствовали тому, что к концу XX века в индустриальных странах мира фактически произошло разрушение расширенной многодетной семьи - наступил кризис семейной цивилизации. Процесс депопуляции развивается не только в России, но и во всем мире. Ему дают различные объяснения - социальные, экономические, забывая более существенное: депопуляция выступает итогом и результатом глобальных общественных трансформаций, изменения места и роли семьи в обществе и, вместе с тем, постепенного угасания ее социальных функций - в первую очередь, репродуктивной и социализационной. Потребность в нескольких детях перестает быть значимой, в качестве нормы выступает малодетность, создаются сообщества, пропагандирующие жизнь вообще без детей (движение чайлдфри –добровольная бездетность).

С некоторым отставанием идет процесс исторического отмирания норм многодетности, который, в свою очередь, приводит в конечном счете к возникновению депопуляции.

Реальное отношение общества на всех его уровнях (от государства – до отдельных личностей) таково, что престиж семьи, воспитывающей нескольких детей, стоит на очень низком уровне. Чтобы ликвидировать социально - экономическую ущемленность многодетной семьи, поднять ее социальный статус и уровень культуры, улучшить качество жизни, необходима разносторонняя поддержка этой категории населения со стороны государства, всего общества. В порядке восстановления социальной справедливости обществу следует через систему льгот, спонсорства, благотворительности предоставлять членам больших семей, и в первую очередь детям, более широкие возможности для приобщения к ценностям культуры, для реализации своего творческого потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.   Павленок, П.Д. Системный подход в социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. - 2005 - № 2.

2.   Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина - М.: ИНФРА-М. – 2002 – 427 с.

 3. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей . – М.: ИД «Дашков и К», 2008 – 212 с.

4. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ под. ред. Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 117с.

 5. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства . – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 238с.

 6. Павленок  П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006 - 596 с.

  7. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. СПб., 2001 – 346с.

 8. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка. Диагностика и коррекция. - М.:Академический проект,  2004 – 57с.

  9. Першикова, В.В. Социальный патронаж семьи: помощь родителям и детям / В.В. Першикова // Отечественный журнал социальной работы. - 2006 - № 1

  10. Осипова, И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии // Отечественный журнал социальной работы. - 2005 - № 311.

   11. Демоскоп  Weekli  № 491-492  Институт демографии национального исследовательского центра «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]    URL: http://demoscope.ru/weekly/2011/0491/perep01.php

12. Demographia.net /Российский институт социологических исследований [сайт]. Социологический портрет многодетной семьи в России/ Грудина Т.Н. [Электронный ресурс]  URL: http://demographia.net/journal/2014-04/grudina

13. Семенов, Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями / Г. Семенов // Воспитание школьников. – 2003. – № 1. – С. 28–36. [Электронный ресурс]  URL: http://ebooks.grsu.by/evrika2011/20-r2s9.html

14. Википедия [сайт]. / Многодетная_семья_в_России [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

  15.  Пресс-центр многодетных организаций России [сайт]. Всероссийский научный социологический опрос [Электронный ресурс]  URL: http://www.mnogodetok.org/?q=node/84

1 Демоскоп  Weekli  № 491-492  Институт демографии национального исследовательского центра «Высшая школа экономики» URL:http://demoscope.ru/weekly/2011/0491/perep01.php

2 Википедия/ Многодетная_семья_в_России/  URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

3   Пресс-центр многодетных организаций России /Всероссийский научный социологический опрос/ URL: http://www.mnogodetok.org/?q=node/84

4Demographia.net /Российский институт социологических исследований/ Социологический портрет многодетной семьи в России/ Грудина Т.Н. URL: http://demographia.net/journal/2014-04/grudina

5 Семенов, Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями / Г. Семенов // Воспитание школьников. – 2003. – № 1. – С. 28–36. http://ebooks.grsu.by/evrika2011/20-r2s9.html

6 Павленок, П.Д. Системный подход в социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - № 2. - с. 8-16.

7 Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина - М.: ИНФРА-М. - 2002. – С. 248

8 Холостова Е.И. Социальная работа с семьей . – М.: ИД «Дашков и К», 2008. –С. 139

9 Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С.67

10 Лодкина Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства . – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – С.134

11 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. – С.235

12 Лодкина Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства . – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – С.48

13 Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина - М.: ИНФРА-М. - 2002 – С.354

14 Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. СПб. 2001 – С. 213

15 Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка. Диагностика и коррекция. - М.:Академический проект, 2004 – С.43

16 Першикова, В.В. Социальный патронаж семьи: помощь родителям и детям / ВВ Першикова // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 1. - с. 69-72.

17 Осипова, И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - № 3. - с. 56-65.

 

 


Информация о работе Технология работы с многодетными семьями