Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:40, доклад
В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Многие социальные работники полагают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с пожилыми людьми. Однако это не так. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе. Следовательно, можно как вывод говорить о важности знания теории и практики социальной работы.
Технология социальной работы
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
1.1. Социальный статус человека в старости
1.2. Особенности психологического характера
пожилых людей
1.3. Социальная защита пожилых людей и
модели социального обслуживания
1.4. Центры социального обслуживания
1.5. Социальное обслуживание
2. НАВЫКИ И УМЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
2.1. Значение общения в социальной сфере, функции и роль
2.2. Общение, как инструмент социальной работы
2.3. Этическая ответственность перед профессией
3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛИЕН-
ТАМИ: БЕСЕДА, ОЦЕНОЧНЫЙ АНАЛИЗ, ВЕДЕНИЕ
ЗАПИСЕЙ
3.1. Беседа с клиентами
3.2. Оценочный анализ
3.3. Ведение записей
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ..
ЛИТЕРАТУРА
Значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти.
Так, например, правительство
Москвы с 1 июля 1993 г. увеличило дифференцированные
доплаты неработающим пенсионерам.
Установлены льготы различным категориям
престарелых по оплате жилья, бесплатному
отпуску лекарств по рецептам врачей,
по оплате телефона и др. Ежегодно дополнительно
к федеральным бюджетным
В Российской Федерации сложилось и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей.
Социальное обслуживание
включает в себя совокупность социальных
услуг, которые предоставляются
гражданам пожилого возраста и инвалидам
на дому или в специализированных
государственных и
Основными принципами деятельности
в сфере социального
Важнейшими моделями социального
обслуживания стали такие, как социальное
обслуживание на дому; полустационарное
обслуживание в отделениях дневного
(ночного) пребывания учреждений социального
обслуживания; стационарное социальное
обслуживание в домах-интернатах, пансионатах
и др.; срочное социальное обслуживание;
социально-консультативная
В 1994 г. в системе социальной
защиты РФ действовало 959 стационарных
учреждений для лиц пожилого возраста
и инвалидов, более 700 центров социального
обслуживания, 9000 отделений социальной
помощи на дому, а также целый
ряд других учреждений социальной помощи,
в том числе и психолого-
1.4. Центры социального обслуживания
Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых.
В соответствии с Положением,
центры могут иметь в своей
структуре различные
В задачи центра входит выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.
К примеру, центры социального
обслуживания пенсионеров имеются
сейчас в каждом административном округе
г.Москвы и их организация продолжается.
В 1993 г. в 34 таких центрах и созданных
при них 647 отделениях социальной помощи
на дому обслуживалось 52 тыс.пенсионеров.
В 13 центрах социального
Важнейшей частью работы центра является социальной обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультирование и др.
Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к своим бывшим работникам.
Анализ основных направлений
деятельности центров социального
обслуживания свидетельствует о
том, что данная модель социальной службы,
ориентированной на работу с пожилыми
людьми, получила наибольшее распространение
и признание, является наиболее типичной.
Однако она еще не охватывает многие
категории пожилых людей, которые
испытывают потребность в социально-
Характерно, что проведенное в 1993 г. социологическое исследование деятельности ряда центров социального обслуживания г.Москвы, показало высокую оценку их деятельности.
Так, почти 1/3 клиентов ЦСО указали, что социальный работник посещает их через день. К 65,7% обслуживаемых соцработники приходят два раза в неделю.
Центры социального
В 1993 г. Коллегия Министерства
социальной защиты населения обсудила
опыт и одобрила работу территориальных
центров социального
Было отмечено, что надомное
обслуживание престарелых и инвалидов
получило начало еще в 1985 г., затем
через два года, был открыт первый
территориальный центр
1.5. Социальное обслуживание на дому
Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.
К числу основных надомных
услуг, гарантированных государством,
относятся: организация питания
и доставка продуктов на дом; помощь
в приобретении медикаментов, товаров
первой необходимости; содействие в
получении медицинской помощи и
сопровождение в медицинские
учреждения; помощь в поддержании
условий проживания в соответствии
с гигиеническими требованиями; содействие
в организации ритуальных услуг
и в погребении одиноких умерших;
организация различных
Отделения социальной помощи
на дому, как правило, организуются
при муниципальных центрах
В соответствии с действующим Положением социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 мес.). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, а в городской местности - не менее 120 пенсионеров и инвалидов.
Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно, а также проживающих в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.
Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.
Отделения социальной помощи на дому были созданы в порядке эксперимента в 1987 г. и получили широкое признание со стороны пожилых людей и инвалидов нашей страны и быстрое развитие во всех регионах Российской Федерации.
2. НАВЫКИ И УМЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В
РАБОТЕ В ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
2.1. Значение общения в социальной сфере, функции и роль.
Общение как универсальная
форма жизнедеятельности
Большой вклад в развитие форм и методов устного общения внесли М.В.Ломоносов, Н.Г.Чернышевский, самобытны такие формы общения как "хождение в народ". В наше время общение определяется как универсальный способ жизнедеятельности человека. Оно важно в любой сфере человеческой деятельности. В социальной сфере общение обретает особую значимость, здесь это главный способ деятельности. В процессе общения происходит рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание.
Условно общение можно разделить на два блока:
1 –стихийное общение в процессе жизни человека
2 –целенаправленный процесс,
осуществляемый специальными
учреждениями или отдельными лицами и
непосредственно в
социальной работе
Каковы основные функции общения?
1. Информативная
2. Политическая
3. Нравственно-этическая
Роль нравственно-этической
функции наиболее важна в работе
социального работника. К функциям
профессионального общения
Но прежде всего это принципы нравственно-этического характера, включая такие общечеловеческие ценности, как добро, истину, сопереживание. Это относится к тем, кто работает в социальной сфере непосредственно с людьми.
Оказание помощи индивидам и группам поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия показывает, что круг задач включает в себя широкий диапазон навыков и умений социального работника, и выполняется посредством общения. В процессе своего общения социальный работник выполняет и свои профессиональные обязанности - организационные, информативные, выступает в качестве адвоката, консультанта.
Социальные работники
часто находятся между
Функции общения многоплановы:
- информативная
- воспитательная
- нравственно-этическая
- психолого-педагогическая
2.2. Общение, как инструмент социальной работы.
Социальный работник должен
быть опытным психологом, педагогом,
оба эти качества должны быть неразрывны,
так как стержневая идея всех
слагаемых профессий социального работника
- умение и желание помочь людя
Социальный работник должен быть чутким педагогом, умеющим предвидеть воспитательные последствия предпринимаемых в отношении клиента мер, гибко и тактично реагирующим на изменение в поведении и настроении человека, а также тонким психологом, способным избрать наиболее эффективный метод работы с конкретным человеком.
В работе с клиентом необходимо ориентироваться на лучшее, что в нем есть, побуждать самого преодолевать недостатки, необходим индивидуальный подход к каждому, учитывая особенность характера. социальное положение, жизненный опыт личности.
В работе социального работника существуют контакты с другими людьми, имеющие целью выполнение какого-то дела, т.н. деловое общение. Оно является очень важным, т.к. процесс поддерживания и развития уровня общества рождает разнообразные формы контактов. Для успешного делового общения требуется овладение искусством общения.
Основные этапы включает подготовку к контакту с учетом психологических особенностей собеседника, осуществление контакта, применяя план беседы или импровизацию, не упуская главной цели, оценку результата контакта.
К важнейшим требованиям делового общения следует отнести: предельное внимание к чужим мыслям и словам, корректность и чувство такта, умение слышать то, что скрыто за словами. Социальная работа многопланова; это и деловое общение, и межличностное, и групповое. Различаются цели, характер и содержание.
Социальное общение –это
живая, эмоционально- нравственная основа
социальной работы, всех ее видов. Можно
сделать вывод, что социальное общение
- интегрированное свойство всех видов,
форм и методов социальной работы,
обеспечивающее непосредственное взаимодействие
социального работника с
Если брать этический аспект делового и других видов общения, то он определяется "кодексом этики". Этический Кодекс Российских социальных работников еще находится в стадии разработки. Социальная работа - это профессиональная деятельность, в которой нередко возникают этические проблемы и ответственность за их разрешение лежит на работнике. Основная цель кодекса состоит в том, чтобы определить безусловные принципы работы в интересах защиты клиента. Это предполагает постоянную переоценку методов в работе, т.к. социальная работа имеет развитые методы практики, которые основываются на постоянном росте знаний и опыта.
Информация о работе Технология социальной работы с пожилыми людьми