Технология социальной работы с сельской семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:19, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определена, что проблема становления, устойчивости семьи – одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы.

Содержание работы

Введение
РАЗДЕЛ I. современные социальные проблемы молодых Семей проживающих в сельской местности
1.1 Понятие семьи и ее функции ......................................................... 6-12
1.2 Состояние современной семьи ......................................................13-19
1.3 Социальные проблемы молодых семей, проживающих в сельской местности ............................................................................................... 19-33
РАЗДЕЛ II. Социальная работа с семьей
2.1 Социально - психологический подход к исследованию семьи ............................................................................................................... 34-36
2.2 Социологические методы исследования изучения молодых семей проживающих в сельской местности .................................................... 36-42
РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ СЕЛА ПАНЧЕНКОВО
3.1 Анализ социальных проблем молодых семей проживающих в селе Панченково Свердловского района Луганской области .......................... 43-46
Заключение ............................................................................. 47-50
ЛИТЕРАТУРа .......................

Файлы: 1 файл

Zhosova_DIPLOMNAYa_RABOTA.docx

— 110.58 Кб (Скачать файл)

Описанный выше метод является наиболее приемлемым для планируемого исследования, так как позволяет существенно увеличить выборку респондентов, выявить исследуемый круг проблем в короткое время и получить объективную картину. Для достоверности результатов, описанный метод требует так же дополнение тестированием и опросом.

Усилия современных исследователей направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность испытуемых, посредством которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приемах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства и т.д.

Поиски путей объективного изучения семей привели к разработке таких психологических, педагогических, социологических методов, которые углубляют и расширяют представления о современной семье.

 

 

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ с. Панченково

 

3.1 Анализ социальных проблем молодых семей проживающих в селе Панченково Свердловского района Луганской области

 

В исследовании приняло участие 45 человек, проживающих в с. Панченково. Возраст респондентов от 18 до 30 лет. Исследование производилось на основании качественных и количественных методов, позволяющих не только уловить и описать реальности индивидуальной позиции, но и выразить эти качественные характеристики количественно.

Структура и план дипломного исследования

Исследование проводилось с сентября 2009 по октябрь 2009 гг.

1 этап. Проведение анкетирования.

2 этап. Интерпретация результатов  исследования

3 этап. Выводы и выработка  рекомендаций.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечивалось репрезентативностью выборки сходной теоретико-методологической концепции, сопоставлением теоретических положений с результатами эмпирического исследования, применением адекватных методов статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования

Материалы, полученные в ходе проведения дипломного исследования, были систематизированы и представлены в дипломной работе.

В качестве основного метода был выбран метод анкетирования.

На первом этапе составляется список вопросов и включаем их в анкету, предназначенную для опроса респондентов.

На втором этапе проводится анкетирование.

Методика исследования. Анкетирование. Анкета - размноженный на машине, компьютере, или типографическим способом документ, объединенный единым исследовательским замыслом, направленный на выявление количественно – качественных характеристик и предмета анализа, содержащий в среднем от 10 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Вопросы располагаются в логической последовательности, объединяются единой тематикой. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Анкетирование бывает очным и заочным.

Методика опроса такова: у респондентов выяснялось согласие заполнить анкету, указывалось ориентировочное время на её заполнение (30-40 минут), пояснялось, что время заполнения анкеты может быть сокращено или увеличено по желанию опрашиваемого, акцентировалась просьба ответить на вопросы, необходимые для исследования.

2. Образование: большинство опрошенных 30 респондентов имеют среднее специальное образование.

3. Семейный статус: все респонденты состоят в браке.

4. Есть ли у  Вас дети? У 20 респондентов один ребенок, у 19 – два, у 6 более 3 детей.

5. Вы работаете? 35 респондентов работает, в основном это мужчины, 15 соответственно не работает.

7. Ваш уровень  дохода? У большинства респондентов уровень дохода менее 2 тыс.грн. – 40 респондентов.

Вопросы 9. Употребляете ли Вы наркотики? и 10. Злоупотребляете ли Вы алкоголем? не выявили лиц с патологическим зависимостями, лишь один респондент признался в том, что пробовал наркотики. Большинство употребляет алкоголь по праздникам – 30 респондентов, 10 – раз в неделю, 5 вообще не пьет. Считаю, что эти данные не отражают реальности. Так как во время проведения анкетирования большинство, явно в состоянии опьянения отказалось заполнить анкету.

Главным вопросом нашего исследования является 11. Распределите проблемы по степени важности, поставив напротив варианта ответа балл от 1 до 5.

Результаты опроса представлены в Диаграмме 1

Диаграмма 1. Результаты ответов на 11 вопрос Анкеты

 

Таким образом, на первом месте стоит проблема низкой заработной платы, по словам респондентов решение этой проблемы будет означать решение иных проблем (5 балов). На втором месте проблема жилья 4 балла и лишь на третьем отсутствие работы.

Вариант Е не заинтересовал респондентов.

12. Вы обращались  за помощью в решении данных  проблем в государственные службы  социальной поддержки населения?

А) Да – 24 респондента. Основной вопрос – приобретение собственного жилья, открытие собственного дела

Б) Нет – 21 респондент

13. Вам была  оказана необходимая помощь (свой  ответ поясните)?

А) Да, - 5 респондентов. Были разъяснены условия, на которых оказывается помощь

Б) Нет – 9.

Г) не в полном объеме – 10 респондентов (собраны документы и ожидается результат).

Проведенное исследование выявило необходимость социальной поддержки 90% семей. Среди них 60 % требуется полная гарантированная государствам социальная помощь, низкий уровень дохода, наличие двух детей школьного возраста, 30% семей требуется лишь консультирование. Имея небольшое количество средств и желание самостоятельно решить свои проблемы, они, зачастую, не знают своих прав и методов государственной поддержки.

К сожалению, всего 10% могут решить проблему, не прибегая к активной помощи социальных работников, и не скрывают данный факт.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что большинству молодых семей проживающих в сельской местности необходима социальная помощь для решения социальных проблем, доказана и требует дальнейшей более детальной разработки

 

 

Заключение

 

Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы:

В двадцатом столетии институт семьи претерпевал значительные изменения по следующим направлениям:

-переход от традиционной  патриархальной модели к различным  типам и формам семейных отношений;

-изменение физических  параметров семьи как по численности (до 3-4 чел.), так и по составу;

-изменение биографии  семьи, как по возрасту организации семейного союза, так и по продолжительности жизнеспособности данного союза;

-распространение нуклеарной  малодетной модели семьи как  основной формы семейного союза.

Однако ценность семьи и семейных отношений на протяжении всего уходящего столетия сохранялась для индивида как одна из самых значимых.

Эти противоречивые тенденции и сегодня определяют не только положение и условия проживания личности в семье, но и здоровье общества, государства, нации в целом. Все это зависит от нескольких специфических особенностей семейного союза, а именно: постоянная взаимозависимость входящих в нее членов, в результате которой любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных; семейная структура ограничивает себя определенными пределами, позволяющими ей наиболее оптимально приспосабливаться к социуму, а также выполнять определенные задачи как по удовлетворению личных потребностей семьи так и внешние функции.

Очевидно, что нарушение в любом из звеньев семейной структуры, включает цепь приспособительных механизмов, значительным образом влияющих общественные, социокультурные процессы в обществе. Разрушение института семьи и семейных отношений, вероятнее всего, ведут к разрушению моральных и нравственных критериев в обществе, что далее может привести к разрушению общества как такового.

В социально-психологических, психотерапевтических и общепсихологических исследованиях имеются основания, позволяющие рассматривать семью как открытую совмещенную, самоорганизующуюся систему, системообразующим фактором которой можно рассматривать становление системы общих семейных ценностей. Внутреннее единство семейной системы обеспечивается встречно протекающими процессами персонализации и персонификации, в результате которых происходит динамика ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов, характеризующаяся увеличением их тождественности. Динамика ценностно-смысловых координат образов миров взаимодействующих людей, характеризующаяся их сближением, является одним из факторов успешного функционирования семейной системы. Данная динамика будет проявляться в качественных и количественных изменениях ценностных координат жизненных миров взаимодействующих супругов, отражая тем самым усложнение системной организации системы общих семейных ценностей.

Фактором, определяющим устойчивость семейной системы, можно рассматривать сознательное стремление супругов взаимодействовать в режиме постоянного развития, согласно системе общих семейных ценностей.

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества. Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную. Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса. Поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе, как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося. В-третьих, в современном обществе остро стоит вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Проведенное исследование показало, что семья остается наиболее привлекательной формой организации межполовых отношений и реализации родительско-воспитательских устремлений. Однако реальностью нашего времени являются снижение числа браков, увеличение количества разводов, снижение рождаемости до отметки вымирания населения и ниже. Где происходит сбой в системе реализации таких привлекательных брачно-семейных установок? Этот вопрос является предметом поисков специалистов, как и в области демографии, так и в таких областях, как психология, социология, экономика, философия.

Поднимая вопрос о месте и роли института семьи в современном российском обществе нельзя не упомянуть одну из важнейших функций семьи - воспитание и социализация детей. В каждой культуре, на любом временном срезе сосуществуют разные стили воспитания, в которых прослеживаются многочисленные сословные, классовые, региональные, семейные и прочие установки. Навязчивая идея воспитания в детях послушания, даже в ущерб инициативе и самостоятельности, может быть социально детерминирована потребностью поддерживать стабильность существующего общественного строя, что характерно для консервативных, традиционных систем. Обосновывается же эта установка, как и любая другая, интересами самого ребенка.

Именно в семье ребенок приобретает необходимые социальные навыки, осваивает образцы поведения и культурные нормы, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром.

Проведенное исследование выявило необходимость в социальной поддержки у 90% семей,. Среди них 60 % требуется полная гарантированная государствам социальная помощь, низкий уровень дохода, наличие двух детей школьного возраста, 30% семей требуется лишь консультирование. Имея небольшое количество средств и желание самостоятельно решить свои проблемы, они зачастую не знают своих прав и методов государственной поддержки.

К сожалению всего 10% могут решить проблему, не прибегая к активной помощи социальных работников, и не скрывают данный факт.

 

 

литература

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука». - 2004.
  2. Антология гендерных теорий. Минск, 2000.
  3. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998.
  4. Антонов А.И. Социология рождаемости. М., 1980.
  5. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления М., 1990.
  6. Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребенок. М., 1987.
  7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2006
  8. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000.
  9. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1992. – 24 с.
  10. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 1992.- № 7/8 - С. 23-27.
  11. Белова В.А. Число детей в семье. М., 1975.
  12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
  13. Бойко В.В. Малодетная семья: Социально-психологический аспект. М., 1985.
  14. Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа. -1992. - № 1. С.3-9.
  15. Гергишанов Т. О культуре семейных отношений; Подготовка школьников к семейной жизни // Воспитание школьников.— 1996.— №1.— С.47–49.
  16. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. – 1985. – № 4. – С. 10 – 20.
  17. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Л., 1998.
  18. Григорьев С.И. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентаций.// Социологические исследования. - 1998.-№8.- с. 36-46.
  19. Гуд У. Социология семьи // Социология сегодня. М., 1965.
  20. Гуров В.Н. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае. // Педагогика. - 1997. - № 1. - С.43-47.
  21. Гуров В.Н. Ставрополье: опыт подготовки семейных социальных педагогов. // Педагогика. - 1998. № 6. - С. 57-60.
  22. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: общий обзор. М., 2006.
  23. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т. 3 Социальные институты и процессы. М., 2000
  24. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 2003 – 125 с.
  25. Дорохина О.В. Семейная политика государства как объект исследования // Вестник Московского университета. Серия 18 Социология и политология. 2007, №2.
  26. Елизаров А.И. Ценностные ориентации семьи как основной интегрирующий фактор этой социальной группы // Современная семья: проблемы и перспективы. Тез. докл. конф. Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т, 1994. С. 6-8.
  27. Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. - С.34-35.
  28. Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.28-30.
  29. Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социальные исследования. - 2007. - № 7
  30. Зиглина Т.С. Кризис современной американской семьи в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина // Семья в России. 1996, № 3-4.
  31. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. – 1983. – № 3. – С. 83 – 89.
  32. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск: ТГУ, 1999. – 203 с.
  33. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 125 с.
  34. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентация и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) Москва: Эдиториал УРСС, 1999. – 59 с.
  35. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология ответственности. Л., 1983.
  36. Леденев В.В. Семейный социализационный потенциал и оптимизация его развития в современной России // Материалы Второго Российского Конгресса «Мир семьи». Часть 1. Тезисы участников Конгресса. М., 2001 – с. 125-136.
  37. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи).//Социологические исследования. - 1998. -№5.
  38. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи.// Социологические исследования. - 1998.-№8.- с.31.
  39. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  40. Марковская И .Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. М., 1990.
  41. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально-дезориентированной молодежи // СОЦИС. 1998. N 12.
  42. Масонин В.Н. О проблемах молодежи // Вестник.-2002. - №2.
  43. Матейчик 3. Родители и дети: Книга для учителя / Пер. с чешского. — М., 2002. – 125 с.
  44. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы методологии и методики. М., 1989
  45. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография / Краснояр. Гос. ун-т, Юрид. Ин-т, соц.-правовой факультет; под общей редакцией Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. – 300 с.
  46. Молодой семье доступное жилье. Выпуск 27. М., 2007.
  47. Основы социальной работы. Учебник. Гл. 13,15. – М., 1997.
  48. Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151.
  49. Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151.
  50. Оценка уровня и качества жизни населения//журнал «Экономист» 2001.-№11.
  51. Оценка уровня и качества жизни населения//журнал «Экономист» 2001.-№11.
  52. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Киев, 1975
  53. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. — М., 2004 – 158 с.
  54. Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. - Семья как объект социальной работы. - М., 1997.
  55. Ружже В.Л., Кадибур Т.С., Елисеева И.И. Структура и функции семейных групп. М., 1983.
  56. Савинов Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. - Саранск.,1992.- с. 6.
  57. Сатир В. Вы и ваша семья. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 302 с.
  58. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 2002 – 148 с.
  59. Семья и община: пути навстречу друг другу: Статьи о социальной работе с семьей, опыты работы. // социальная работа. - 2003. - № 2/3. - С. 14-25.
  60. Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной и В.Г. Бочаровой. - Т.2. - Москва-Тула. 1993. - С. 265-275.
  61. Социальная работа. / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н / Д: «Феникс», 2000 – 356 с.
  62. Социальная работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия "Учебники, учебные пособия". - Ростов на Дону.:"Феникс", 1999. - С.426-433.
  63. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: издательство «СОЮЗ», 1994, 192 с.
  64. Теория и методика, социальной работы. Вып.1. М.: 1993. тема 7.- С. 62.
  65. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии/Под ред. В.М. Сафроновой. - М.: РГСИ, 1992.
  66. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой .-М.: ИНФРА- М, 2001 – 569 с.
  67. Томпсон Дж.Л., Пристли Дж. Социология. М., – Львов, 1998. Главы 2, 5.
  68. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) - М.: МГСУ, 2000.-240 с.
  69. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М., 1996.
  70. Трифонова Е.В. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей (на материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями). Диссертация ... канд. психологических наук. М., 2001.
  71. Трофимова Ю. В. Общепсихологический подход к изучению семьи. Барнаул. – 2004 - 89 с.
  72. (Социально-демографическое исследование). М., 1978
  73. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М., 1987 – 652 с.
  74. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М., 1987 – 652 с.
  75. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. — М.,1993 – 269 с.
  76. Электронная энциклопедия по Социологии. Триада - 2005.

Информация о работе Технология социальной работы с сельской семьей