Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:42, курсовая работа
Цель работы – изучить технологии социальной работы с женщинами.
Задачи:
Раскрыть особенности социального статуса женщин в РФ.
Изучить специфику социальных проблем женщин.
Рассмотреть виды технологий социальной работы с женщинами.
Изучить групповую психосоциальную работу с женщинами.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ………………...5
1.1 Особенности социального статуса женщин в РФ…………………………..5
1.2 Специфика социальных проблем женщин…………………………………12
2. Применение технологий социальной работы с женщинами в РФ…………21
2.1 Виды технологий социальной работы с женщинами……………………...21
2.2 Групповая психосоциальная работа с женщинами………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы……………………………………………...40
Тем не менее наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначают понятием «тренинговые группы».
Под определение «тренинговые группы» подпадают все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога (социального работника) включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.
В «психологическом словаре» социально-психологический
тренинг определяется как «область
практической психологии, ориентированная
на использование активных методов
групповой психологической
Цель женской
Учитывая три плоскости
1. Познавательная сфера
Условия общения и взаимодействия должны быть таковы, чтобы женщина осознала:
а) существующие разногласия между собственным образом «я» и восприятием себя другими;
б) внутренние психологические проблемы и конфликты;
в) более глубокие причины переживаний, способы реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования системы отношений;
г) собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путём можно было бы избежать их повторения в будущем.
2. Эмоциональная сфера
Группа помогает женщине:
а) получить эмоциональную поддержку со стороны группы, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;
б) пережить в группе те чувства, которые она часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у неё в действительности и с которыми она не смогла справиться;
в) научиться искренности в отношении к себе и другим людям;
г) стать более свободной в выражении собственных негативных и позитивных чувств;
д) раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями.
В целом задачи относительно гармонизации эмоциональной сферы женщины охватывают следующие основные аспекты: получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе; непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самой себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций; переживание и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.
3. Поведенческая сфера, находящая проявление и осмысление в условиях группового общения, способствует тому, что женщина может:
3) развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;
4) закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.
И общем виде задачи группы относительно совершенствования поведенческой сферы могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции и самоорганизации.
Таким образом, усилия женской группы фокусируются на осмыслении и развитии трех составляющих самосознания:
- самопонимания (когнитивный аспект);
- отношения к себе (эмоциональный аспект);
- саморегуляции (поведенческий аспект).
Это позволяет определить общую цель групповой психосоциальной работы как расширение сферы самосознания женщины.
Основным инструментом гармонизации и оздоровления личности выступает психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию проблем женщин за счет межличностного взаимодействия, обусловливающего групповую динамику и личностный рост. Это психотерапевтическое взаимообогащение, если трактовать термин «психотерапия» в широком смысле слова, т. е. понимать, что психотерапия—это процесс взаимодействия специалиста с другими людьми, при котором достигается эффект снятия каких-либо психологических ограничений во имя обогащения личности каждого из участников, развития субъектности и свободной реализации человеческого потенциала в деятельности и общении.
В данном случае характеристика
психотерапии даётся с позиции гуманистического
подхода, когда принимается во внимание
право каждого индивида на свободное
самостоятельное развитие, а помощь
извне рассматривается как
Что касается методов групповой психотерапии, то условно они подразделяются на основные и вспомогательные. Основным методом является групповая дискуссия, имеющая три главные ориентации - интерактивную, биографическую и тематическую. К вспомогательным методам относятся психодрама, психогимнастика (невербальное межличностное взаимодействие), проективный рисунок (рисование на определенную тему), психоскульптурирование.
Каждый из указанных методов может использоваться «как вспомогательный приём».
Таким образом, важным, подготовительным этапом организации работы в группе является определение той сферы жизненного мира женщины, с которой начинается погружение в ее женскую проблематику.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Женщина в силу
биологической и социальной
2. Затянувшийся социально-
3. Несмотря на разнообразие
4. Важным, подготовительным этапом организации работы в группе является определение той сферы жизненного мира женщины, с которой начинается погружение в ее женскую проблематику.
Женщина, в первую очередь- это продолжательница рода, мать, хранительница домашнего очага. Технологии социальной работы направлены на помощь женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и на ее разрешение. Помощь женщинам должна оказываться со стороны государства, которое несет за них ответственность, общества и близких людей.
Список используемой литературы
1. Анисимова С. Женщины, вперед. М., 2001.
2. Бабаева Л.В. Женщины в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. - М.: Московский общественный научный фонд, 1997.
3. Вестник
Психосоциальной и
4. Елизаров В.В. Демографические и социально-экономические факторы семейной политики в условиях перехода к рынку // Семья в России, 1994, № 1.
5. Женщина в современном мире. М., 1998. Сборник статей.
6. Женщины
и развитие: права, реальность, перспективы.
Материалы Всероссийской
7. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004.- 592 с.
8. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 300 с.
9. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России, 1995, № 3-4.
10. Мельникова Т.А. Женское движение в России и политических процессах современного общества.- М., 1999.
11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2003. - 395 с.
12. Права женщин в России. Законодательство и практика.- М., 1999.
13. Рыбакова Н.А. Психотерапевтическая педагогика. Псков, 1999. с. 9.
14. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия»- г. Ростов н /Д: «Феникс», 2000. - 576 с.
15. Социальная работа и социальные технологии (Материалы методологического семинара)/ Отв. ред.-сост. Т.В. Шеляг.- М., 1995.
16. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Иванов.- М.; Белгород, 1995.
17. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова.- 2-е изд. перераб. и дополн. С. 69 – М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.
18. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие.- М.: Союз, 1994.
19. Технология социальной работы: Учебник / Под. общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М., 2004. - 400 с.
20. Феминизм и российская культура: Сб. трудов.- СПб, 1995.
21. Холостова Е.И. «Социальная работа» учебное пособие. М., 2005.
22. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы / Институт социологии РАН. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
Информация о работе Технология социальной работы с женщинами