Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:52, реферат
Темперамент (лат. temperamentum) определяется как надлежащее соотношение черт (от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии), - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Введение 3
Общее понятие о темпераменте 3
Из истории учения о типах темперамента 4
Физиологическая основа темперамента 9
Психологическая характеристика темпераментов 11
Темперамент и личность 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Список использованной литературы 18
Структура личности - система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера. Темперамент - качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности.
Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность – это скорость
и глубина эмоциональной
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать.
Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил; часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от малотревожного
тем, что у него слишком часто
возникают связанные с
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью длительной концентрации внимания.
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным, но вот интересный факт из его жизни: в одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня он резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным.
В таблице 1. приведены типы темпераментов, их психологическая характеристика.
Таблица 1
Тип темперамента по Гиппократу |
Краткая характеристика |
Свойства нервной системы по И.П.Павлову |
Выдающиеся личности |
Флегматик |
Пассивный, очень трудоспособный, медленно приспосабливающийся, эмоции проявляются слабо |
Спокойный, сильный, уравновешенный, малоподвижный |
И.А.Крылов М.И.Кутузов И.Ньютон |
Сангвиник |
Активный, энергичный, легко приспосабливающийся |
Живой, сильный, уравновешенный, подвижный |
М.Ю.Лермонтов НаполеонI |
Холерик |
Активный, очень энергичный, настойчивый, эмоции неуправляемы |
Легко возбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный |
ПетрI |
Меланхолик |
Пассивный, легко утомляющийся, тяжело приспосабливающийся, очень чувствительный |
Слабый, неуравновешенный, сдержанный, подвижный или малоподвижный |
Н.В.Гоголь П.И.Чайковский |
Таким образом, на основании вышеизложенного материала, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.
До сих пор существуют несколько разные взгляды на природу темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент врожденным качеством.
Знакомство с литературой по рассмотренной теме позволяет взглянуть по новому на себя как личность, понять как особенности темперамента повлияли на характер, на учебу и попытаться разрешить некоторые проблемы общения, учебы, изменить отношение к себе.
Как отмечалось ранее, темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще.
Психологические исследования и
педагогическая практика показывают,
что темперамент несколько изменяется
под влиянием условий жизни и воспитания.
Динамическая характеристика психической
деятельности не имеет самодовлеющего,
формального характера; она зависит от
содержания и конкретных условий деятельности,
от отношения индивида к тому, что он делает,
и к тем условиям, в которых он находится.
Живость, переходящая в игривую резвость
или развязанность, и размеренность, даже
медлительность движений, принимающая
характер степенности или величавости
в мимике, в пантомимике, в осанке, походке,
повадке человека, обусловлены многообразнейшими
причинами, вплоть до нравов той общественной
среды, в которой живет человек, и общественного
положения, которое он занимает. Стиль
эпохи, образ жизни определенных слоев
обуславливает в известной мере и темпы,
вообще динамические особенности поведения
представителей этой эпохи и соответствующих
слоев. Идущие от эпохи, от общественных
условий динамические особенности поведения
не снимают, конечно, индивидуальных различий
в темпераменте различных людей и не упраздняют
значения их органических особенностей.
Но, отражаясь в психике, в сознании людей,
общественные моменты сами включаются
во внутренние индивидуальные их особенности
и вступают во внутреннюю взаимосвязь
со всеми прочими их индивидуальными особенностями.
В реальном образе жизни конкретного человека,
в динамических особенностях его индивидуального
поведения тонус его жизнедеятельности
и регуляции указанных особенностей, которая
исходит из общественных условий (темпов
общественно – производственной жизни,
нравов, быта, приличий и т.п.), образуют
неразложимое единство иногда противоположных,
но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция
динамики поведения, исходящая из общественных
условий жизни и деятельности человека,
может, конечно, иногда затронуть лишь
внешнее поведение, не затрагивая еще
саму личность, ее темперамент; при этом
внутренние особенности темперамента
человека могут находиться и в противоречии
с динамическими особенностями поведения,
которого он внешне придерживается. Но,
в конечном счете, особенности поведения,
которого длительно придерживается человек,
не могут не наложить раньше или позже
своего отпечатка – хотя и не механического,
не зеркального, а иногда даже компенсаторно-
Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, Просвещение,1968
2. Гиппенрейдер Ю. Б., Романов В. Я. Психология индивидуальных различий М., Изд-во МГУ, 1982
3. Ковалев А. Г. Психология личности. М., Просвещение, 1970
4. Рогов Е. И. Общая психология. М., ВЛАДОС, 1995
5. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., Наука,1984