Теоретические и правовые основы понятия «информационное пространство СНГ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:03, реферат

Описание работы

В 1997 г. два саммита подряд окончились, почти по единодушной оценке экспертов и СМИ, "полным провалом". В следующем году финансовый дефолт в России обернулся серьезнейшими экономическими потерями как раз для тех стран СНГ, которые наиболее тесно были связаны с российской экономикой.

Файлы: 1 файл

Теоретические и правовые основы понятия.docx

— 23.21 Кб (Скачать файл)

Теоретические и правовые основы понятия «информационное пространство СНГ»

«Информационное пространство» и «Информационное пространство СНГ» как научные термины


В 1997 г. два саммита подряд окончились, почти по единодушной оценке экспертов и СМИ, "полным провалом". В следующем году финансовый дефолт в России обернулся серьезнейшими экономическими потерями как раз для тех стран СНГ, которые наиболее тесно были связаны с российской экономикой.

Наконец, в эти годы российская дипломатия не сумела предотвратить развития целого ряда процессов, находящихся в том или ином противоречии с национально-экономическими интересами России, - и, самое главное, консолидации прикаспийских и ряда иных государств вокруг проектов строительства крупных транспортных систем, выступающих альтернативой российским нефте- и газопроводам.

С другой стороны, имели место и позитивные тенденции, главной из которой стала нормализация российско-украинских отношений: в мае 1997 г. стороны подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, а в следующем году -Соглашение об экономическом сотрудничестве на период 1998-2007 гг. Расширялся Таможенный Союз - приоритетное направление политики России в Содружестве. В 1996 г. было образовано Сообщество России и Белоруссии, а в 1999 г. - подписан договор об образовании Союза двух государств. Не изменилась и установка России на сохранение режима наибольшего благоприятствования для стран Содружества: по подсчетам экспертов, через прямые и косвенные субсидии государствам "ближнего зарубежья" страна до сих пор теряет от 3 до 4% своего ВНП - почти столько же, сколько она расходует на оборону или здравоохранение. Тем временем накапливался долг стран СНГ перед Россией, достигший к настоящему времени суммы, приближающейся к 5 млрд. долл/5

К 2000 г. для российской политической элиты вполне очевидной стала необходимость более прагматичного подхода ко всему кругу проблем СНГ - линия, сразу же получившая выражение в политике нового российского руководства.

В сентябре 2000 г. Россия заявила о своем выходе из Бишкекского соглашения 1992 г. о безвизовом передвижении граждан в СНГ и переходу к принципу визовой политики на двусторонней основе, - двумя месяцами раньше, впрочем, Совет консульских служб государств Содружества принял решение о прекращении действия этого соглашения.

Одновременно Президент РФ В.В.Путин уже на первом году своей администрации предпринял попытку повысить уровень отношений с теми государствами СНГ, которые прежде для российской дипломатии были наиболее "проблемными" - с Украиной, Азербайджаном, Молдовой, Узбекистаном и Туркменистаном. - как это, среди прочего, проявилось в политике президентских визитов в столицы СНГ и встреч с их лидерами. Одновременно по линии ухудшения пошли российско-грузинские отношения,

В соответствии с тем же изначально заданным принципом прагматизма, в 2000 г. было упразднено Министерство по делам сотрудничества с государствами — участниками СНГ, а его компетенция распределена между МИДом, Министерством экономики и Советом Безопасности РФ, где еще в конце 1999 г. была создана Межведомственная группа с задачей заниматься политикой России в отношении стран СНГ. Перед органами, ответственными за политику России в Содружестве, была поставлена задача разработать не формальную, а реально осуществимую и детально обоснованную стратегию в этой области: ближе всего к этой задаче приближается Программа действий по развитию Содружества Независимых Государств до 2005 г. - по своей комплексности и детальности первый такого рода документ за всю десятилетнюю историю Содружества/6

Программа была разработана на основании Решение Совета глав государств Содружества о Декларации глав государств-участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года.37 Основными ее разработчиками являются: Исполнительный комитет СНГ, межгосударственные, межправительственные органы, национальные министерства и ведомства государств-участников СНГ, научные и другие учреждения. Основное исполнение Программы возложено на: Национальные министерства и ведомства, Исполнительный комитет СНГ, межгосударственные и межправительственные органы, научные и другие учреждения. Что же касается объемов и источников финансирования, то они определяются при разработке, согласовании, утверждении мероприятий соответственно долям финансовых обязательств сторон. Главная цель Программы - придать новый импульс развитию равноправного партнерства и сотрудничества в рамках СНГ, в первую очередь в сфере экономики, в условиях устойчивого мира, безопасности и демократии. Сотрудничество государств-участников в рамках СНГ предусматривается осуществлять на взаимовыгодной основе с соблюдением их национальных интересов и в формате заинтересованных государств. В Программе затронуты различные сферы взаимодействия. Прописаны и задачи в области информационного сотрудничества. К ним относятся: развитие информационной системы, обеспечивающей обмен информацией между государствами-участниками и органами СНГ; создание общего информационного пространства и развитие взаимодействия национальных информационных систем.

К сожалению, область информационного сотрудничества остается почему-то «на задворках» межгосударственных отношений. Хотя ее развитие и правильное использование во многом способствовали бы снятию многих проблем, среди которых непоследним остается вопрос об удовлетворении информационных, образовательных, культурных и иных запросов русскоязычного населения, проживающий на территории Содружества.

Ведь вопросы положения соотечественников в странах Содружества Независимых Государств по-прежнему занимают видное место в системе приоритетов внешней политики России. Всего после распада бывшего Союза ССР за пределами России (с учетом стран Балтии) не по своей воле оказались свыше 25 млн. русскоязычных граждан бывшего СССР, что составляет 17,4% от общего населения Российской Федерации. По данным на 1998 год, более 20 млн. этих людей проживало в государствах СНГ. В странах СНГ сложилась особая ситуация, приведшая к нарушению устоявшейся этнокультурной структуры, привычного уклада жизни. Основными причинами возникновения проблем соотечественников в ближнем зарубежье являются проведение большинством правительств СНГ курса на приоритетное развитие так называемых титульных наций, неодинаковый уровень их социально-экономического развития, отсутствие внутриполитической стабильности, развитых демократических институтов и гарантий безопасности граждан, внутренние и межгосударственные конфликты. Вес это вызывает межэтническую напряженность и осложняет положение соотечественников. Они до сих пор сталкиваются с проявлениями бытового национализма, кадровой дискриминации, страдают от произвола административных, правоохранительных и судебных властей на местах. Их права зачастую ущемляются при решении вопросов получения образования, медицинской помощи, трудоустройства, вероисповедания, пенсионного обеспечения, предпринимательской деятельности, оформления различного рода документов.

Правовое регулирование создания информационного пространства СНГ


Пространство - упорядочивающая схема, выражающая порядки сосуществования и последовательного существования явлений мира. 3 Следует отметить, что, несмотря на широкое применение понятий «информационное пространство» и «информационное пространство СНГ», их содержания как научных терминов почти не разработаны. Так, И. Дзялошинский в своей работе «Информационное пространство России: политическая метафора или научное понятие» предлагает три подхода к определению информационного пространства.

Первый задается пониманием слова "пространство" как обычного метрического пространства и порождает смысл "информатизированного" физического пространства. Это определение, как правило, приобретает геополитический аспект. С геополитической точки зрения, под информационным пространством понимают некую виртуальную территорию, которая принадлежит государству, является специфическим государственным ресурсом и должна защищаться от возможных агрессоров.

Второй задается метафорическим пониманием "информационного пространства" как пространства определенных информационных взаимодействий. При таком подходе используются категории "упорядоченная совокупность информационных процессов"; "информационное поле"; "информационно-поисковая система" и т.д.

Наконец, возможен третий аспект - социальный, в рамках которого информационное пространство рассматривается как сфера отношений между людьми и общностями по поводу информации. Любой смысл "информационного пространства" содержит эти моменты, но в разной "пропорции". При доминировании первого получаем "информационное пространство" как информационно насыщенное метрическое. При доминировании второго - некоторое модельное представление совокупности информационных процессов, некоторой информационной структуры, динамической информационной системы и т.д. При доминировании третьего - представление об особых информационных отношениях между людьми. Остановимся на этих подходах подробнее. Геополитическое понимание информационного пространства

Проведенный анализ контекстов использования понятия информационное пространство показывает, что многие исследователи трактуют "информационное пространство" как некую "территорию", то есть встраивают это понятие в некую геополитическую структуру, в рамках которой понятия "пространство" и "территория" выступают в качестве фундаментальных. Так, например, в книге Т.В. Закупень информационное пространство рассматривается как конкретное пространство, "территория, "покрытая", "охваченная" информацией, информационными ресурсами и инфраструктурой, в рамках которой все субъекты... имеют одинаковые возможности получения, передачи и всех других манипуляций с информацией в любой точке этого пространства.68

Анализируя работы, в которых "информационное пространство" рассматривается как некая информатизированная территория, можно заметить, что авторы этих определений либо не замечают, либо сознательно обходят вопрос о субъекте так понимаемого пространства. Дело в том, что в геополитике "пространство" является не столько вместилищем государства и его сил (экономических или военных), сколько самостоятельной силой, то есть специфическим ресурсом. Не случайно для геополитики пространство является объектом захвата и удержания государствами. Именно государство (или некая замещающая его структура) является субъектом пространства-территории.

Таким образом, в чисто геополитическом смысле понятием "информационное пространство" обозначается выделенная неким субъектом по какому-то критерию территория, на которой размешаются информационные ресурсы, источники информации, технологические системы сбора, обработки, распространения информации, а также пользователи информационных ресурсов, подпадающие под юрисдикцию законодательства, действующего на этой территории. В этом смысле все разговоры о мировом (или глобальном) информационном пространстве и даже информационном пространстве СНГ представляются либо малообоснованными, либо маскирующими какие-то другие интересы.70

В рамках этого подхода любое пространство обладает двумя главными признаками: - оно должно иметь какие-либо границы; оно должно что-либо вмещать. С геополитической точки зрения, пространство осваивается, завоевывается, колонизируется. Поэтому важно точно определять границы информационного пространства. А сегодня во всем мире идут процессы переосмысления границ. Даже в чисто территориальном аспекте прежние границы, функционировавшие как важнейший элемент "железного занавеса" между капитализмом и социализмом, теряют привычный смысл. Но с другой стороны, на части прежде единого пространства возникли новые государственные границы, которые постепенно приобретают смысл новой "границы Европы". А уж в сфере информационных процессов любые границы имеют чисто символический смысл. Основная социальная функция границы - обеспечивать коллективную идентичность - практически никак не реализуется в сфере информационных отношений. Более того, ни один нормальный человек не может испытывать гордости от того, что он в силу каких-то причин -незнание языка, отсутствие средств и др. - не в состоянии побывать в иных информационных мирах. Информационно-ноосферное понимание информационного пространства.

Специалисты в области информационных исследований выделяют несколько направлений анализа информационного пространства. В рамках одного из этих направлений предлагается концептуальная модель информационного пространства, в которой выделяются пять объектов: образ, знак, концепт, текст, документ. Обосновывая этот набор, они опираются на следующую систему аргументов.

Психологи и философы едины в том, что единицей мышления человека является образ, который существует в виде ассоциаций в различных формах. Для оперирования образами в пространстве и во времени они должны быть означены (т.е. представлены знаками).

 


Информация о работе Теоретические и правовые основы понятия «информационное пространство СНГ»