Теоретические основы социальной работы в Вооруженных Силах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность социальной работы на предприятиях военно-промышленного комплекса на примере Центральной базы ремонта вооружения.
В процессе исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать социальную работу и ее направления в Вооруженных силах;
2. дать характеристику социальной работы на предприятиях ПВК;
3. рассмотреть военно-промышленный комплекс Российской Федерации;
4. обосновать необходимость социальной работы на предприятиях ВПК.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы в армии 6
1.1. Военно-социальная работа и ее направления в Вооруженных Силах 6
1.2. Социальная работа на предприятиях ВПК 13
Глава 2. Военно-промышленный комплекс 17
2.1. Понятие ВПК РФ 17
2.2. Обоснование необходимости социальной работы на предприятиях ВПК 22
Глава 3. Практическая часть 27
3.1. Общая характеристика предприятия 27
3.2. Характеристика и перспективы развития социальной работы в учреждении 30
Заключение 32
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

document.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, необходимость  социального работника на производстве ВПК продиктована необходимостью правовой поддержки 

  • военнослужащих;
  • граждан, уволенных с военной службы (бывших военнослужащих);
  • семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Практическая часть

3.1. Общая характеристика предприятия

Исследуемое предприятие – 2529, Центральная  база ремонта вооружения министерства обороны Российской Федерации, ФГУП, основным видом деятельности которого является предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения. Адрес предприятия: 680041, г. Хабаровск.

Центральная база ремонта вооружения министерства обороны Российской Федерации  является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, обособленное имущество, несет самостоятельную  ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет счета в банках и предполагает действия на основании законодательства Российской Федерации, Устава и  Учредительного договора.

Основной целью создания и деятельности Центральной базы ремонта вооружения министерства обороны Российской Федерации  является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли  для удовлетворения социальных и  материальных потребностей Участников Предприятия, удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, услугах.

Основной формой осуществления  полномочий трудового коллектива является общее собрание, решающее вопросы  заключения коллективного договора и порядка предоставления социальных льгот работникам Центральной базы ремонта вооружения министерства обороны Российской Федерации из фондов трудового коллектива.

В Центральной базе ремонта вооружения министерства обороны Российской Федерации линейная организационная структура (рисунок 3.1).

Предприятие ежегодно получает прибыль, хотя ее и нельзя назвать  высокой. Причем, рассматривая прибыль  за два года, мы наблюдаем ее уменьшение. Так за 2005 год прибыль предприятия составила 1 млн. 114 тыс. руб. А за 2006 год – 1 млн. 45 тыс. руб.

Рисунок 3.1 – Организационная структура Центральной базы ремонта вооружения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На предприятии имеется отдел по труду и заработной плате, выполняющий следующие функции: нормирование и организация труда, тарификация трудовых процессов, разработка систем оплаты труда, организация и планирование труда и заработной платы с учетом условий и режимов труда и отдыха, управление всеми видами трудовой мотивации - высокий уровень заработной платы, благоприятные условия для карьеры, предоставление необходимой самостоятельности в работе, создание условий для реализации идей того или иного работника, заинтересованность в своей работе, обеспечение необходимой самостоятельности для руководящего состава и специалистов, создание в необходимых случаях более гибкого рабочего графика, обеспечение обстановки, в которой признаются заслуги работника, создание здорового психологического климата на работе, обеспечение уверенности работника в том, что он не потеряет свое рабочее место, хорошее материальное обеспечение старости, благоприятный стиль управления, обеспечение удовлетворенности своим трудом, создание возможностей для самореализации работника как личности, обеспечение присутствия элемента состязательности в труде; разработка и совершенствование системы оценки труда персонала; формирование коллективного договора и организация контроля за ходом его выполнения; контроль за соблюдением ТК РФ в области нормирования и оплаты труда, правил внутреннего распорядка; организация работы по аттестации рабочих мест; разработка графиков работы организации и согласование графиков работы структурных подразделений; анализ технико-экономических показателей структурных подразделений по труду; составление статистической отчетности по трудовым показателям.

Прежде всего, при приеме кандидата на работу отделом труда и заработной платы Центральной базы ремонта вооружения составляется карта личностных и профессиональных характеристик, которая сопоставляется с профессиограммами. Таким образом, выявляется не только психологическая совместимость работника данной специальности, но и его профессиональная пригодность.

Такое разделение позволяет учитывать  психологические особенности каждой группы работников и обращать внимание на наиболее значимые вопросы для  каждой группы специалистов.

Завершающей ступенью работы отдела Центральной базы ремонта вооружения является организация контроля процесса адаптации, который призван решать проблемы, возникающие у новых работников, и устранять факторы, мешающие закреплению новичка в коллективе.

 

 

 

 

3.2. Характеристика и перспективы развития социальной работы в учреждении

Переход к рыночному механизму  функционирования экономики обострил проблемы социально-экономической защищенности работников ВПК. Ситуация на предприятии остается напряженной, социальные проблемы не потеряли своей актуальности. В этих условиях необходимо продолжить работу по дальнейшему развитию и укреплению структурных подразделений и территориальных комплексных центров с целью приближения всех видов социального обслуживания к месту работы.

Задача социальной работы решается более успешно, если достигается взаимная активность объектов и субъектов социальной защиты. В связи с этим важным условием является государственно-общественный характер социальной работы, предполагающий взаимодействие всех субъектов социальной работы, обеспечивающих гарантированные минимально достаточные условия жизни, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Социальная работа на Центральной базе ремонта вооружения, как многоуровневая система включает принципы и формы. Организация социальной работы предполагает сочетание избирательного адресного, комплексного, дифференцированного характера с комплексом фронтальных мер, которые направлены на оказание материальной, гуманитарной, юридической помощи работникам и самому предприятию. В качестве фронтальных мер могут выступать социальная помощь, социальная поддержка,

Для достижения наибольшей эффективности  системы социальной работы на Центральной базе ремонта вооружения необходимо учитывать следующие факторы:

1. Система социальной работы должна подниматься не как конгломерат случайных мероприятий, а как именно система мер.

2. Система должна быть рассчитана только на те категории работников, которые действительно нуждаются в социальной помощи.

3. Система должна быть действующей, чуждой политической демагогии, спекуляции на человеческом несчастье.

4. Система должна быть ориентирована на максимальное повышение производства в целом.

Но главным, разумеется, является эффективная  экономика в целом. Именно она, и ничто другое, может дать средства для действенной социальной защиты на уровне государства, на уровне региона, на уровне города и на уровне района города.

За последние годы очень активно  развивается нормативно-правовая база, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В настоящее время, действующие социальные службы необходимо обеспечить нормативно- правовыми актами и методическими материалами по деятельности Государственной службы МСЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Полная реализация установленных законодательством прав и льгот военнослужащих, повышение их социального статуса является важнейшим приоритетом военной реформы в Российской Федерации. Учитывая реалии прошлого и настоящего, можно утверждать, что отношение человека к военной службе в значительной степени определяется его материально-бытовыми условиями, уровнем социальной защищенности. Следовательно, деятельность по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих является необходимым и существенным фактором качественного решения задач реформирования Вооруженных Сил, поддержания боевой готовности, повышения боеспособности войск. Сегодня сделаны только первые шаги для включения в активное действие правового механизма взаимной ответственности военнослужащего и государства и обеспечения на этой основе достойных условий его жизни. Система защиты социально-экономических прав военнослужащих только начинает складываться и нуждается в научной проработке.

Законодательная практика в настоящее  время опережает формирование систематических научных знаний о правовых основах деятельности по реализации прав и льгот военнослужащих. Отсутствие же системности в создании правового базиса социальной защиты военнослужащих, не проясненная научно сущность правового регулирования военно-социальной работы могут вызвать самые серьезные негативные последствия. Этим также определяется новизна и актуальность данного исследования.  
Всесторонняя теоретическая проработка правовых проблем военно-социальной работы позволяет, во-первых, раскрыть механизм правового регулирования военно-социальной работы с точки зрения его эффективности. Во-вторых, она дает возможность определить реальный уровень социальной защищенности военнослужащих, других категорий граждан. В-третьих, она способствует приданию целеустремленности и стратегической выверенности правотворческой, правоприменительной и правоисполнительноьй деятельности органов государственной власти и управления, в сферу компетенции которых входят вопросы реализации прав военнослужащих.

В условиях сегодняшней социально-экономической ситуации социальные проблемы военнослужащих вновь крайне обострились и стали одними из самых актуальных. На первый план выходят сегодня аспекты человеческого измерения военной реформы.

Среди обстоятельств обусловливающих  остроту социальных проблем в армии, военные ученые, эксперты, публицисты выделяют следующие:

- переход к рыночной экономике  осложнил проблемы жизнеобеспечения  Вооруженных Сил и снизил возможности  государства в реализации социальных  программ в отношении военнослужащих;

- сокращение Вооруженных Сил  в ходе проведения военной  реформы выдвинуло на первый план необходимость разработки комплексной программы социальной адаптации увольняемых с военной службы военнослужащих и членов их семей;

- за крайне короткое время  военнослужащие из категории сравнительно высоко оплачиваемой группы населения превратились в социальную группу с низким достатком, так как именно денежное довольствие является для военнослужащих основным, а для большинства – единственным источником формирования семейного бюджета.

Военно-социальная работа — это  относительно самостоятельное направление  деятельности командиров, других должностных  лиц, органов военного управления. Она  обладает специфическими признаками, имеет свою правовую основу, является важным фактором успешного решения задач, стоящих перед войсками ПВО.

Военно-промышленный комплекс – особая отрасль промышленности, призванная создавать материально-техническое  и научное обеспечение функционирования вооруженных сил государства.

Процесс научно-технической революции является причиной для пересмотра многих положений военной науки, так как коренные изменения в вооружении и техническом оснащении войск вызывают необходимость иных представлений о характере, способах и формах вооруженной борьбы. Изменения в военном деле должны охватывать не только вооружение и боевую технику, но и все другие сферы военной теории и практики - обучение и воспитание военнослужащих, ведение и обеспечение боевых действий в тактическом, оперативном и даже стратегическом масштабах.

Переход к рыночному механизму функционирования экономики обострил проблемы социально-экономической защищенности работников ВПК. Ситуация на предприятии остается напряженной, социальные проблемы не потеряли своей актуальности. В этих условиях необходимо продолжить работу по дальнейшему развитию и укреплению структурных подразделений и территориальных комплексных центров с целью приближения всех видов социального обслуживания к месту работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Директива заместителя министра обороны РФ ох 4 января 1993 года МЦЗ-1 «О мерах по организации социально-правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации»
  2. Приказ министра обороны РФ от 5 июля 1995 года №235 «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ».
  3. Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и иных граждан РФ – Сб. нормативных актов. – М., 1994.
  4. Астахов А.А. Финансовые аспекты развития оборонного комплекса // Финансы. - 2005. - N 12.
  5. Барабанов В.А. Конверсия российского ВПК: исторический опыт и проблемы // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - N 1.
  6. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М., 1994
  7. Бернштейн Э. ВПК: три барьера // Новое время. - 2004. - N 29.
  8. Военно-социальная работа. Методическое пособие ГУВР МО РФ. -  М., 1999
  9. Герчикова И.Н. Маркетинг и Международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 2000/ – 451 с.
  10. Григорьев С.И. и др. Основы теории и практики социальной работы. – Барнаул-Москва, 1994
  11. Дробозина Л.А. Мировая экономика. Учебник. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – 408 с.
  12. Ефанов Л. Конверсия и вхождение военно-промышленного комплекса в рынок // Вопросы экономики. - 2003. - N 9. С. 107.
  13. Завгородний А.Ф. Деятельность Советов депутатов трудящихся до социальной защите военнослужащих Красной Армии и членов их семей в 1921 - 28 гг. Дисс. канд. истор. наук. - М., 1992.
  14. Корякин В.М. Актуальные проблемы совершенствования Федерального закона «О статусе военнослужащих» как правовой основы современной военно-социальной политики. – М., 2002.
  15. Корякин В.М. Правовые основы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. – М., 2006.
  16. Корякин В.М. Правовые основы военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. - Дис. … канд. юрид. Наук. – М., 1998.
  17. Красная звезда (Петроградского военного округа). - 1924. - 1 января.
  18. Липский И.А. Военно-социальная работа на уровне человека // Армия и общество. – 1998. - №1.
  19. Молодежь и будущее Вооруженных Сил. – М., 2003
  20. Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовки и военно-социальной работы. – М., 2004
  21. Проблема социальной адаптации граждан, уволенных с действительной военной службы в запас и отставку, и пути ее решения. - М.: Научный центр профессиональной переподготовки военнослужащих, 1996.
  22. Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие МО РФ ГУВР. – М., 1999
  23. Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева.  М.: Наука, 1994.
  24. Штейн Л. Учение о военном быте как части науки о государстве. - С.-Петербург, 1875. – 313 с.
  25. Хазбиев А. Военно-промышленный комплекс // Эксперт. - 2004. - N 37.

Информация о работе Теоретические основы социальной работы в Вооруженных Силах