Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 00:55, реферат
Основную проблематику теоретических основ здравоохранения составляют:
1. История здравоохранения.
2. Теоретические проблемы здравоохранения и медицины. Условия и
образ жизни населения, социально-гигиенические проблемы.
3. Состояние здоровья населения и методы его изучения.
Медицинская (санитарная) статистика.
4. Проблемы социальной помощи. Социальное обеспечение и
страхование здоровья.
5. Организация медицинской помощи населению.
6. Экономика, планирование и финансирование здравоохранения.
7. Управление здравоохранением. АСУ в здравоохранении.
Введение 3
1. Основные теоретические принципы современного здравоохранения 5
2. Этапы развития здравоохранения в России 7
3. Условия и образ жизни населения, социально-гигиенические проблемы 11
Состояние здоровья населения 12
4. Государственная политика в области здравоохранения и подготовки руководящих кадров 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20
- это мера количества и качества здоровья людей, накопленного обществом, и его резервов, создаваемых активным здоровым образом жизни.
Понятие общественного здоровья, как функции общества, одного из сторон его качества имеет прямое отношение к стратегии и социальной политике в области охраны и улучшения здоровья населения. Оно позволяет полнее, всесторонне вскрыть социальную обусловленность здоровья людей, разработать действенные меры профилактики заболеваний, укрепления здоровья, развития здравоохранения.
И еще один вопрос связанный со здоровьем (болезнями): понятие факторов риска и причинах болезней, т.е. о факторах и причинах здоровья.
Факторы риска:
Они косвенно, опосредованно вызывают патологические изменения в организме, его органах и системах, создают неблагоприятный фон для развития болезней. Кроме этого на человека воздействуют непосредственные факторы (причины) - бактериальные, химические, физические, механические, психические и др.
Для того или иного патологического процесса при наличии факторов риска требуется и действие конкретного причинного фактора или их комбинаций. Такова примерная схема разграничения факторов риска и причин заболеваний.
Медицинские осмотры, диспансеризация, обращаемость населения, специальные социально-гигиенические исследования показывают, что резервы здоровья, его потенциал не представляются высокими, имеют тенденцию к сокращению. И если еще 10-15 лет удельный вес здоровых составлял более 30%, а по ряду исследований - 50%, то в настоящее время он сократился до 20% - максимум 25%. Лиц, имеющих факторы риска, но не потерявшие трудоспособность, так называемы практически здоровых -20%. Оставшаяся 60% или половина, а нередко больше - больные. Примерно 50% из них находятся в стадии компенсации, а остальные - декомпенсации и нуждаются, как правило, в стационарном лечении. Приведенные расчеты свидетельствуют о скромной доле здоровых и большой доле лиц по существу находящихся между здоровьем и болезнью — третье состояние.
Это лишний раз подтверждает необходимость сохранения и умножения числа здоровых, т.е. охрана и укрепление здоровья здоровых. Этой задаче должна быть посвящена профилактика. К сожалению, она пока эффективно ее не решает. Тем более важно развивать науку об общественном здоровье – санологию - науку и практическую деятельность по охране и укреплению здоровья на основе формирования здорового образа жизни, как основы первичной профилактики. Распространенность в нашей стране наиболее угрожаемых здоровью людей сердечнососудистых поражений и смертность от них продолжает увеличиваться в отличие от соответствующих показателей в ряде экономически развитых стран. Они составляют в структуре заболеваемости не менее 8-10% и более 50% в структуре смертности (убийца № 1). Второе место уверенно занимают онкологические болезни. Причем, в структуре смертности имеется тенденция к омоложению (убийца № 2). Растет травматизм, причины смерти от которого занимают 4-ое место, а иногда доходит до 3-го места после сердечнососудистых болезней и опухолей. Названные три группы заболеваний плюс бронхолегочная патология дают более 90% всех случаев смерти. В отличие от Японии, США, Германии, Канады и др. стран, где в структуре заболеваемости болезни органов дыхания сократились до нескольких процентов, у нас они составляют едва не половину всей общей первичной заболеваемости (> 40%). Такое же положение с болезнями органов пищеварения.
Очень высок темп наращивания нервно-психических заболеваний, аллергических нарушений, алкоголизма и наркоманий. В этом плане мы являемся передовиками.
Драматические выглядит повышенная смертность мужчин трудоспособного возраста (в 2-3 раза выше, чем в других развитых странах и значительно выше, чем у женщин).
Отмечается значительный рост венерических заболеваний. Растет туберкулез - игнорирование и плохая организация профилактической работы отбросило республику по показателям заболеваемости на уровень конца 70-х годов.
Проблема курения (каждый четвертый гражданин курящий).
Проблема абортов (первобеременных), угроза бесплодия.
И как итог сказанного - отрицательный естественный прирост, который зарегистрирован в 1993 г. показатели общей смертности (12,4; 1994 - 12,5; 1995 - 13,0 на 1000 населения) превысили показатели рождаемости (11,4) -1; (1994 - 10,7) -1,8; (1995 - 9,8) -3,2. Не говоря о других признаках ухудшения состояния общественного здоровья, следует обратить внимание на критическую ситуацию в системе здравоохранения.
Радикальные социально-экономические изменения последних лет, осуществляемые в Российской Федерации, поставили здравоохранение перед необходимостью преобразований и новых принципов взаимодействия отрасли с государством и обществом, что повышает требования к уровню профессиональной деятельности руководящих кадров здравоохранения.
Ситуация с системой охраны населения Российской Федерации остается неудовлетворительной. И дело здесь не только в недостаточном финансировании, но и в неэффективном использовании огромного кадрового и материально-технического потенциала здравоохранения. Все сказанное относится, прежде всего, к проблеме управления здравоохранением и подготовке специалистов этого ведущего звена отрасли.
Исходя из широкого понимания концепции управления и основываясь на её положении о том, что управление не является отдельной функцией, оно составляет неотъемлемую часть системы здравоохранения, следует вывод о том, что всё происходящее в управлении сказывается на системе здравоохранении и, наоборот, всё, что происходит в системе здравоохранения, находит отражение в управлении.
Известно, что в сферу управления здравоохранением входят: обоснование политики здравоохранения, которая у нас до сих пор не принята на высшем государственном уровне, разработка целевых комплексных программ, финансирование, развитие системы здравоохранения, её людских и материальных ресурсов, руководство деятельностью. Причём адекватность последнего, т.е. управление, в конечном счёте, определяется эффективностью работы служб и мероприятий по укреплению здоровья.
Слабая ориентация управленческого персонала в области теоретических основ здравоохранения, теории управления, других специальных дисциплин, необходимых для выполнения функций руководства отраслью, отсутствие навыков концептуального и стратегического планирования, развития инфраструктуры системы здравоохранения является главной проблемой на пути её реформирования и развития.
В этой связи изучение и осмысление теоретических основ здравоохранения, фундаментом которых являются общечеловеческие ценности, является важнейшей предпосылкой формирования социально-гигиенического мировоззрения и профессионализма руководящих кадров здравоохранения всех уровней. Образованный руководитель, несомненно, должен обладать высоким уровнем социально-гигиенического мировоззрения, основанного на знаниях целого комплекса научных дисциплин, необходимых для принятия эффективных решений.
Применительно к здравоохранению как системе политических, экономических, правовых, социальных, организационных и других мер, направленных на охрану и укрепление здоровья каждого человека, можно выделить следующие общечеловеческие ценности:
Человеческие потребности рассматриваются в порядке их значения: физиологические потребности (жизненно важные – в пище, воде, воздухе, сне и т.д.), потребности в безопасности и защите, в том числе социальной защите (пенсионное обеспечение, социальное и обязательное медицинское страхование, по случаю безработицы), социальные потребности, т.е. духовные (во внимании, любви и т.д., что в медицине и здравоохранении находит отражение в вопросах медицинской этики и деонтологии), потребность в уважении, что выражается в чувстве собственного достоинства (самоуважении) и уважение со стороны окружающих (общественное признание) и, наконец, потребность в самовыражении: человек должен найти применение своим способностям и осознавать свою полноценность.
Для проведения целенаправленных преобразований в здравоохранении, обеспечения прав граждан в области охраны здоровья необходима четкая здравоохранительная политика реформирования и прогрессивного развития отрасли, учитывающая национальные интересы и региональные особенности. В ее основу должен быть положен критически переработанный региональный, отечественный и международный опыт развития здравоохранения.
Концепция развития здравоохранения должна включать:
Реализация концепции здравоохранения позволит органам государственной власти и местного самоуправления планировать и оптимально реализовать совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья, предоставление медицинской помощи населению, рациональное использование средств, выделенных на здравоохранение.
Это будет переломный момент в развитии здравоохранения, когда впервые органами высшей государственной Российской Федерации будет принята здравоохранительная политика, сделаны определенные и весомые шаги к устойчивому развитию системы здравоохранения, расширению интеграции и сотрудничества по проблемам охраны здоровья населения. Следует отметить, что устойчивое развитие относится к определенному типу развития, в основу которого положены конкретные критерии устойчивости и эволюционного развития, сообщающие системе определенные стратегические ориентиры, приоритетные направления и стимулы.
Обоснование и проведение политики здравоохранения предполагает ее научное сопровождение, для чего необходимо укрепление действующих федеральных научно-исследовательских учреждений и создание региональных научно-методических центров (Институтов региональных проблем здравоохранения), базой которых на первом этапе могут быть кафедры общественного здоровья и здравоохранения медицинских вузов.
Система здравоохранения – одна из самых сложноорганизованных и консервативных систем в обществе. Поэтому необходимы концептуальные основы здравоохранения, его чёткая долгосрочная, а не рассчитанная на 2-3 года политика. Политику здравоохранения нужно принимать всерьёз. Нельзя обеспечить охрану здоровья людей, не сделав её предметом политики.
Особое внимание следует уделить кадровой политике, подготовке руководящих кадров здравоохранения. В последние десятилетия руководство здравоохранением многих стран всё больше осознаёт, что развитие последнего тормозится неадекватным управлением. Соответственно должна возрасти роль образованного, высокопрофессионального, морально честного человека, охраняющего здоровье населения. Подготовка, продвижение и правовая защищённость врача-организатора здравоохранения от произвола и некомпетентности чиновников и средств массовой информации в настоящее время крайне необходимы.
Таким образом, теоретические основы здравоохранения изучают закономерности общественного здоровья и здравоохранения с целью разработки научно обоснованных стратегических и тактических предложения по охране и повышению уровня здоровья населения и организации медико-социальной помощи.
Основная задача изучения теоретических основ здравоохранения состоит в глубоком анализе влияния социальной среды на здоровье человека и разработка эффективных мероприятий по устранению вредного влияния среды. Кроме этого важно изучение и разработка благоприятно влияющих на здоровье факторов с максимальным использованием возможностей и ресурсов общества.
Назначением предмета общественного здоровья и здравоохранения является: изучение оздоравливающего, а также неблагоприятного влияния социальных факторов и условий на здоровье населения и его групп и выработка научно обоснованных рекомендаций по устранению и предупреждению вредного для здоровья людей влияния социальных условий и факторов в интересах охраны и повышения уровня общественного здоровья.