Теории индустриального и постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 13:35, реферат

Описание работы

Концепция постиндустриального общества. Согласно этой концепции НТР делает излишней социальную революцию. Против "одностороннего детерминизма" - развитие общества к одному источнику. Монизм материалистического понимания истории. Правомерность марксистского анализа обществ, развития только сквозь призму собственности и выделение феодализма, капитализма и социализма. Б. противопоставляет ему свою интерпретацию всемирной истории сквозь призму технологии и знания (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества).

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 30.45 Кб (Скачать файл)

"Закон 1. Всякое племя или семейство  народов, характеризуемое отдельным  языком или группою языков, довольно  близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось  непосредственно - составляет самобытный  культурно-исторический тип, если  оно вообще по своим духовным  задаткам способно к историческому  развитию и вышло уже из  младенчества.

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие пользовались политическою независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу".

Первые два закона очевидны. Не требуется никаких пояснений.

Третий закон. Подтверждается рассмотрением многих исторических фактов. "Начала могут быть уничтожены, но не могут быть заменены другими началами, составляющими принадлежность другого культурно-исторического типа, иначе как с уничтожением самого народа, то есть обращением его из самостоятельного исторического деятеля в этнографический материал, имеющий войти в состав новой образующейся народности", "воздействия друг на друга не есть передача".

Способы распространения цивилизации:

  1. "пересадка с одного места на другое посредством колонизации".
  2. "прививка". Обе части сохраняют свою сущность, но дичок обращается в средство, служебное орудие для черенка. Само дерево становится не нужным. "Прививка не приносит пользы тому, к чему прививается".
  3. уподобляется влиянию почвенного удобрения на растительный организм; влиянию улучшенного питания на организм животный. Примеры: так Египет и Финикия действовали на Грецию, Греция – на Рим, Рим и Греция – на германо-романскую Европу.

Четвертый закон. "Цивилизация тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее, независимее составные элементы, то есть народности, входящие в образование типа. Самые богатые, самые полные цивилизации изо всех доселе на земле существовавших принадлежат, конечно, мирам Греческому и Европейскому".

Культурно исторический тип – высшая историческая единица.

Пятый закон. "Период цивилизации каждого типа сравнительно очень короток, истощает силы его и вторично не возвращается".

Все оканчивается, когда иссякает творческая деятельность. Возможны следующие пути.

Апатия самодовольства (Китай).

Апатия отчаяния (Римский мир, во время распространения христианства). Эта форма "не может быть продолжительна и переходит в первую, если не сметаются внешними бурями".

Период цивилизации короток – 4-6 столетий. Предшествующее ему время бывает чрезвычайно длинным. Измеряется тысячелетиями.

"К  числу самых высочайших нелепостей, когда-нибудь приходивших в человеческую  голову, принадлежит и мысль о  бесконечном развитии, или бесконечном  прогрессе".

"Прогресс  состоит не в том, чтобы идти  все в одном направлении, а  в том, чтобы исходить все поле  во всех направлениях".

"Переход  как из этнографического состояния  в государственное, так и из государственного в цивилизованное или культурное обусловливается толчком или рядом толчков внешних событий, возбуждающих и поддерживающих деятельность народа в известном направлении".

Общая черта государственного периода развития – потеря большей или меньшей части первобытной племенной независимости.

Общая черта цивилизационного периода – стремление к освобождению от этой зависимости и к замене утраченной древней воли правильною свободой.

Не существует ни общечеловеческой цивилизации (нежелательная неполнота), ни

Далее все вышесказанное применяется к отношениям всего Славянства (которому Россия служит только представителем) к Европе. Славянство – отдельный культурно-исторический тип.

Концепция истории О. Шпенглера

Шпенглер Освальд (1880-1936). Немец. Предшественники - Ницше и Гёте.

Восемь завершённых культур. Различные культуры в корне различны, друг для друга непостижимы. Мы не понимаем древних греков.

1918 "Закат  Европы". Шпенглер предлагает  отказаться от привычной схемы "Древний мир - Средневековье - Новое  время". Для Шпенглера нет единой  мировой культуры. У "человечества" нет никакой идеи, никакого плана. Против линеарной всемирной истории.

"Вместо  картины линейнообразной всемирной истории ... я вижу феномен множества мощных культур, вырастающих ... и у каждой своя собственная идея, собственная жизнь и, наконец, собственная смерть". Непрерывное поступательное движение человечества как целого заменяется на циклическое развитие отдельных локальных цивилизаций.

Если у Гегеля первичной была логика, то у Шпенглера первичной является душа культуры. В шпенглерском понимании культура - как совокупность великих символов жизни: язык, которым может поведать душа, как она страждет". Основание культуры несводимо к разуму. Поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов. (похоже на Гуссерля и Хайдеггера?)

Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека: детство, юность, возмужалость и старость (смерть). Для Шпенглера все культуры равноправны; каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры.

Шпенглер три исторических культур: античной, европийской и арабской. Им соответствуют три "души" – аполлоновская - чувственное тело; фаустовская душа, беспредельное пространство, динамизм; магическая душа, дуэль между душой и телом, магические отношения между ними.

"Каждой  культуре присущ индивидуальный  способ видения и познания  мира".

Шпенглер не объясняет причины рождения культур. "Культура рождается когда из состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа... Культура умирает, когда эта душа осуществила полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук...".

Смерть культуры есть исчерпание её души, люди стремяться к утилитарным целям и благоустройству жизни. Этот период Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации. "Цивилизация есть неизбежная судьба культуры". Культура отмирает - она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, ещё многие столетия может топорщить свои гнилые сучья".

Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры.

Основная концепция "заката Европы": "Циклы развития культур, ряд сосуществующих или сменяющих друг друга круговых изменений".

 


Информация о работе Теории индустриального и постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер)