Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:04, реферат
Посмотрев на общество «механистически», «спиритуалистически» и «семантически» и отдав должное изысканности социологических интерпретаций, способных запечатлеть как портрет человека на фоне общества («Герой нашего времени»), так и портрет общества на фоне людей («Язык предков»), обратимся к проблеме первоисточников зарождения человеческой ассоциации.
Сколько вы знаете гипотез происхождения общества? «Стихийные» социологи в нашей стране обычно отмечают три:
естественную («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей),
божественную («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон),
космическую («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях)
В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях: первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).
Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества
Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.
Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).
Современные общества
отличаются следующими чертами: ролевым
характером взаимодействия (ожидания
и поведение людей определяются общественным
статусом и социальными функциями индивидов);
развивающимся глубоким разделением труда
(на профессионально-
К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.
Индустриальное общество – это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.
Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.
Отличительные черты постиндустриального общества:
Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.
Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм. Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину, предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.
Общество как социальная система
Социальная система, как и любая система, состоит из набора элементов и связей между ними. В качестве элементов общественной системы выступают индивиды. Именно поэтому любая социальная система складывается на основе определенной общности людей, будь то социальная группа или социальная организация. При этом каждый элемент социальной системы занимает в ней свое определенное место, или позицию, которая называется в социологии социальным статусом, и выполняет определенные социально значимые (важные для жизни общества) функции, которые называются в социологии социальными ролями.
В качестве связей между элементами социальной системы выступают социальные отношения или связи. Социальная связь? это определенный набор факторов, обуславливающих совместную деятельность людей в рамках данной общности для достижения определенной цели. Необходимо четко понимать, что характер, специфика социальных связей зависят от конкретных социальных условий, в которых они осуществляются. В определенном обществе складываются лишь определенные социальные связи, отражающие особенности культурного, политического, экономического развития данного общества.
Социальные связи задают общий вид социальных взаимодействий, то есть конкретных коллективных усилий, направленных на осуществление совместной деятельности. При этом, что очевидно, индивиды оказывают друг на друга взаимное воздействие, в результате чего их действия взаимокорректируются и направляются в нужное русло. Например, в процессе торга продавец и покупатель осуществляют совместную деятельность, результатом которой должно стать перераспределение материальных благ. При этом на основе устоявшихся в данной культурной традиции норм торговли, представлений о стоимости данного товара и эквивалентной ценности денежных знаков (например, золота) происходит перераспределение материальных благ на основе взаимной выгоды.
В случае устойчивых, постоянно воспроизводимых социальных взаимодействий возникают устойчивые социальные отношения. Например, отношения между работодателем и работником, преподавателем и студентом, мужем и женой, родителями и ребенком. Главный атрибут социального отношения? его постоянное возобновление на одних и тех же основаниях, причем интенсивность возобновления может быть весьма различной. Так, после того, как ребенок, достигнув определенного возраста, покидает родительский дом, он может годами не вступать с родителями в непосредственные социальные взаимодействия. Но при этом есть все основания для сохранения социального отношения, так как факт наличия родителей, постоянное присутствие их образов в сознании, учитывание их возможного мнения в процессе принятия решений не позволяет говорить об исчезновении социальной связи. В принципе, ситуация может не измениться и после смерти родителей.
Не существует универсальных законов, в соответствии с которыми осуществляется социальное взаимодействие; в каждом конкретном случае такое взаимодействие зависит от объективных (например, культурные особенности данного общества) и субъективных (индивидуальные особенности мировосприятия) факторов, уникальных для каждого взаимодействия.
Как уже отмечалось, индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в постоянном взаимодействии с другими людьми. Но социальная среда, в которой происходит это взаимодействие, оказывает постоянное влияние на вступающих во взаимодействие индивидов путем регламентирования их деятельности, поощрения или порицания и т.п. Кроме того, сами индивиды в процессе взаимодействия оказывают постоянное воздействие друг на друга. В то же время индивид не является простой функцией социальной среды. Он также может в значительной степени влиять на свое социальное окружение, на социальную среду, например, подавая пример определенных действий, генерируя новый взгляд на актуальную проблему. Если учесть такое многомерное, разнонаправленное, комплексное и постоянное воздействие, которое пронизывает социальную среду, то можно говорить о социальной системе, обладающей системными качествами, то есть качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности. В качестве аналогии для пояснения вышесказанного можно привести здание как структуру, состоящую из отдельных кирпичей. При этом знание даже всей совокупности кирпичей не сможет дать нам никакой существенной информации о здании в целом, о его конструкции и планировке. Знание элементов необходимо, но не достаточно для понимания системы.
Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.
В качестве социетальнои системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т.е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий.
Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и, соответственно, социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организации, общности в отдельности. Общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом, идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социетальнои системы.
Общество как суперсистема предстает совокупностью систем (социальная группа, социальный институт, личность), Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое. Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень – это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системно уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.
Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздан структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает се как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать – значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой, обеспечивать ее (системы) или его (общества) – стабильность.
Общество, как социокультурная система, явилось одновременно, и результатом, эволюции человека, и необходимым условием его дальнейшего, развития.
Первые зачатки общества, существовали, еще в древних человеческих стаях, уже там наметилась определенная иерархия, и распределение, прав и обязанностей. Но эти зачатки, наблюдаются и в стаях животных, и птиц.
В дальнейшем, с развитием человека, усложнялось и общество, его структура и функции. Выстраивалась иерархия подчинения, способы влияния и манипуляции, система общественных отношений усложнялась.
На сегодняшний день, общество, это сложная система, со своими законами, процессами и явлениями. Общество, выполняет множество разнообразных функций, среди них: физическая юридическая и социальная защита граждан, образование как способ передачи, опыта накопленного людьми, регулирование межличностных отношений, и выработка норм, поведения, и многое другое.