Теория двух факторов Фредерика Гецберга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:25, реферат

Описание работы

Наверное, наиболее удивительным и неожиданным открытием, полученным в результате проведённых Герцбергом исследований, стал тот факт, что деньги однозначно были отнесены к разряду гигиенических факторов, а отнюдь не мотиваторов. Деньги имеют важное значение для большинства служащих, как из-за их покупательной способности, так и из-за статуса, который имеет их владелец. Однако менеджеры оказывают себе и своим организациям плохую услугу, когда воспринимают деньги как совершенное средство для удовлетворения всех потребностей, которые могут возникнуть у служащих.

Файлы: 1 файл

теория двух факторов.docx

— 21.15 Кб (Скачать файл)

Теория  мотивации Фредерика Герцберга

 

 

Группа факторов

Факторы

Влияние на деятельность людей

Гигиенические (связанные с условиями  работы)

Заработок, условия труда, отношения  с другими работниками, деятельность администрации

Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности  труда

Мотивирующие (связанные с содержанием  работы, с оценкой результатов  руководством)

Ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность

Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда


 

        Для того  чтобы персонал ощутил полную  удовлетворенность трудом, менеджер  должен обеспечить сначала наличие  факторов гигиены (состояние отсутствия  неудовлетворенности), а затем — наличие факторов мотивации (состояние удовлетворенности). А теперь подробнее о «Двухфакторной теории мотивации»

      Фредерик Герцберг на основе экспериментальных исследований предположил, что на мотивацию и удовлетворенность персонала влияют две группы факторов и предложил свою теорию мотивации персонала — Двухфакторную теорию мотивации (Herzberg, F., Mausner, В., and Snyderman B. The Motivation to Work. N.Y: John Wiley, 1959). 
 
      Двухфакторная теория мотивации — психологическая теория мотивации, созданная в конце 1950-х годов Фредериком Герцбергом. Согласно этой теории, на рабочем месте, наряду с определёнными факторами, которые вызывают удовлетворение от работы, в то же время, существует отдельный набор факторов, который вызывает неудовлетворённость от работы. 
        Теория базируется на потребностях человека. По его просьбе 200 инженеров и бухгалтеров одной крупной фирмы описали ситуации, когда их работа приносила им особое удовлетворение и когда она особенно им не нравилась. В результате экспериментов, Герцберг пришёл к выводу, что существуют 2 основные категории факторов оценки степени удовлетворённости от выполненной работы, факторы, удерживающие на работе и факторы, мотивирующие к работе. 
 
 — Факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными. 
 — факторы, мотивирующие к работе, (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста.

 
 
        Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям. 
       Отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой работы, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.

 Эти факторы соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности А. Маслоу, т. е. его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу. Однако Маслоу рассматривал гигиенические факторы как нечто вызывающее определенную стратегию поведения. Если менеджер дает возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше. 
Герцберг же, наоборот, считал, что работник начинает обращать свое внимание на гигиенические факторы только тогда, когда найдет их реализацию неадекватной или несправедливой.

         Таким образом, исходя из теории  Гецберга, можно сказать, что 2 группы факторов приводят к следующим результатам: 
 
1) факторы мотивации — к удовлетворенности трудом 
 
Примерный список мотивационных факторов 
 
Достижения, карьера 
 — Премия за достижения 
 — Достижения 
 — Свобода действий 
 — Получение информации 
 — Карьера на основе достижений 

Ответственность, признание 
 — Ответственность 
 — Постановка главных целей 
 — Планирование 
 — Использование опыта 
 — Собственно работа 
 — Признание 
 — Сотрудничество 
 
2) факторы гигиены — лишь к отсутствию неудовлетворенности 
 
Примерный список факторов гигиены 
 
Экономические 
 — Зарплата и доплаты к ней 
 — Социальные преимущества 
 — Пенсионные льготы 
 — Отпуск 
 — Обучение, оплачиваемое работодателем

Физические 
 — Рабочая обстановка 
 — Организация труда 
 — Предписания 
 — Рабочее место: чистота, освещенность, температура 
 — Месторасположение 

Социальные 
 — Сотрудники 
 — Команда 
 — Праздники, увлечения, дом отдыха 

Статус 
 — Престиж компании/продукта/брэнда 
 — Оценка работы 
 — Титулы 
 — Привилегии 
Ориентация 
 — Отчеты 
 — Собрания 
 — Беседы на рабочем месте 
 
Безопасность 
 — Сохранение рабочего места 
 — Безопасность труда

 
Наверное, наиболее удивительным и  неожиданным открытием, полученным в результате проведённых Герцбергом исследований, стал тот факт, что деньги однозначно были отнесены к разряду гигиенических факторов, а отнюдь не мотиваторов. Деньги имеют важное значение для большинства служащих, как из-за их покупательной способности, так и из-за статуса, который имеет их владелец. Однако менеджеры оказывают себе и своим организациям плохую услугу, когда воспринимают деньги как совершенное средство для удовлетворения всех потребностей, которые могут возникнуть у служащих.

 
Итог 
     Таким образом, для того чтобы персонал ощутил полную удовлетворенность трудом, менеджер должен обеспечить сначала наличие факторов гигиены (состояние отсутствия неудовлетворенности), а затем — наличие факторов мотивации (состояние удовлетворенности).

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1.Интернет:http://infomanagement.ru/

2. Интернет: http://www.strategplann.ru/osnovnyie-ponyatiya/the-theory-of-two-factors-herzberg.html.

3. Мескон Майкл Х., Альберт Майкл, Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-у изд.: Пер. с англ.-М.:ООО «И. Д. Вильямс», 2007г.

4.О.С. Виханский, А.И. Наумов «Менеджмент». Учебник 2-е издание; Магистр, Москва, 2009 г.с.216.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория двух факторов Фредерика  Гецберга

 

 

Мишина Мария

Социальная работа

3курс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория двух факторов Фредерика Гецберга