Теория и история социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:35, реферат

Описание работы

Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.), призванных изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

Содержание работы

Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания………..3
Сущность и содержание социального управления………………………………..7
Принципы социального управления………………………………………………10
Методы социального управления……………………………………………….…13

Файлы: 1 файл

1.docx

— 34.58 Кб (Скачать файл)

Система управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую, иерархическую структуру. Анализируя далее систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Кроме объекта и субъекта управления, организационных и управленческих отношений и соответствующих видов деятельности в нее входят функции управления. Под ними понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, подразделяя их на целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются определяющим элементом управленческой деятельности.

Процесс целеполагания — определяющее условие эффективности всей системы управления. Целеполагание всегда содержит элемент прогнозирования — предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.

Итак, основные задачи управления и  его составной части — организации  решает система управления. Конечный результат ее функционирования —  принятие и реализация грамотного управленческого решения.

 

Принципы социального управления

 

Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся  в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития - социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития - законы и закономерности социального управления - принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.

К основным принципам социального  управления относят:

  • принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
  • единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
  • сочетания отраслевого и территориального управления;
  • приоритетности в достижении стратегических целей;
  • научности социального управления;
  • прогнозирования социального управления;
  • мотивации (стимулирования) труда;
  • ответственности за результаты социального управления;
  • рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
  • экономичности и эффективности управления;
  • системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
  • иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы;
  • при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
  • необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
  • обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
  • сочетания единоначалия и коллегиальности;
  • ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
  • программно-целевой;
  • делегирования полномочий;
  • гуманизма и нравственности в управлении;
  • гласности в принятии решения.

Принцип позволяет формировать  систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального  управления должны:

  • основываться на законах развития общества, на законах управления;
  • соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
  • учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
  • в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе развития и социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

 

Методы социального  управления

 

Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия  на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления.

Содержание — это специфика  приемов и способов воздействия.

Организационная форма — воздействие  на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетание (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

Можно выделить следующие методы управления:

  • социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;
  • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
  • организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
  • самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы.

В более общем виде все методы управляющего воздействия можно  разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся  такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.

По содержанию методы социального  управления отражают требования различных  объективных законов социального  развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т.д.

Социальные методы управления связаны  со способами достижения социальных целей общества не только экономической, организационно-административной мотивацией человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, и в первую очередь управленцев. Будучи основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т.п.

Социальные методы включают широкий  спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования применяются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К этим методам относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.

Социальные методы управления включают социально-психологические способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты. Социально-психологические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др.

В целом техника комплексной  мотивации людей включает три  основные группы приемов:

1) приемы, ориентированные на работников: постановка перед работником  четких и достижимых целей  (например, рабочим, превысившим оговоренную норму выработки, выплачиваются премии); модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет организации);

2) приемы, ориентированные на работу: усовершенствование рабочих мест  и расширение сферы деятельности  работников (т.е. такое распределение  обязанностей в организации, при  котором на работников возлагается  больше ответственности за ее  деятельность в целом); гибкий график работы (т.е. такой режим труда, когда работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); телекоммуникация и домашние офисы (т.е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способ минимизировать число увольнений;

3) приемы, ориентированные на организацию:  расширение полномочий сотрудников (предоставление работникам больших возможностей для участия в повседневных делах организации); участие в достижении целей (получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы) и др.

В целом очень важно понять, что  возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления.

Важно отметить, что использование  сложной техники управления, нацеленной на саморазвитие управляющей системы, возможно: а) с помощью совокупности методов (экономических, административно-организационных, социальных, политических, духовно-культурных); б) с наполнением их научным содержанием, прежде всего социальным проектированием.

Большие возможности оптимизации  управления раскрывает кибернетическое  моделирование. Как считают крупные  ученые, характерная черта кибернетического подхода — тенденция к упрощению (аппроксимации) сложных объектов с  целью изучения их основных параметров и раскрытия на этой основе их глубокой сущности. Основной путь современной научной характеристики таких объектов связан с построением моделей для них с последующим увеличением их информационной содержательности.

Процесс совершенствования моделей  полезно рассматривать как процесс  их постепенного обогащения или проработок. Начинают обычно с самых простых моделей.

В настоящее время наука и  практика располагают самыми разнообразными по характеру и предназначению методами и формами моделирования. В данном случае нас интересуют те модели, которые  непосредственно обслуживают управление, создают предпосылки к его оптимизации. Для управления сложными системами следует выработать качественно новые модели, но полезно использовать и семантические и прагматические отношения.

Важное место в управлении социальными  системами в настоящее время занимает прогнозирование. Всякое, даже элементарное решение предполагает определенное предвидение, поскольку этим решением проектируется действие в будущем. Выборка эффективных решений, особенно глобального и стратегического характера, требует верно предвидеть главные направления развития в данной сфере общества в целом и действовать сообразно с их закономерностями. При прочих равных условиях чем больше вероятность появления в будущем определенного события, тем, естественно, солиднее база для принятия решения. Только на основе верных, научно обоснованных прогнозов можно действовать с перспективой, и результаты деятельности субъективного фактора совпадут в наибольшей степени с замыслом государственной политики, с преследуемыми субъектом управления целями.

Современные наука и техника, не отменяя и не подменяя человека, играют огромную и всевозрастающую  роль в управлении социальными процессами. Эпохальные научно-технические достижения открывают принципиально новые возможности рационализации управления, преодоления субъективизма и волюнтаризма в руководящей деятельности, оптимизации процесса решения управленческих задач. Естественно, эти возможности реализуются различным образом в зависимости от характера социальных отношений, политической надстройки.

 


Информация о работе Теория и история социального управления