Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:20, контрольная работа
Стратификация – иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому. Однако объяснение её характера, основ исторической эволюции, взаимоотношений конкретных форм остается одной из ключевых проблем социологии. И для того чтобы в этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную традицию: теории, в которых освящалась эта проблема.
Введение 3
Теория классов Карла Маркса и становление стратификационной теории 4
Социология неравенства Макса Вебера 6
Социальная стратификация Питиримы Сорокина 8
Заключение 10
Список литературы 11
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Социологии и социального направления
Кафедра ______________________________
Социология
______________________________
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов дистанционного обучения
Студент Ремнева С.В. | |
Группа 13429 | |
Дата 09.12.2013 | |
Преподаватель Кузьмен Ольга Вячеславовна | |
Новосибирск 2013г.
Оглавление
Стратификация – иерархически организованная
структура социального
Карл Маркс одним из первых в истории социологии создает достаточно развернутое представление об обществе как системе, воплощая его в понятии общественной формации. Данный термин был заимствован им из геологии. Впервые термин «формация» появляется в работе немецкого геолога Г.К. Фюкселя для обозначения комплекса геологических пород, тесно связанных между собой как в вертикальном, так и горизонтальном отношении, где первый тип отношений рассматривается в возрастных координатах, а второй – пространственных.
Выбор именно этого термина, для
обозначения структуры
Итак, К.Маркс определяет формацию как – социальную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Общественная формация состоит из двух основных частей: базиса и надстройки. Как видно из названия, базис, или иначе - экономическая подсистема, является основой любого общества. В его основе лежит способ производства материальных благ, который имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.
Производительные силы – это «система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов», куда входят рабочая сила, средства производства (средства труда и предметы труда), где важнейшая часть средств труда – орудия труда.
Производственные отношения – это отношения, которые складываются в процессе производства, причем Маркс рассматривал производство не как процесс изготовления материальных благ, но и как их последующее распределение, обмен и потребление. Данные отношения находят выражение в различных формах собственности на средства производства, что становится основным классообразующим признаком, или иначе основанием для возникновения неравенства.
Именно способ производства отличает одну формацию от другой. Он также создает надстройку, куда входят прежде всего юридические и политические институты и отношения, а также мораль, наука, религия, искусство.
Кроме базиса и надстройки, по Марксу, формация включает в себя определенную структуру социальных классов, групп, слоев, форм семьи, образа жизни, повседневной жизнедеятельности, которая, также как и надстройка, соответствует определенному способу производства.
В работах К. Маркса присутствует одномерная стратификация. Ядром социальной структуры общества являются классы. Однако четкого определения классов он так и не дает. Так класс – это «любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой».
Как правило, общество разделяется К. Марксом на два противоборствующих класса. Первый определяется как производительный, подчиненный, угнетаемый, эксплуатируемый, который производит излишки, и на непроизводительный, господствующий, угнетающий, эксплуатирующий, который присваивает эти излишки или прибавочный продукт, производимый первым классом. Борьба между классами – это борьба между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. «
Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса.
В отличие от Маркса, у которого разделение в обществе происходит на основе владения или не владения собственностью, Вебер предложил трехмерный подход к стратификации, выделяя кроме экономического аспекта, также власть и престиж. Ему принадлежит заслуга выделения «трех автономных измерений стратификации».
Согласно его теории в основе иерархии в любом обществе лежат три независимых фактора, таких как собственность, власть и престиж. Различия в собственности порождают экономические классы; различия в доступе к власти создают политические партии, а различия в престиже порождают страты, или статусные группировки.
Классы, по Веберу, это возможности
индивида обладать теми или иными
благами и получать доход в
условия рынка товаров и труда.
То есть класс составляют люди имеющие
сходное положение в экономичес
Перейдем к делению общества на основе престижа, которое порождает иерархию статусных групп. Вебер считал, что основой для статусных групп служат общины, в которых они формируются. Каждая статусная группа имеет разделяемое всеми количество социально приписываемого престижа или почести. Почесть – это любое качество, оцениваемое большинством людей. Статусное оценивание может быть связанно с классовыми различиями, часто собственность проявляет себя в качестве статусной характеристики. Так, в экономике соседской общины часто самые зажиточные её члены становились лидерами, в чем проявлялось уважение к ним. Однако статусная почесть может и не быть связана с классовой ситуацией. В большинстве случаев, как утверждает Вебер, статусная позиция противостоит всему, что связанно с собственностью. К одной статусной группе могут принадлежать как имущие, так и не имущие.
Различия в статусе ведут к различиям в стиле жизни. Любая статусная группа имеет свою «субкультуру», в которой заключены стандарты поведения её членов. Через социальный контроль и санкции, где высшей мерой наказания является исключение из группы, поведение её членов контролируется и направляется.
Статусные группы приобретаю престиж (почесть) в основном путем узурпации: они закрепляют за своими членами право заниматься какими-то исключительными видами деятельности, отказывая в этом праве другим, претендуют на определенное вознаграждение, монополизирует идеальные и материальные блага. Это может проявляться в возможности носить определенную одежду, производить определенный продукт, отдыхать в определенном месте, где главной особенностью является исключительность права членов именно этой статусной группы и отсутствие его у других. Таким образом, создается дистанция между группами и ощущение исключительности какой-либо группы.
Третье основание, по которому происходит разделение общества – различия во власти, которое порождает создание различных партий. Вебер характеризовал партии как объединения людей по убеждениям, которые создаются только в общинах, имеющих какой-то порядок и штат сотрудников. Поэтому поведение партии можно считать осознанным, где её члены следят за претворением порядка в жизнь. Так же Вебер утверждает, что, как и в предыдущих видах стратификации, человек, принадлежащий определенной группе, может иметь тот же объем власти, что и богатства или престижа, однако эти характеристики являются независимыми.
Сорокин одним из первых в социологии вводит в научный оборот понятие «социального пространства», которое он определяет как «некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли». В данном пространстве индивид занимает определенное место, которое имеет горизонтальное и вертикальное измерение. Позицию любого человека П. Сорокин называет «социальным положением», определяя его как совокупность связей индивида «со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с её членам». Также он говорит о движении индивидов в этом пространстве, разделяя его на два класса: «вертикальную мобильность» и «горизонтальную мобильность». В соответствии с этим «передвижение по социальной лестнице вверх принято считать социальным восхождением, а перемещение вниз – социальным спуском». Горизонтальная мобильность же включает движение индивида, не влекущее за собой изменений в его статусе. Сюда можно отнести смену места жительства, веры исповедания и т.д.
После этих замечаний Сорокин дет
определение «социальной
Не стратифицированного, «плоского» общества не существует, никогда не было и не будет. Социальное неравенство – это неотъемлемая характеристика любого из них. Как и Вебер, Сорокин использует многомерную стратификацию, имеющую три основных направления: экономическую, политическую и профессиональную. Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода и богатства (накопления), по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества.
В процессе исторического развития
общества развивались и
Рассмотрев теории этих ученых, сделавших значительный вклад в одну из основных тем социологической теории - тему «социальной стратификации», можно переходить к изучению современных стратификационных теорий, имея представление об их истоках, что дает возможность понять их глубже и отнестись критически к некоторым их аспектам.
Информация о работе Теория классов Карла Маркса и становление стратификационной теории