Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:52, курсовая работа
Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, психологии, этики, педагогики и, конечно же, социологии. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. На сегодняшний день проблема личности занимает в системе социологического знания одно из центральных мест. Центральное место проблема личности занимала и в русской социологии. Ею занимались такие русские социологи, как Михайловский Н.К., Кистяковский Б.А., де Роберти, Бердяев Н.А., Плеханов Г.В., Струве П.Б. и другие. Особенно меня заинтересовал взгляд Лаврова на данный вопрос.
Анализируя соотношение
инстинкта борьбы за существование
и чувства солидарности на различных
этапах развития природных (животных)
сообществ и человеческого
Справедливость делается
необходимым и высшим условием собственного
достоинства личности. Причём справедливость
человек признаёт как своё начало,
как необходимый элемент своего
существования, но дополняет его
сознанием равноправности эгоизмов
других и равной обязанности для
каждого уважать чужое
Основную задачу социологии
П.Л.Лавров усматривал в изучении мотивов
деятельности личностей и их нравственных
идеалов. При этом особое внимание уделялось
анализу «солидарных», как он писал,
действий людей, направляемых их общими
интересами. Социология, по словам П.Л.Лаврова,
изучает и группирует повторяющиеся факты
солидарности между людьми и стремится
открыть законы их солидарных действий.[1]
Она ставит себе теоретическую цель: понять
формы солидарности, а также условия ее
упрочения и ослабления при разном уровне
развития людей и форм их общежития. Под
солидарностью П.Л.Лавров понимал «сознание
того, что личный интерес совпадает с интересом
общественным» и «что личное достоинство
поддерживается лишь путем поддержки
достоинства всех солидарных с нами людей».
Солидарность - это «общность привычек,
интересов, аффектов или убеждений». Все
это обусловливает сходство поведения
и деятельности людей. Разумеется, поведение
и деятельность людей определяются многими
объективными обстоятельствами - природными
и социальными. Этого П.Л.Лавров не отрицал.
Однако главными факторами, направляющими
деятельность людей, он считал их внутренние
мотивы, идеалы и волю. А потому «объективный»
анализ явлений общественной жизни, т.е.
постижение «правды-истины», легко соединялся
с субъективным, оценочным подходом к
ним. Данный подход заключался в нахождении
«правды-справедливости», призванной
осветить путь к обществу, в котором бы
гармонически сочетались интересы всех
людей. В этом и заключается социальная
направленность субьективного метода
в социологии. В своих работах П.Л.Лавров
ставил и по-своему решал целый ряд фундаментальных
проблем социологии, в том числе о движущих
факторах исторического процесса, его
объективной и субъективной сторонах,
роли личности в истории, механизме и направленности
общественного прогресса. Он размышлял
о «социологических законах» развития
общества, которые он пытался истолковать
с позиций того же субъективного метода.
Для этого, пояснял он, надо стать на место
страждущих и наслаждающихся членов общества,
а не на место бесстрастного постороннего
наблюдателя происходящих в обществе
событий. Только тогда станет ясной закономерная
направленность воли людей и их действий. Основным
двигателем истории, по мнению П.Л.Лаврова,
являются действия критически мыслящих
личностей, составляющих передовую часть
интеллигенции.
Как следствие, отсюда выводится ещё одно теорема – о колебании кривой индивидуализма и его созидательной и разрушительной роли вообще. «Индивидуализм проявляется с особенной определенностью в своей роли созидательной в эпохи переходные («критические») и в своей роли разрушительной – при попытках установить новую обычную культуру, так как подавляющее влияние среды на личность ослабевает в первом случае и усиливается во втором».
П.Л.Лавров также подчеркивает, что с поступательным ходом истории контраст этих фазисов все более и более смягчается, все более и более они стремятся органически слиться. В начале истории солидарность и развитие, установившийся обычай и критическая мысль, порядок и прогресс, общественность и индивидуализм – являются непримиримыми антагонистами. Их гармоничное сосуществование в этом месте не дано и невозможно. Либо царствует один обычай «культура», установившийся порядок, не допускающий никакой личной инициативы; либо тот самый срок под влиянием «крота истории» – работы мысли, потребности развития – сменяется периодом критики, протеста и борьбы, низвергающим порядок и заменяющим его новыми формами культуры и быта. Эти последние со временем тоже стремятся закоченеть и т. д. Но чем дальше, тем амплитуда колебания таких ритмов становится меньше и меньше, их непримиримость мягче и мягче, их столкновения менее и менее резкими. Пределом такой тенденции является общественное состояние, где солидарность гармонически сочетается с развитием, порядок с прогрессом, общественность с индивидуальностью, «сущее» с «должным» критически установленного идеала. История перестанет быть похожей на пьяного, шатающегося от крайности солидарности в крайность новаторства, а станет подвижным равновесием, где не прервывное движение вперед (развитие) будет совершаться без нарушения солидарности, и солидарность будет существовать без задержки и подавления развития. Индивидуализм на этой ступени становится осуществдением общего блага с помощью личных стремлений, общественность становится реализированием личных целей в общественной жизни.
Констатирование этой исторической тенденции приводит П.Л.Лаврова к его формуле прогресса: «то общество прогрессирует, в котором формы, обусловливающие солидарность, позволяют расти и развиваться общественному сознанию, а сознание, развиваясь, усиливает солидарность общества. Как только эти два элемента находятся в противоречии, или один из них ослабляется, общество пребывает в ненормальном состоянии».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа состоит
из двух глав. В первой главе мы
рассмотрели взгляды представителей
субъективной школы на проблему личности
Михайловского Н.К., а также взгляд
представителя психологического направления
Н.И. Кареева разобрали проблемы об
основных факторах развития личности
с точки зрения русских социологов, показали
роль активности личности в собственном
развитии. Центром всей системой П.Л.Лаврова
является человек, становящийся личностью,
а затем и критически мыслящей личностью.
Именно человек есть содержание, средство
и цель всего исторического процесса.
Чтобы прийти к такому выводу, П.Л.Лавров
прослеживает весь ход естественной эволюции
природы, приводящей в конце концов к формированию
человека; прослеживает весь ход исторического
процесса, приводящего в конце концов
к формированию личности. Его не удовлетворяет
материализм, отводящей личности производную,
второстепенную роль; его не удовлетворяет
идеализм, придающей личности слишком
абстрактный характер; его не удовлетворяет
и позитивизм, ограничивающий свободу,
активность личности. П.Л.Лавров находит
единственно приемлемую философскую систему
- это антропологизм.
Труды П.Л.Лаврова по проблемам
нравственности, его теория личности
представляет для нас определенный
интерес. В них мы находим ряд
оригинальных теоретических решений,
волнующих нас вопросов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] А.Г.Зборовский , Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов.- М., 1995 c. 98.
[2] Б. Кистяковский «Категория возможности» («Проблемы идеализма»)., с.38.
[3] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. -М., 1998 . с.96.
[4] Володин А.И., Итенберг Б.С. Лавров. М., 1981
[5] Гидденс Э. Социология. –М., 1998. С.56-57.
[6] Глава «Эволюция сознания». (Книга I, «До истории». Отдел 1. "Подготовка человека", г. Ш).с.96-114.
[7] Главный материал, это автобиография Лаврова (Вестник Европы 1910 г., № 9).
[8] Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии.- М., 1995.с.97-101.
[9] Гусейнова Ф.Д. Социология. Учебное пособие, ч. 2. - М., 1997.с.86-95.
[10] Кареев Н.И. Теория личности П.Л.Лаврова. СПб, 1907 c.61.
[11] Кареев Н.И. Теория личности П.Л.Лаврова. СПб, 1907 c.64.
[12]Клементьева и Панкова «Антология русской классической социологии», - М., 1995. С. 58-56
[13] Клементьева и Панкова «Антология русской классической социологии», - М., 1995. с.95-111.
[14] Клементьев и Панкова. «Антология русской классической социологии». М., 1995.с.67-69
[15]Камков, Историко-философские воззрения Лаврова.М., 1917.
[16]Колубовский, Материалы для истории философии в России («Вопросы Филос. и Психол. 1898).
[17] Лавров П.Л. Избранные произведения, тт. 1–2. М., 1965–1966
[18] Лавров П.Л. Избранные произведения. - Т.1. - с.331
[19] Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в восьми томах. М., 1934. Т.1. - С.193.
[20] Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в восьми томах. М., 1934. Т.1. - С. 217
[21] П.Л. Лавров. Философия и социология.// Избранные произведения В 2-х т. - Т.2 С.44-45.
[22] Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в двух томах. Т.2 М., 1965 - С.158-159 (с23).
[23] П.Л. Лавров Исторические письма.//Философия и социология . Т.2-С.67
[24] Небольшой сборник «Памяти П.Л. Лаврова» (Женева, 1900), с. 29.
[25] Ответ Страхову. Отеч. зап. 1860. XII, с. 102.
[26] Потресов А. Этюды о русской интеллигенции. СПб, 1906
[27] Радугин А.А., Радугин А.К. Социология: курс лекций. - М., 1996.с.25.
[28] Статьи по философии. Вып. II, с. 64—68.
[29] Статьи по философии. Вып. II, с. 59.
[30]Три беседы о современном значении философии. Отеч. зап., 1861. I, с. 140.
[31] «Три беседы о современном значении философии». Отеч. Зап., 1861, 1.
[32] Штейнберг («Начало и конец истории в учении Лаврова», Сборник «П. Л. Лавров»).
[33]Шпет , ст. «Антропологизм Лаврова в свете истории философии», (Сборник «П. Л. Лавров».
[34] Южаков С.Н. Субъективный метод // Социологические этюды - СПб., 1891.Т.1.-С.247.
[35] Ю.Матвеева «Истории русской общественной мысли», (Берлин 1923).
[36] В.А.Малинин. Философия революционного народничества. «Наука».М.,1972