Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:17, реферат
Цель работы – рассмотреть теорию социального обмена Джорджа Хоманса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать особенности теории социального обмена.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о психологических аксиомах социологического положения.
3.Рассмотреть сущность и специфику основных постулатов учения Хоманса.
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Введение………………………………………………………………………………...3
1.Особенности теории социального обмена………………………………………….5
2.Психологические аксиомы социологического положения……………………….7
3.Основные постулаты учения Хоманса……………………………………….........10
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………...……………20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Особенности теории социального обмена………………………………………….5
2.Психологические аксиомы социологического положения……………………….7
3.Основные постулаты учения Хоманса………………………………………........
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………...…………
Введение
«Теория социального обмена Джорджа Хоманса» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что за последние несколько лет в нашей стране в связи с экономическим ростом, ростом количества и качества предпринимательства приобретает все большее значение.
Теория обмена не мыслится без базы понятий бихевиористской социологии. Они являются в некотором смысле уникальными социологическими теориями. Кроме того, они, в особенности теория обмена, подвержены еще одному сильному внешнему воздействию — со стороны экономики. Наконец, в некоторых своих экстремальных формулировках они являются, в сущности, отрицанием всех прочих социологических теорий.
В своих трудах ученые
подвергли критике структурно-
Однако Хоманс не единственный достойный внимания теоретик обмена. Концепции социального обмена представляют собой довольно известное течение в истории социологической, а также психологической мысли. Традиционно их относят к области микросоциологического анализа, однако это не вполне корректно. Представители концепций обмена стремились создать теорию поведения человека и анализировали институциональное поведение.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Иванцовой А.С., Шировой Н.Т., Иващенко Г.М., Топкина В.С. и др.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть теорию социального обмена Джорджа Хоманса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать особенности теории социального обмена.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о психологических аксиомах социологического положения.
3.Рассмотреть сущность и специфику основных постулатов учения Хоманса.
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
1.Особенности теории социального обмена.
Теория социального обмена (или социальная теория действий), наиболее яркими представителями которой являются Джордж Хомaнс (1910-1989) и Питер Блaу (р. 1918), в противоположность структурному функционализму, исходит из примата человека, а не системы. «Назад к человеку» - лозунг, выдвинутый Хомaнсом и положивший начало критике структурного функционализма с позиции психологизма.
Ключевыми понятиями теории обмена являются: действие, поведение, вознаграждение (награда), успех, наказание, ценность, стимул, лишение, расходы, результат действия, доходы, одобрение, агрессия, рациональность.1
Структурные функционализмы абсолютизировали нормативную сторону жизнедеятельности общества. Бихевиористы провозглашают примат психического над социальным. В последствие они заняли строго определенную позицию по отношению к двум проблемам. Первая проблема – жестокая детерминированность или свобода выбора? Она была решена в пользу детерминизма. Вторая проблема – необходимость знания душевных состояний индивидуумов для объяснения их поведения. Бихевиористы отвергают эту необходимость, так как считают душевные состояния индивидуумов иллюзией.
Хомaнс видит задачу социальной науки в описании и объяснении связи между различными явлениями. Таким образом, первый шаг – это описание. Оно возможно благодаря наблюдению, точнее, благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений. Такие обобщения, указывающие на предполагаемые закономерности, называют гипотезами. Второй шаг – объяснение. Для того чтобы объяснить эмпирические закономерности, необходима теория. Хомaнс пытается доказать, что в социологии в конечном счете возможен только один тип объяснения - психологический. Поэтому центральное место его социологии занимает категория социального действия. Понять закономерности социального действия – значит решить главную задачу социологии.
Согласно Хомaнсу, теория социального обмена представляет собой дедуктивную систему положений, где высший уровень занимают общие аксиоматические положения, из которых выводятся положения низших уровней, складывающиеся из абстракций (1-ого и 2-ого порядка), описывающие реальные события в действительности. Поскольку эти абстракции логически соотносятся с общими аксиоматическими положениями, тем самым допускается, что эмпирические обобщения объясняются посредством аксиом. Для того чтобы найти аксиоматически достоверные положения, относящиеся к общественной жизни, необходимо любое социальное явление расчленить на простейшие акты человеческого поведения.
Общественные организации и социальные институты могут быть сведены к поведению отдельных индивидов. Вопрос заключается не в том, являются ли индивиды основным элементом социальной реальности, а в том, как должны объясняться социальные явления. Эмпирические закономерности ничего не объясняют, это наука должна объяснить. Под объяснением понимаем поведение эмпирических утверждений под общие положения или постулаты, из которых их можно было бы логически вывести. С одной стороны эмпирические закономерности мы можем вывести из наблюдений, через пропорции. А с другой стороны они могут быть выведены из неких постулатов. Получив из постулатов новые закономерности, мы проверяем их наблюдениями и, если они не подтверждаются, то значит, исправления требуют постулаты. Постулаты Хомaнс заимствует из элементарной экономики и бихевиоризма. Хомaнс исключил из социологической теории структурный функционализм и доказал, что подлинная теория опирается на психологические принципы, так как они представляют положения о поведении отдельно взятого человека.2
2.Психологические аксиомы социологического положения.
Социальное действие, по Хомaнсу, - это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать затраты. Для объяснения механизма социальных действий Хомaнс предлагает использовать пять аксиоматических положений (пять основных гипотез).
Гипотезу успеха Хомaнс дополняет введением еще одной переменной – регулярности получения вознаграждения. Если какое-либо действие вознаграждается регулярно, через определенные промежутки времени, то тенденция к повторению этого действия слабее, нежели в том случае, когда вознаграждение нерегулярно.
Эти психологические аксиомы являются общими социологическими положениями. Они выполняются для всех социальных групп и обществ. Все остальные социологические положения и обобщения дедуктивной системе необходимо согласовать с психологическими аксиомами. Большинство аргументов Хоманса направленно на обоснование теоретической альтернативы функционализму, но попытка объяснить внутренние психологические процессы бихевиoризмских терминах представляется неприемлемой задачей, поскольку бихевиoристские понятия описывают только наблюдаемые поведенческие акты. Ограничение социального анализа элементарными формами взаимодействия не позволяют объяснить Хомaнсу макропроцессы.
Все эти аксиоматические положения призваны конкретизировать понятие обмена как основного способа поведения людей в ходе взаимодействия между ними. Хоманс открыто говорит о том, что его как социолога волнуют, прежде всего, действия людей, их поступки.
Основным объектом внимания
Хоманса становятся отдельные группы,
исследуя которые можно показать
зависимость между
Во-первых, это редукционизм бихевиористского образца. Оказавшись под заметным влиянием одного из крупнейших представителей социального бихевиоризма психолога Б. Скиннера, который руководствовался идеей «оперантного поведения» (это поведение, основанное на взаимовыгодном отношении индивидов друг к другу в процессе общения), Хоманс сводит анализ человеческого взаимодействия к обмену наградами, наказаниями и т.д.
Во-вторых, американский социолог рассматривает этот обмен, прежде всего на уровне сознания, тем самым редуцируя социальное (социологическое) к уровню психологического. Делает он это потому, что считает психологические принципы человеческого поведения универсальными, удачно объясняющими его механизмы.
Наконец, в-третьих, Хоманс редуцирует макросоциологическое к микросоциологическому. Такая редукция ведет начало от его негативного отношения к структурному функционализму и критики им этого направления в связи с тем, что представители последнего игнорируют человека, его поведение и взаимодействие с другими людьми в рамках тех или иных социальных групп.
Между тем, по мнению американского социолога, именно здесь, в области изучения межличностного взаимодействия, сосредоточены возможности социологии как науки. Она, считает Хоманс, должна рассматривать общество состоящим из взаимодействующих человеческих индивидов, что является задачей микросоциологии.
3.Основные постулаты учения Хоманса.
Хотя некоторые из постулатов Хоманса относятся, по меньшей мере, к двум взаимодействующим индивидам, он подчеркивает, что опирается именно на психологические принципы. Они являются психологическими по двум причинам. Во-первых, «они обычно вводятся и эмпирически верифицируются... психологами». Во-вторых, что важнее, «они суть постулаты о поведении отдельного человека, а не постулаты о группах или обществах; поведение человека как человека считается сферой психологии».4
Приводя доводы в пользу психологических принципов, Хоманс, однако, не считал индивидов чем-то изолированным. Он понимал, что люди социальны и тратят значительную часть времени на общение с другими людьми. Он попытался дать психологическое объяснение социального поведения: «Общие постулаты психологии, которые являются постулатами о влиянии на поведение человека тех или иных факторов, не зависят от того, исходят ли эти факторы от других людей или от физической среды». Хоманс не отрицал положения Дюркгейма о том, что новое возникает из акта взаимодействия. Более того, он доказал, что эти вновь возникающие явления могут быть объяснены с помощью психологических принципов, и потому нет необходимости искать социологические постулаты для объяснения социальных фактов. Для иллюстрации он использовал основную социологическую концепцию нормы: «Ярким примером социального факта является социальная норма; групповые нормы ограничены тем, что должны соответствовать поведению большинства индивидов. Вопрос не в том, что ограничение существует, но в его объяснении. Нормы не ограничивают автоматически; индивиды приспосабливаются, поступая в соответствии с нормами, поскольку замечают, что приспособиться — значит получить преимущество. Именно психология имеет дело с эффектом осознанного преимущества».
Информация о работе Теория социального обмена Джорджа Хоманса