Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 22:12, реферат
Многие социологи того времени взялись за решение этой задачи: Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Бейлз, Э. Шилз, Н. Смелсер. Социолог-теоретик, преподаватель социологического факультета Гарвардского университета США Толкотт Парсонс, опубликовавший в 1937 г. свою первую книгу «Структура социального действия», являлся отцом структурного функционализма. В ней он наметил стратегию построения общей социологической теории.
Введение…………………………………………………………………3
Теория социальной аномии Роберта Мертона………………………...5
Заключение ……………………………………………………………...9
Список литературы………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Теория социальной аномии Роберта Мертона
Реферат по зарубежной социологии студентки
2-го курса очной формы обучения
Руководитель Романов Н.В .
|
Москва 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Теория социальной аномии Роберта Мертона………………………...5
Заключение ……………………………………………………………...9
Список литературы……………………………………………………
Введение
Современная социология начала вести свою историю от учений Огюста Конта и Герберта Спенсера, которые в середине XIX века заложили фундамент позитивизма. Так как американская социология формируется позднее, ее основоположники были вынуждены следовать за европейскими учеными, перенося на свою национальную почву идеи, наиболее отвечающие духу развивающейся молодой нации. К середине 30-х годов американские социологи накопили довольно большой эмпирический материал, осуществив при этом большое количество различных по тематике и масштабу эмпирических социологических исследований, которые, однако, касались лишь некоторых проблем общественной жизни и не выходили за рамки отдельных регионов страны. Они анализировали эмпирические факты и добивались только частных обобщений частных явлений или их классов, увеличивая лишь численность «дискретных теорий». И чем больше появлялось таких теорий, тем сильнее осознавалась необходимость в разработке систематической теории науки, являющейся наиболее важным показателем зрелости этой науки.
Многие социологи того времени взялись за решение этой задачи: Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Бейлз, Э. Шилз, Н. Смелсер. Социолог-теоретик, преподаватель социологического факультета Гарвардского университета США Толкотт Парсонс, опубликовавший в 1937 г. свою первую книгу «Структура социального действия», являлся отцом структурного функционализма. В ней он наметил стратегию построения общей социологической теории.
Другим важнейшим представителем этой социологической школы является Роберт Кинг Мертон. Родился он в Филадельфии в 1910 году, в семье рабочего. Окончил университет в Темпле в 1931 году, и получил стипендию для защиты своей докторской диссертации в Гарвардском университете, где на формирование его взглядов оказали влияние такие крупные ученые, как П.Сорокин - основатель социологического факультета в Гарварде, Джордж Сартон - выдающийся историк науки. Р.Мертон был одним из первых учеников Парсонса в Гарварде. И уже в 1938г. он защитил свою докторскую диссертацию «Наука, техника и общество в Англии XVII века», которая была опубликована в 1938 г., таким образом, развитие ученика и учителя проходило одновременно, - обстоятельство, которое счастливым образом повлияло на судьбу структурно-функционального анализа в социологии. После обучения он стал профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке, где и работал в течение 38 лет, вплоть до ухода на пенсию в 1979 г. В эти годы он вместе с П. Лазерсфельдом становится основателем знаменитого Бюро прикладных социологических исследований.
В 1957 г. Мертон был избран президентом Американской социологической ассоциации и получил самый почетный титул в сообществе американских социологов, а в 1968 г. он становится членом Национальной академии наук. Также он одновременно являлся президентом различных академических обществ и иностранным членом многих академий наук, был награжден многочисленными почетными степенями крупнейших университетов США и Европы. Его работы явились значительным вкладом в развитие различных социологических дисциплин: социологии отклоняющегося поведения, социологии профессий, общей теории, социологии науки, медицинской социологии, социологии СМИ. Мертон является одним из авторов, наиболее часто цитируемых в современной социальной науке.
Теория социальной аномии Роберта Мертона
Рассмотрение отклоняющегося поведения и аномии является классическим примером социологического анализа Р. Мертона, основанного на «теории среднего радиуса действия». Теория социальной аномии, предложенная Р. Мертоном – это социологическая теория причин преступности в современном обществе. Данная теория противопоставляется тем представлениям, которые приписывают неудовлетворительное функционирование социальной структуры, прежде всего повелительным биологическим влечениям человека, недостаточно сдерживаемым социальным контролем. Р. Мертон использует два понятия: «аномия» и «социальная структура общества». И при этом аномия выступает как следствие процессов, происходящих в рамках социальной структуры общества. Выдвинутый французским социологом Э. Дюркгеймом термин «аномия» означает недостаточность норм в поведении или их полное отсутствие. Это общественное состояние, характеризующееся разложением системы ценностей, обусловленным как кризисом всего общества, так и его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Людям становится трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, противоречивыми или неясными. В периоды, когда происходят быстрые общественные перемены, люди перестают понимать, чего от них ждет общество, испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. «Старые нормы» уже не являются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком неясно и нечетко сформулированы, чтобы служить значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды часто резко возрастают количества случаев девиации.
Аномия мыслима в двух случаях. Во-первых, состояние аномии может характеризовать общество, в котором нормативные стандарты поведения и существующие в нем убеждения либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии также может характеризовать и отдельное лицо, если оно социально дезориентировано, переживает чувство изолированности от общества или находится в состоянии тревоги. Понятие социальной структуры, по Мертону, не имеет ничего общего с классовой структурой общества. Для Мертона социальная структура это не социальная, а социально-психологическая, а то и чисто психологическая категория. Образуется социальная структура из двух фаз.
Первая фаза состоит из тех существенных целей, которые социальные группы общества ставят перед собой, т.е. жизненные устремления группы. Вторая – это средства, употребляющиеся в ходе достижения указанных целей для удовлетворения жизненных устремлений социальных групп общества. Сами эти средства, в свою очередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые (законные) средства и наиболее эффективные, наиболее успешные, ведущие к результату кратчайшим путем.
Следующим исходным положением является такое обстоятельство как то, что господствующее в данном обществе отношение к целям, поставленными перед его членами, и к средствам, выбираемых для их достижения, может быть неодинаковым. Например, все внимание может быть перенесено на характер средств, а к целям может допускаться абсолютное пренебрежение и наоборот.
Здесь Р. Мертон выдвигает свой центральный тезис о том, что нарушение равновесия между целями и средствами как фазами социальной структуры служит основанием для возникновения состояния аномии. Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, в зависимости от того, принимает человек или нет культурные нормы, Р. Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации:
Асоциальное поведение, согласно теории аномии, ощутимо возрастает в том случае, когда в обществе особенно превозносятся определенные символы успеха, якобы общие для всего населения в целом, в то время как социальная структура этого общества ограничивает или же полностью устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для значительной части этого же самого населения.
Анализируя социальную действительность США, Мертон попытался применить понятия аномии и социальной структуры Дюркгейма. Жизненный успех, особо выраженный в материальных благах, превратился для американцев в культурно признанную обществом цель. И при этом лишь определенные факторы получили одобрение в качестве средств для достижения успеха (хорошее образование, высокооплачиваемая работа). Если бы все американцы имели равный доступ к средствам достижения материального успеха в жизни, то никакой бы проблемы не было. Но беднякам и различным представителям национальных меньшинств часто доступны только самые низкие уровни образования и скудноватые экономические ресурсы. Если же они достигли целей, заключающихся в материальном успехе, сильные ограничения могут подтолкнуть их к совершению нетрадиционных поступков, так как они не в состоянии достигнуть общепринятых целей законными средствами. Они часто пытаются добиться желаемой цели любыми средствами, включая и преступные, и порочные.
Теория аномии Мертона акцентирует внимание на тех процессах установления признанных культурных целей и средств, посредством которых общество инициирует девиантное поведение. В частности, с помощью этой теории можно раскрыть суть и причины преступлений, связанных с деньгами, совершенных на почве наживы и алчности, преступлений в среде «белых воротничков» и корпоративных преступлений, преступлений «поджигателей войны» и преступлений представителей властных структур и тех, кто стремится к власти.
Заключение
Таковы основные теоретические положения функционалистской системы Р. Мертона. Несомненно, что она обладает целым рядом привлекательных свойств.
Первое из которых – тесная связь с «человеческой реальностью», которая ни при каких обстоятельствах не должна уходить из поля зрения социолога, оставаясь «живой» и отражающей практические проблемы людей. Второе – возможность сохранить теоретическую «научность», при этом исключая неизбежный метафизический и мировоззренческий груз общего социально-философского учения. Третье – смысловая и понятийная наглядность, особенно характерная для его «теории среднего радиуса действия», демонстрирующей свою инструментальность, убедительность, интерпретативность в глазах менеджеров и социальных исследователей несоциологического профиля.
И если Т. Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания «социального порядка», то Р. Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфункциональных явлений, которые возникают вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни.
Основываясь на вышесказанном, правомерно утверждать, что, несмотря на частичный, фрагментарный характер, исследования Мертона явились вкладом в соответствующую систему взглядов.
Список литературы:
Информация о работе Теория социальной аномии Роберта Мертона