Теория социальной эволюции Г.Спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:29, реферат

Описание работы

После органицизма, вторым основным конституирующим принципом учения английского социолога был эволюционизм. У Спенсера идея всеобщей эволюции стала центральным пунктом всей его социологии.
Спенсер рассматривает три вида эволюции - неорганический, органический, надорганический, соответствующие неорганической, органической природе и человеческому обществу. Эволюция рассматривается как переход из одного состояния в другое, более развитое, в рамках одной социальной системы. Человек превращается в социальное существо, становится им в процессе длительной эволюции первобытных сообществ в социальные системы.

Файлы: 1 файл

Теория социальной эволюции Г.docx

— 18.22 Кб (Скачать файл)

Теория социальной эволюции Г.Спенсера

 

После органицизма, вторым основным конституирующим принципом учения английского социолога был эволюционизм. У Спенсера идея всеобщей эволюции стала центральным пунктом всей его социологии.

Спенсер рассматривает три вида эволюции - неорганический, органический, надорганический, соответствующие неорганической, органической природе и человеческому обществу. Эволюция рассматривается как переход из одного состояния в другое, более развитое, в рамках одной социальной системы. Человек превращается в социальное существо, становится им в процессе длительной эволюции первобытных сообществ в социальные системы. Социолог уделял большое внимание анализу как эволюции в целом, так и социальной эволюции. Первую он характеризовал как интеграцию материи, ее переход из одного состояния в другое. 

 

Одно из центральных понятий социологии Спенсер связывает с явлениями, определяющими процесс социальной эволюции. К их числу он относил изменение политическою строя, характер политической организации общества и др. Рассмотрение эволюционной теории Спенсера было 6ы неполнььм без упоминания о факторах эволюции, детально разбиравшихся английским социологом. Самые многообразные факторы эволюции он подразделял на первичные и вторичные, затем в каждой из этих групп он выделял внешние и внутренние. К первичным внутренних факторам он относил физические и психические свойства человека на самьх ранних этапах его появления и развития. В качестве первичных ВНЕШНИХ факторов рассматривались климатические, ландшафтные, почвенные, иные географические и природные осо6енности, характеризовавшие жизнь первобытного человека. 

 

Вторичные факторы социальной эволюции начинают работать благодаря ей самой. Под ними Спенсер понимал в первую очередь изменившуюся в результате воздействия природной и Социальной окружающей среды сущность человека в эпоху цивилизации. Главное состоит в том, что человек социализируется, И ЭТО обстоятельство выступает как один из основных вторичных факторов эволюции.

Теория социальной эволюции Спенсера

Общество индустриального типа основывается на добровольном сотрудничестве и индивидуальном самоограничении. Оно характеризуется во всем той же индивидуальной свободой, которую подразумевает любая коммерческая сделка. Сотрудничество, за счет которого существует многообразная активность общества, становится добровольным сотрудничеством.

И поскольку развитая стабильная система, склоняющаяся к социальному организму индустриального типа, создает себе, как и развитая стабильная система животного, регулирующий аппарат рассеянного и нецентрализованного вида, она стремится также децентрализовать первичный регулирующий аппарат за счет привлечения от различных классов их оспариваемой власти".

Спенсер подчеркивал, что степень сложности общества не зависит от воинственно-индустриальной дихотомии. Относительно недифференцированные общества могут быть "индустриальными", по Спенсеру (не в сегодняшнем понимании "индустриального общества"), а современные сложные общества могут быть военными.

Определяющим общества как воинственное или индустриальное является не уровень сложности, а, скорее, наличие или отсутствие конфликта с окружением. Если классификация общества па возрастанию сложности развития придала системе Спенсера вполне оптимистическое изображение, та воинственно-индустриальная классификация привела его к менее радостным взглядам на будущее человечества.

Спенсер ни в коей мере не был, как он часто отмечал, неизменным последователем идеи непрерывного однолинейного прогресса. Эта становится еще более очевидным, когда мы рассматриваем его общую схему эволюции.

Спенсер выдвигает концепцию однолинейного развития человечества, в соответствии с которой этапы человеческого прогресса жестко предопределены, так же как эволюция индивида от детства к зрелости. "Как между детствам и зрелостью нет коротких путей, дающих возможность избежать утомительного процесса роста и развития па средствам незаметного приращения, так же нет другого пути от низших форм социальной жизни к высшим, кроме как минуя небольшие последовательные изменения. Этот процесс нельзя сократить и его следует пройти с должным терпением".

Спенсер, особенно в ранних своих работах, изображает процесс эволюции неослабевающим, неизменным и постоянно присутствующим. "Изменение от однородности к разнородности проявляется в прогрессе цивилизации в целом, а также в прогрессе каждый нации; она до сих пар продолжается с возрастающей скоростью". Но в своих зрелых произведениях Спенсер возможна, под влиянием разочарований в связи коллективистским" курсам, который приняло английское общества к концу XIX, в., признает, что хотя эволюция человечества в целом остается уверенной, определенные общества могут не только прогрессировать, на и отступать вспять.

Спенсер в целом не настаивал на необратимости развития общества па предопределенным этапам. Наоборот, он придерживался мнения, что они развиваются как ответ на их социальное и естественные, природное окружение.

Спенсер, подчеркивая отличие своей концепции от концепций сторонников теорий однолинейных этапов, таких, как, например, Конт, писал: "Таким образом, среди других ошибочных концепции возникает еще одна серьезная ошибка, что различные формы общества, представленные у дикарей и в цивилизованных расах в мире, являются не чем иным, как различными этапами эволюции одной формы; истина же заключается в том, что социальные типы, так же как и индивидуальные организмы, не образуют единого ряда, а, классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам".

Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится, несомненно, более гибкой, хотя и теряет свою цельность

 

  1. Основоположник чего является в Социологии - основоположник органической школы. Основным законом социального развития считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил наибольшую приспособленность "дифференцированного" (разделенного на классы) общества;
  2. Основные(Базисные)институты по Спенсеру: Базисные институты: семья, обряд, политика, церковные учреждения.
  3. Основные труды Спенсера: Труды: «Система синтетической философии» (3 тома), пытался объединить все существующее знание в одну конструкцию, представление о взаимосвязанности всех явлений в мире, «Политические учреждения».
  4. Спенсер был противником чего? : Спенсер был непримиримым противником социализма. Он отрицал его как с точки зрения справедливости, так и с точки зрения пользы. В своей работе «От свободы к рабству» (1891 г.) он писал, что «ничто, кроме медленного совершенствования человеческой природы посредством организации социальной жизни, не может произвести благоприятной перемены. А мое отрицание социализма основывается на убеждении, что социализм остановит развитие высокоразвитого государства и повернет вспять развитие  менее  развитого».

Информация о работе Теория социальной эволюции Г.Спенсера