Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:39, контрольная работа
Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
В основе гуманизма лежит гуманность, понимаемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека.
Теория Социальной работы
Модуль 1
Задание №5
Ознакомившись с монографией (Юнгхолм С.Э. Гуманитарные ценности социальной работы. – М., 1995), определить сущность содержания категории «гуманизм» для практической социальной работы.
Ответ:
Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
В основе гуманизма лежит гуманность, понимаемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека.
Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Поэтому социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета. Понятие гуманизма близко по своему содержанию и происхождению к понятию гуманитарных проблем или интересов общества, т.е. того, что касается межличностных взаимоотношений, семейных связей, человеческих контактов.
Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, в его целостности, его мира, его индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи.
В гуманистическом аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию, базируется на понимании основных закономерностей его социального развития:
Социальные работники стоят за то, что все люди должны обладать равноценными средствами, обслуживанием и возможностями для разрешения жизненных задач, снятия стрессов и реализации их благих стремлений в отношении себя, прав других, общего благополучия и социальной справедливости.
Социальный работник несет и стремится защищать и поддерживать профессиональные стандарты этики, которые основаны на осознании ценности человека (клиента – товарища по работе – всех людей). Эти принципы отстаиваются социальным работником как внутри, так и за рамками профессии. И они должны не просто знать о существовании данного разнообразия, а искать его выражения на практике, признавая всю его целостность и ценность. Такое осознание является решающим как в отношении видения достоинств каждой личности в отдельности, так и в выборе методов работы, которые, будучи хороши для одной культурной или религиозной группы, могут оказаться совершенно неприемлемыми для другой. В дополнение к признанным культурным, этическим или религиозным различиям, также нуждаются в уважении и другие человеческие факторы: возраст, пол, сексуальные предпочтения, мыслительные способности, физическое здоровье и т.д. Эти существенные в облике человека факторы являются ключом в процессе разрешения проблемы, и каждый из них неотъемлем при осознании ценности человеческой личности.
Признание ценности личности является критерием формирования профессии социальной работы. Статус социальной работы и социальных работников – результат тех ценностей, которые поддерживаются и утверждаются в действии на этом поле. Но также ценности являются неотъемлемой частью индивидуальности социального работника даже «вне служебных обязанностей».
Социальная работа более других
профессий располагается в
Основываясь на гуманизме
и нравственном расположении духа,
социальная работа ориентируется на
ключевые элементы комплекса ценностей,
сохраняющиеся с
Проблема ценностной базы социальной работы напрямую связана с ее гуманистической сущностью, т.к. независимо от конкретных задач той или иной модели социальной помощи ключевой ценностью социальной работы выступает любая личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов социальной работы обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по каким-либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов социальной работы к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, причем не в ущерб другим.
Этический стандарт профессии объединяет принципы и стандарты этического поведения, в них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной работы, предписывающие и запрещающие принципы, ключевые положения, определяющие ответственность и обязательство социальных работников. Поведение и образ действий, предписываемое профессиональной этикой, основываются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей. В основе этого баланса – общефилософская концепция ответственности. Ответственность как принцип социальной работы в этическом стандарте осуществляется на уровне ответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности перед соответствующим органом социальной защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и предназначения социальной работы).
На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, профессии, обществу. Данные проблемные области и этические дилеммы не являются общими для разных стран, но есть группы дилемм, которые свойственны любой модели социальной помощи:
Таким образом, в основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного явления «социальная работа».
Особая роль в формировании и развитии гуманистических ценностей работников социальной сферы принадлежит системе среднего и высшего профессионального образования.
При этом, важным фактором формирования морального сознания студентов – будущих социальных работников выступает разумно организованная практическая подготовка, призванная способствовать формированию у студентов реального представления об остроте духовно-нравственных проблем, имеющихся у их потенциальных клиентов.
Постоянные практические занятия студентов в различных социальных учреждениях должны способствовать более глубокому пониманию сути таких ключевых категорий морали как альтруизм, эгоизм, доброта, жестокость, злоба, совестливость, долг, справедливость, сострадание и т.д.
Особую актуальность
приобретают программы
Во многом проповедническая деятельность, которая ожидает студентов, предопределяет весьма высокий уровень требований к преподавательскому составу колледжей и школ социальной работы, особенно к уровню их морального сознания. Важно, чтобы преподаватели, имеющие достаточную научно-теоретическую подготовку, систематически (не реже одного раза в два года) проходили комплексную стажировку в социальных учреждениях на должностях рядовых социальных работников.
Важную роль в нравственном воспитании студентов колледжей и школ социальной работы могут сыграть национальные средства массовой информации.
Формирование гуманистических,
нравственных ценностей во многом зависит
от качества учебно-методической литературы,
особенно социально-этической
В ее подготовке целесообразно объединить усилия ученых не только России, но и других зарубежных стран.