Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 23:45, реферат
Для более точного определения этого понятия можно привести слова Питирима Сорокина: «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны.
Введение_________________________________________________________3
1. Основные системы стратификации_________________________4
2. Традиционные стратификационные общества_____________6
3. Современна социальная стратификация__________________10
Заключение_____________________________________________________15
Литература_____________________________________________________17
«Семья, церковь, секта, политическая партия, фракция, деловая организация, шайка разбойников, профсоюз, научное общество - короче говоря, любая организованная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности. Даже группы ревностных уравнителей и постоянный провал всех их попыток создать нестратифицированную группу свидетельствуют об опасности и неизбежности стратификации в любой организованной группе. Это замечание может показаться несколько странным для многих людей, кто под влиянием высокопарной фразеологии может поверить, что по крайней мере общества самих уравнителей не стратифицированы. Это мнение, как и многие схожие, ошибочно. Попытки уничтожить социальный феодализм были удачными в смысле смягчения некоторых различий и в изменении конкретных форм стратификации. Им никогда не удавалось уничтожить саму стратификацию. Регулярность, с какой терпели неудачу все эти попытки, еще раз доказывает естественный характер стратификации. Христианство начинало свою историю с попытки создать общество равных, но очень скоро оно уже имело сложную иерархию, а в конце своего пути возвело огромную пирамиду с многочисленными рангами и титулами, начиная со всемогущего папы и кончая находящимся вне закона
еретиком. Институт монашества был организован св. Франциском Ассизским на принципах абсолютного равенства; прошло семь лет, и равенство испарилось. Без исключения все попытки самых ревностных уравнителей в истории человечества имели ту же судьбу. Провал русского коммунизма - это только еще один дополнительный пример в длинном ряду схожих экспериментов, осуществляемых в большем или меньшем масштабе иногда мирно, как во многих религиозных сектах, а иногда насильственно, как в социальных революциях прошлого и настоящего. И если на какой-то миг некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь в старом или модифицированном виде и часто создаются руками самих уравнителей. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократии уравнителей - словом, повсюду».[20]
Именно поэтому изучение стратификации является одной из наиболее важных областей социальной антропологии. Согласно Оксфордскому словарю социологии, можно выделить три основные задачи таких исследований: «Первая цель состоит в том, чтобы установить, в какой мере классовые или статусные системы доминируют на уровне общества, утверждая способы социального действия. Вторая задача состоит в анализе классовых и статусных структур и факторов, определяющих процесс формирования классов и статусов.
И последнее, социальная стратификация документально подтверждает неравенство условий, возможностей и доходов, а также способов, с помощью которых группы поддерживают классовые или статусные границы. Иначе говоря, она ставит вопрос о социальной замкнутости и изучает стратегии, посредством которых одни группы поддерживают свои привилегии, а другие стремятся получить доступ к ним».[21]
ЛИТЕРАТУРА
1) Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / Под ред. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1992. С.297-307
2) Oxford Concise Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1996. P. 246-247
3) Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // СоцИС. 1992. № 9, с. 114-115
4) Габорио М. Непал и его жители. М., 1985. С. 169.
5) Панов Е. На острие социальной эволюции: «я» - «мы» - «они» // Человек. 1998. № 2.
6) Габорио М. Цит. соч. С. 174
7) Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 277.
8) Панов Е. Цит. соч.
9) Сорокин П. Цит. соч. С.297-307
10) Цит. по Oxford Concise Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1996. P. 246-247
11) Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // СоцИС. 1992. № 11, с. 112-114
12) Сорокин П. Цит. соч. С. 352.
13) Сорокин П. Цит. соч. С. 346.
14) Сорокин П. Цит. соч. С. 297-307.
15) Панов Е. Цит. соч.
16) Сорокин П. Цит. соч. С. 351
17) Иконникова Н. Современные концепции социальной структуры и социальной стратификации // Личность. Культура. Общество. Избранные статьи: 2000 г. Т. 2 вып. 3 (4)
18) Гидденс Э. Цит. соч. С. 109
19) Иконникова Н. Цит. соч.
20) Sorokin P. Sociology of Revolution. Ch. 12; Leopold L. Prestige. L., 1913. P. 13 ff.
21) Oxford Concise Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1996. P. 246-247