Теория социальных отклонений. Девиантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 04:58, реферат

Описание работы

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались.

Файлы: 1 файл

дивиантность.docx

— 50.99 Кб (Скачать файл)

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

  • инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
  • ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;
  • ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
  • бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

Единственным типом недевиантного  поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения. В типологии  Мертона акцентируется внимание на том, что девиация не является продуктом  абсолютно негативного отношения  к общепринятым нормам и стандартам. Например, вор не отвергает социально  одобряемую цель — материальное благополучие, он может стремиться к ней с  таким же рвением, что и молодой  человек, озабоченный служебной  карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет  их слишком буквально, доходя до абсурда. Вместе с тем и вор, и бюрократ — девианты.

Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Между различными формами  девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.

Другая группа причин девиантного  поведения связана с распространением различного рода социальных патологии, в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.

Бродяжничество и попрошайничество, представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.

Девиантное поведение  в современном обществе имеет  некоторые особенности. Это поведение  все больше становится рисковым и  рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов — опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности.

Часто девиантное поведение  связано с аддикцией, т.е. со стремлением  избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое  состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной  возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие  люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя  легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными  и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

Если тот или иной вид  девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для  многих, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие отклоняющееся  поведение, или провести переоценку социальных норм. В противном случае поведение, которое считалось девиантным, может стать нормальным. Чтобы  деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

  • расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
  • соблюдать социальное равенство перед законом;
  • совершенствовать законодательство, приводя его в соответствие с новыми социальными реалиями;
  • стремиться к адекватности преступления и наказания.

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения  раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей  норм — специфическими физическими  чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных  проблем психического характера. При  этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось  аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

Биологические и психологические  трактовки причин девиации не нашли  однозначных подтверждений в  науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.

Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.

Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив  ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.). Еще один вариант  девиантного поведения в такой  ситуации — бунт против общества, культуры и установленных целей и средств.

В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь.

Отметим, что в современном  мире девиантное поведение наиболее характерно для молодежи как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы. В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры социального контроля.

Э. Дюркгейм и его  труд «Самоубийство» причины данного  явления

На тему самоубийств было проведено множество исследований. Труд Эмиля Дюркгейма, изданный ещё  при жизни автора, "Самоубийство" (1897) - целиком посвящён данной проблематике. Он доказал, что причиной его является социальная жизнь, ее ценностно-нормативный  характер, определенная интенсивность  социальных связей. Теоретические разработки, методика исследования самоубийства, разработанные Дюркгеймом, используются и ныне социологами, изучающими эти  проблемы.

Таким образом, работа Дюркгейма  «Самоубийство» имела уже определенную теоретико-методологическую и эмпирическую подготовку.

Анализируя понятие самоубийства, Дюркгейм дает следующее определение: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах». (1.10)На основании статистических данных он делает вывод, что кривая самоубийств не является случайностью, а подчинена известной закономерности. Он писал: «Состав индивидов, образующих известное общество, из года в год меняется, а число самоубийств, тем не менее, остается то же до тех пор, пока не изменится само общество»(3.27). Дюркгейм достаточно убедительно показал односторонность и несостоятельность психологических, биологических, географических объяснений факта самоубийства и рассматривал его в связи с изменениями в структуре общества и социальными условиями, в частности: а) семейными, б) религиозными, в) национальными и т. д.

Свою типологию самоубийств  Дюркгейм выводил не из индивидуальных мотивов, поскольку считал, что они  настолько многообразны и зачастую неизвестны, что не имеют социологического значения. Поэтому он исходил из специфических состояний общественного сознания, объясняющих характер взаимоотношений индивида и социальной группы.

Он выделял три типа самоубийств:

1)                             эгоистическое,

2)                             альтруистическое,

3)                             аномическое. 

В чем характерные черты  каждого из типов самоубийства и  каким социальным процессам и  состояниям общества они сопутствуют?

Первый тип самоубийств, по Дюркгейму, коренится в разрыве  социальных связей между индивидом  и группой. Как считает Дюркгейм, когда люди объединены и связаны  любовью с той группой, к которой  они принадлежат, то они легко  жертвуют своими интересами ради общей  цели и с большим упорством  борются за свое существование. Кроме  того, сознание цели, стоящей перед  ними, заставляет их забыть о личных страданиях. В коллективе, как отмечает он, можно наблюдать постоянный обмен  идей и чувств между всеми и  каждым, и поэтому индивид не предоставлен своим единичным силам, а является участником коллективной энергии и  находит в ней поддержку в  минуты слабости и упадка.

В этом плане, чем сильнее  ослабевают внутренние связи с той  группой, к которой принадлежит  индивид, тем меньше он от нее зависит  и тем больше он будет руководствоваться  соображениями своего личного интереса. И как следствие Дюркгейм дает определение эгоистическому самоубийству: «Если условиться, - пишет Дюркгейм, - называть эгоизмом такое состояние индивида, когда индивидуальное „Я" резко противополагает себя социальному „Я" и в ущерб этому последнему, то мы можем назвать эгоистичным тот частный вид самоубийства, который вызывается чрезмерной индивидуализацией»(3.53). Продолжая свою мысль, он подчеркивает, что крайний индивидуализм не только благоприятствует деятельности причин, вызывающих самоубийства, но может сам считаться одной из причин такого рода. Он (индивидуализм) не только устраняет препятствия, сдерживающие стремление людей убивать себя, но сам возбуждает это стремление и дает место специальному виду самоубийств, которые носят на себе его отпечаток. Этим, по Дюркгейму, и «оправдывается название „эгоистическое самоубийство", которое мы ему дали».

Подчеркивая роль общества в стабилизации жизни людей, он прямо  пишет, что отдельные индивиды настолько  связаны с жизнью целого общества, что последнее не может стать  больным, не заразив их. Страдания  общества, по Дюркгейму, неизбежно передаются и его членам. Более того, общество, подчеркивается им, есть цель, которой  мы отдали лучшие силы нашего существования, и поэтому, отрываясь от него, мы утрачиваем смысл нашей деятельности. Таким образом, все разочарования  индивида выражают собой состояние  разложения, в котором находится  общество.

Подводя итог своим рассуждениям относительно самоубийств данного  типа, Дюркгейм считает, что эгоизм является не вспомогательным фактором, а производящей причиной. Если разрываются  узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабла  его связь с обществом. Что  же касается фактов частной жизни, кажущихся  непосредственной и решающей причиной самоубийства, то они, по Дюркгейму, могут  быть признаны только случайными. Ибо, по его мнению, если человек так  легко склоняется под ударами  жизненных обстоятельств, то это  происходит потому, что состояние  того общества, к которому он принадлежит, сделало из него добычу, уже готовую для самоубийства. Такова логика его мышления по данной проблеме.

Альтруистическое самоубийство выступает у Дюркгейма своеобразной обратной стороной эгоистического. Как  он подчеркивает в этой связи, если крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то недостаточно развитая индивидуальность должна приводить  к тем же результатам. Или, говоря другими словами, когда человек  отделился от общества, то в нем  легко зарождается мысль покончить  с собой; то же самое происходит с  ним и в том случае, когда  общественность вполне и без остатка  поглощает его индивидуальность.

Информация о работе Теория социальных отклонений. Девиантность