Теория «зеркального Я» Ч. Кули

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:32, реферат

Описание работы

На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864 – 1929) выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя в процессе социальных взаимодействий, группового опыта и выдвинул теорию «зеркального Я». Согласно этой теории, в процессе «зеркального Я» индивид мысленно принимает на себя точку зрения других людей и видит себя как бы их глазами. Как отражение в зеркале дает образ физического “Я”, так восприятие реакции других людей на собственное поведение или внешность дает образ социального “Я”.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
Понятие «символический интеракционизм» и его сущность ………5
Ч.Кули и его концепция «зеркального Я»……………………………7
Заключение…………………………………………………………….12
Список используемой литературы…………………………………..13

Файлы: 1 файл

Социология (2).doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать «мое» только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.

Самость может  быть агрессивной, и тогда она  выражается в присваивании себе объектов общего желания.

Из понятия  самости следует концепция «зеркального Я», имеющая очень большое значение в социологии.

Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.

Именно через  отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.

Как отражение  в зеркале дает образ физического  Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или  внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального  «Я». «Уже в возрасте шести месяцев, - отмечает Кули - ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность». В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых - заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.

Идеи Кули были развиты Джорджем Гербертом Мидом (1863 – 1931).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, в работе были рассмотрены основные вопросы: Символический интеракционизм Ч.Кули.

Символический интеракционизм – направление в  социологии, исследующее социокультурный  мир символов, обслуживающих межсубъектные взаимодействия, функционирующие в языке, культуре, внутренних личностных структурах.

Центральным понятием символического интеракционизма является самость, позволяющая каждому из нас просчитывать последствия собственных  поступков.

Ч.Кули являлся одним из исследователей самости (то есть понятий «я», «меня», «мое», «я сам»). Из понятия самости следует концепция «зеркального Я», имеющая очень большое значение в социологии. В обыденной жизни «зеркальное Я» проявляется повсеместно. Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Бачинин В.А. Социология. Энциклопедический словарь. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2007. – 288с.
  2. Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ,2010.
  3. Культурология: ХХ век: Словарь. - С.Пб.: Университетская книга, 2007.
  4. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология А-Я: Словарь – справочник – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. – 608с.
  5. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011

Информация о работе Теория «зеркального Я» Ч. Кули