Теория зеркального я Кули и Мида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 04:17, доклад

Описание работы

Процесс зеркального отражения собственного Я является субъективным процессом и не обязательно соответствует объективной реальности. Самый обычный ребенок, усилия которого оценены и вознаграждаемы, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, испытывает чувство некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Содержание работы

Теория зеркального «Я» Кули…………………………….2
Теория зеркального «Я» Мида……………………………4
Заключение………………………………………………...6
Список используемой литературы………………………..7

Файлы: 1 файл

социология управления.docx

— 28.87 Кб (Скачать файл)

Оглавление

  1. Теория зеркального «Я» Кули…………………………….2
  2. Теория зеркального «Я» Мида……………………………4
  3. Заключение………………………………………………...6
  4. Список используемой литературы………………………..7

 

 

 

Теория зеркального  «Я» Кули.

Чарльз Хортон Кули (1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). По своему образованию Ч.Кули - экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии, - интеракционизма.  
   Главная концепция Кули называется теорией "зеркального Я". Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о "социальном Я" У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько "социальных Я", сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.  Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они - зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя - процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим. Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. "Человеческая жизнь" - это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм. "Зеркальное Я" (looking-glass self) - это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей - или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, - мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия.  
    Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.  
   Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представление о собственным "Я", которые возникают в создании других людей, Кули называет "представлениями представлений".  
     Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социология. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группа (первичных и вторичных). Поэтому Кули чувство собственной самоопределенности как "зеркальное Я".

 

  

 

 

 

 

Теория зеркального  «Я» Мида.

Мид Джордж Геберт(1863-1931)- американский философ, социолог и социальный мыслитель. Мид рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в которых действует субъект (широко понимаемый как «живая форма»), а мышление трактовал с точки зрения его инструментальной природы как орудие приспособления субъекта к реальности. Мид  разработал  теорию,  в которой объясняется   сущность   процесс восприятия индивидом  других  личностей  и  развита  концепция  «обобщенного другого» , в известной степени дополняющая и развивающая теорию  зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж.  Мида  «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и  стандарты  поведения  некоторой  группы,  которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ.  Индивид в процессе общения как бы  встает  на  место  других  индивидов  и  видит  себя  другой личностью.  Он  оценивает  свои  действия  и  наружность  в  соответствии  с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит  на  себя со стороны.                             Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы  «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли  —  это  попытка  принять  на  себя поведение  личности  в  другой  ситуации  или  в  другой   роли участники  детских  игр. Принимают на себя различные роли,  например,  при  игре  в  дом  (ты  будешь мамой, ты  —  папой,  ты  —  ребенком).  Исполнение  роли  —  это  действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие  роли только претендует на игру.

     Мид пишет, что особенно  важную  роль  такой процесс играет  в раннем развитии ребенка, когда именно  через  восприятия  и  реакции  других  людей формируются его идеи и представления о  самом  себе,  выливающиеся  затем  в стабильную концепцию собственной личности.

   Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая — подготовительная стадия (в возрасте  от  1  до  3  лет),  во время  которой  ребенок  имитирует  поведение   взрослых   без   какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу).  Вторая  стадия,  называемая Игровой  (в  3-4  года),  наступает  тогда,  когда  дети  начинают  понимать поведение тех, кого они, изображают, но  исполнение  роли  еще  неустойчиво. Третья — заключительная стадия (в  4-5  лет  и  более),  в  которой  ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется  способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого  поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе  перемещения  по  полю  происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому  из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять  себе,  что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает  и  действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но  и  роли партнеров.  В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно  все  стадии вхождения в другие  роли,  развивает  способность  видеть  свое  собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их  реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других  в  сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым  сравнением  со стандартами и ценностями общества. Повторяя  принимаемую  роль  «обобщенного Другого», индивид формирует свою концепцию Я.

    Стадии принятия  роли другого, других, обобщенного   другого  —  все  это стадии превращения физиологического организма  в  рефлексивного  социального индивида. Происхождение «Я», таким образом, целиком социально.

Заключение

Процесс зеркального отражения  собственного Я является субъективным процессом и не обязательно соответствует  объективной реальности. Самый обычный  ребенок, усилия которого оценены и  вознаграждаемы, будет ощущать чувство  уверенности в своих силах  и собственном таланте, в то время  как способный и талантливый  ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, испытывает  чувство некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы личностей, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее  влияние. Человек всегда оказывает  больше внимания одним мнениям и  меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и  реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность  неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются  просто лестью, или можем отнести  брань начальника к неумению или  неспособности, в то время как  это просто служит проявлением его  плохого настроения.

Понятие “зеркального Я” не подразумевает, что наше представление о самих себе обязательно радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком или новой ситуацией. В связи с этим следует провести грань между собственными воображаемыми образами, так называемыми само-имиджами, и представлением о себе. “Само-имидж” – это наш внутренний собственный образ, обычно относительно кратковременный; он изменяется по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. Представление о себе – это более стабильный взгляд на самого себя, вневременное ощущение самого себя – “истинное Я”, или “Я такой, какой есть на самом деле”. “Само-имиджи” слой за слоем обычно накапливаются с течением времени и оказывают влияние на относительно устойчивое представление о самом себе. В целом можно сказать, что последовательность “само-имиджей” скорее корректирует, чем вытесняет наше более ясно выкристаллизовавшееся представление о самом себе, или самоидентичность.

 

 

 

Список используемой литературы

1. История теоретической социологии. Т. 3

2 С.С. Фролов «Социология»

3. Ч. Кули «Социальная самость»

4. Д. Мид «Интернализированные другие и самость»

5. Д. Мид «Аз и Я»

6. Ссылки по теме:

·  Кули (Cooley) Чарльз Хортон

·  Теория "зеркального Я" Чарльза Кули

·  Развитие критической и радикальной социологии

 

 


Информация о работе Теория зеркального я Кули и Мида