В 30
- 40-е годы наибольшим влиянием среди сторонников
релятивистской космологии продолжала
пользоваться идея тепловой смерти Вселенной.
Энергичными сторонниками принципа Клаузиуса
выступали, например, А. Эддингтон и Дж.
Джинс, неоднократно высказывавшиеся
по поводу, как физического смысла этой
проблемы, так и ее "человеческого измерения".
Вывод Клаузиуса был ими транслирован
в неклассическую картину мира и в некоторых
отношениях адаптирован к ней.
Изменился,
прежде всего, объект экстраполяции - Вселенная
как целое. Большой резонанс (и многократное
цитирование) вызвала в 50-е годы сейчас
почти забытая дискуссия по проблемам
термодинамики Вселенной между К.П. Станюковичем
и И.Р. Плоткиным. Обе они рассматривают
статистико-термодинамические свойства
модели Вселенной, сходной с Вселенной
Больцмана, т.е. совпадают в отношении
исследуемого объекта. Кроме того, оба
считали, что проблемы термодинамики Вселенной
могут анализироваться и независимо от
ОТО, которая не вложила в закон возрастания
энтропии нового содержания. Но наряду
с изложенными попытками „преодоления”
гипотезы Больцмана разрабатывались и
модернизированные варианты самой этой
гипотезы. Наиболее известный из них принадлежит
Я.П. Терлецкому. "Гибридные схемы"
и модели решения термодинамического
парадокса в космологии вызвали в 50-е -
60-е годы довольно значительный интерес
- преимущественно в нашей стране. Они
обсуждались на одном из совещаний по
вопросам космогонии (Москва, 1957 г.), на
симпозиумах по философским проблемам
теории относительности Эйнштейна и релятивистской
космологии (Киев, 1964, 1966 гг.) и др., но в
дальнейшем ссылки на них становились
все более редкими. Это произошло в немалой
степени благодаря сдвигам в решении этого
круга проблем, достигнутым релятивистской
космологией и нелинейной термодинамикой.
Термодинамический парадокс в космологии и постнекласическая картина мира.
Качественно
новые черты начала приобретать разработка
проблемы термодинамики Вселенной на
протяжении 80-х годов. Наряду с исследованием
Вселенной в рамках неклассических оснований
в этой области сейчас развивается и подход,
который соответствует признакам "постнеклассической"
науки. Например, синергетика, в частности
теория диссипативных структур, позволяет
глубже, чем было возможно в неклассической
науке, понять специфику нашей Вселенной
как самоорганизующейся, саморазвивающейся
системы. Постнеклассическая наука позволяет
внести ряд новых моментов в анализ проблем
термодинамики Вселенной как целого. Но
этот вопрос обсуждался пока лишь в самых
общих чертах. Постнеклассическая наука
позволяет внести ряд новых моментов в
анализ проблем термодинамики Вселенной
как целого. Но этот вопрос обсуждался
пока лишь в самых общих чертах. Основную
цель подхода, основанного на статистической
теории неравновесных процессов, И. Пригожин
выразил так: " мы отходим от замкнутой
Вселенной, в которой все задано, к новой
Вселенной, открытой флуктуациям, способной
рождать новое". Попытаемся понять это
высказывание в контексте анализа тех
космологических альтернатив, которые
были выдвинуты М.П. Бронштейном.
1. Теория
И. Пригожина в сочетании с современным
развитием космологии, по-видимому, совместима
скорее с пониманием Вселенной, как термодинамически
открытой неравновесной системы, возникшей
в результате гигантской флуктуации физического
вакуума. Таким образом, в этом отношении
постнекласическая наука отходит от традиционной
точки зрения, разделявшейся и М.П. Бронштейном.
Кроме того, при анализе поведения Вселенной
как целого в современной науке следует,
по-видимому, отбросить то, что Пригожин
назвал "путеводным мифом классической
науки" - принцип "неограниченной
предсказуемости" будущего. Для нелинейных
диссипативных структур это связано с
необходимостью учета "ограничений",
обусловленных нашим действием на природу".
Наши
знания о термодинамике Вселенной как
целого, основанные на экстраполяции статистической
теории неравновесных систем, также не
могут игнорировать прямой или косвенный
учет роли наблюдателя.
2. Теория
И. Пригожина совершенно по-новому ставит
проблему законов и начальных условий
в космологии, снимает противоречия между
динамикой и термодинамикой. С точки зрения
этой теории оказывается, что Вселенная,
как считал и М.П. Бронштейн, может подчиняться
законам, асимметричным по отношению к
прошлому и будущему - что нисколько не
противоречит фундаментальности принципа
возрастания энтропии, его космологической
экстраполируемости.
3. Теория
Пригожина - в хорошем соответствии с современной
космологией - по-новому оценивает роль
и вероятность макроскопических флуктуаций
во Вселенной, хотя прежний механизм этих
флуктуаций с современной точки зрения
иной, чем у Больцмана. Флуктуации перестают
быть чем-то исключительным, становятся
вполне объективным проявлением спонтанного
возникновения нового во Вселенной. Таким
образом, теория Пригожина позволяет довольно
непринужденно ответить на вопрос, который
вот уже почти полтора века раскалывает
научное сообщество и так занимал в свое
время К.Э. Циолковского: почему - вопреки
принципу Клаузиуса - повсюду во Вселенной
мы наблюдаем не процессы монотонной деградации,
а напротив, процессы становления, возникновения
новых структур. Переход от "физики
существующего" к "физике возникающего"
произошел во многом за счет синтеза представлений,
казавшихся взаимоисключающими в прежних
концептуальных рамках. Идеи Пригожина,
ведущие к пересмотру ряда фундаментальных
представлений, как и все принципиально
новое в науке, встречают неоднозначное
отношение к себе - в первую очередь среди
физиков. С одной стороны, растет число
их сторонников, с другой - говорится о
недостаточной корректности и обоснованности
выводов Пригожина с точки зрения идеала
развитой физической теории. Сами эти
идеи интерпретируются иногда не вполне
однозначно; в частности, некоторые авторы
подчеркивают, что в процессе самоорганизации
энтропия системы может уменьшаться. Если
такая точка зрения правильна - она означает,
что удалось, наконец, сформулировать
те крайне специфические условия, о которых
писал К.Э. Циолковский, обсуждая возможности
существования в природе антиэнтропийных
процессов. Но идеи русского космизма,
в том числе и космической философии К.Э.
Циолковского, посвященные этим проблемам,
находят и более непосредственную разработку
в постнеклассической науке. Например,
Н.Н. Моисеев отмечает, что в ходе эволюции
Вселенной происходит непрерывное усложнение
организации структурных уровней природы,
причем этот процесс носит явно направленный
характер. Природой как бы запасен определенный
набор возможных (то есть допустимых в
рамках ее законов) типов организации
и по мере развертывания единого мирового
процесса в нем оказывается "задействованным"
все большее количество этих структур.
Разум и разумная деятельность должны
быть включены в общий синтетический анализ
процессов эволюции Вселенной.
Разработка
идей самоорганизации, в частности, пригожинской
теории диссипативных структур, связанная
с пересмотром концептуальных оснований
термодинамики стимулировала дальнейшее
исследование этого уровня знания. Статистическая
термодинамика, развитая еще в классической
физике, содержит ряд незавершенностей
и неясностей, отдельных странностей и
парадоксов - несмотря на то, что с фактами
у нее как будто "все в порядке". Но,
согласно исследованиям Ф.А. Цицина, даже
в такой установившейся и явно прошедшей
"проверку временем" сфере научного
поиска кроется немало неожиданностей.
Сопоставление характерных параметров
флуктуаций, введенных еще Л. Больцманом
и М. Смолуховским, доказывает существенную
неполноту "общепринятой" статистической
интерпретации термодинамики. Как ни странно,
эта теория построена в пренебрежении
флуктуациями! Отсюда следует, что необходимо
ее уточнение, т.е. построение теории "следующего
приближения".
Более последовательный учет флуктуационных
эффектов заставляет признать физически
нетождественными понятия "статистического"
и "термодинамического" равновесия.
Оказывается, далее, справедливым вывод,
находящийся в полном противоречии с "общепринятым":
функциональная связь между ростом энтропии
и стремлением системы к более вероятному
состоянию отсутствует. Не исключены и
такие процессы, в которых переход систем
в более вероятное состояние может сопровождаться
уменьшением энтропии! Учет флуктуаций
в проблемах термодинамики Вселенной
может привести, тем самым, к обнаружению
физических границ принципа возрастания
энтропии. Но Ф.А. Цицин не ограничивается
в своих выводах основаниями классической
и неклассической науки. Он высказывает
предположение, что принцип возрастания
энтропии неприменим к некоторым типам
нелинейных систем. Не исключена заметная
"концентрация флуктуаций" в биоструктурах.
Возможно даже, что подобные эффекты уже
давно фиксируются в биофизике, но их не
осознают или неправильно интерпретируют,
именно потому, что считают "принципиально
невозможными". Подобные явления могут
быть известны другим космическим цивилизациям
и эффективно использоваться ими, в частности,
в процессах космической экспансии.
Заключение.
Итак, можно отметить, что в постнеклассической
науке были сформулированы принципиально
новые подходы к анализу принципа Клаузиуса
и устранению термодинамического парадокса
в космологии. Наиболее значительны перспективы,
которых можно ожидать от космологической
экстраполяции теории самоорганизации,
развитой на основе идей русского космизма.
Необратимые процессы в резко неравновесных,
нелинейных системах позволяют, по-видимому,
избежать тепловой смерти Вселенной, поскольку
она оказывается открытой системой. Продолжаются
и поиски теоретических схем "антиэнтропийных"
процессов, непосредственно предсказываемых
научной картиной мира, основанной на
космической философии К.Э. Циолковского;
правда, такой подход разделяется лишь
немногими естествоиспытателями. Сквозь
всю новизну постнеклассических подходов
к анализу проблем термодинамики Вселенной
"просвечивают", однако, те же самые
"темы", которые сформировались еще
во второй половине XIX века и порождены
парадоксом Клаузиуса и дискуссиями вокруг
него.
Мы видим таким образом, что принцип Клаузиуса
до сих пор является почти неиссякаемым
источником новых идей в комплексе физических
наук. Тем не менее, несмотря на появление
все новых моделей и схем, в которых тепловая
смерть отсутствует, никакого "окончательного"
разрешения термодинамического парадокса
до сих пор не достигнуто. Все попытки
разрубить "гордиев узел" проблем,
связанных с принципом Клаузиуса, неизменно
приводили лишь к частичным, отнюдь не
строгим и не окончательным выводам, как
правило, достаточно абстрактным. Содержавшиеся
в них неясности порождали, все новые проблемы
и пока нет особой надежды, что успеха
удастся достигнуть в обозримом будущем.
Флуктуационная гипотеза, космологическая
гипотеза Л. Больцмана, согласно которой
весь наблюдаемый звёздный мир, включая
Солнечную систему, является одной из
грандиозных флуктуаций во Вселенной, находящейся
в целом в состоянии термодинамического
равновесия ("тепловой смерти" Вселенной).
Распространение второго начала термодинамики на
системы космологического масштабов приводило
к выводу о неизбежности для этих систем,
а, в конечном счете, и для всей Вселенной,
конечного состояния термодинамического
равновесия (максимума энтропии), при котором
невозможны какие бы то ни было макроскопические
изменения и движения, существование организованных
структур любой природы. В то же время
наблюдаемая нами часть Вселенной далека
от такого состояния.
Заключение тепловая смерть Вселенной
- это вывод о том, что все виды энергии
во Вселенной, в конце концов, должны перейти
в энергию теплового движения, которая
равномерно распределится по веществу
Вселенной, после чего в ней прекратятся
все макроскопические процессы.
Ни доказать, ни опровергнуть гипотезу
тепловой смерти Вселенной современными
научными силами не представляется возможным,
поскольку наши знания о ней всё ещё ничтожно
малы, и мы не можем с полной уверенностью
утверждать, что Вселенная не находится
под действием внешних сил, или может рассматриваться
как замкнутая термодинамическая система.
Однако именно понятие тепловой смерти
стало первым шагом к осознанию возможной
конечности существования Вселенной,
хотя нам и неизвестно, когда и по какому
сценарию произойдёт её гибель.
Список используемой
литературы:
- Концепции современного естествознания. Под ред. проф. С.А. Самыгина, 2-е изд. - Ростов н/Д: "Феникс", 1999. - 580 с.
- Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 1997. - 340 с.
- Пригожин И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985. - 420 с.
- Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. - М.: Высшая школа, 1999. - 280 с.
- Станюкович К.П. К вопросу о термодинамике Вселенной // Там же. С.219-225.
- Суорц Кл. Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. Т.1. - М.: Наука, 1986. - 520 с.
- О человеческом времени. - "Знание-Сила", №, 2000 г. С.10-16
- Цицин Ф.А. Понятие вероятности и термодинамика Вселенной, // Философские проблемы астрономии ХХ века. М., 1976. С.456-478.
- Цицин Ф.А. Термодинамика, Вселенная и флуктуации // Вселенная, астрономия, философия. М., 1988. С.142-156 10. Цицин Ф.А. [К термодинамике иерархической Вселенной] // Труды 6-го совещания по вопросам космогонии (5-7 июня 1957 г.). М., 1959. С.225-227.
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- student.zoomru.ru›kse/teplovaya-smert-vselennoj
- thingshistory.com›…li-teplovaya-smert-vselennoj
- xliby.ru›Технические науки›…_mirozdanija/p5.php
- astrotime.ru›heat_death_vselennoy.html
- chuchotezvous.ru›universe-evolution/639.html
- class-fizika.spb.ru›par/73-par17
- nenosfirs.ucoz.ru›load…teplovaja_smert_vselennoj