Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:34, тест
1. Какое из перечисленных ниже качеств не относится к научному знанию: 1) эмпиричность; 2) передаваемость;
3) нормативность; + 4) обобщающий характер.
2. Социология — это наука о поведении: 1) групп, состоящих из небольшого числа людей; 2) личности в обществе;
3) больших социальных групп; + 4) людей в своей семье.
3. Какое из приведенных ниже суждений в наибольшей степени применимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина: 1) изучение и составление типологии общественного мнения по
2) самым разнообразным поводам социальной жизни; 3) психология, приложенная к большим и малым группам людей;
4) изучение общества в целом и больших социальных групп без 5) выделения индивидуальных особенностей входящих в них людей; + 6) изучение особенностей поведения людей в составе больших и малых групп.
Тесты по социологии
1. Какое из перечисленных ниже качеств не относится к научному знанию:
1) эмпиричность;
2) передаваемость;
3) нормативность; +
4) обобщающий характер.
2. Социология — это наука о поведении:
1) групп, состоящих из небольшого числа людей;
2) личности в обществе;
3) больших социальных групп; +
4) людей в своей семье.
3. Какое из приведенных ниже суждений в наибольшей степени применимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина:
1) изучение и составление типологии
общественного мнения по
2) самым разнообразным поводам
социальной жизни;
3) психология, приложенная к большим и малым группам людей;
4) изучение общества в целом и
больших социальных групп без
5) выделения индивидуальных
особенностей входящих в них людей; +
6) изучение особенностей поведения людей в составе больших и малых групп.
4. Предметом социологии как научной дисциплины выступают:
1) взаимоотношения и связи людей по поводу производства материальных
благ, их обмена и распределения;
2) явления взаимодействия людей и человеческих групп друг с другом; +
3) события, когда-либо имевшие место, и роль конкретных людей в них;
4) механизмы мотивации и регуляции поведения людей.
5. Какое из перечисленных ниже понятий относится к сфере изучения социологии:
1) симпатия;
2) капитал;
3) статус; +
4) чувство.
6. Ученые обнаружили наличие определенной статистической связи между психическим расстройством и безработицей. Попросили психиатра, психолога и социолога прокомментировать эту связь. Какой из приведенных ниже комментариев принадлежит социологу.
1) симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию;
2) люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному поиску работы и не могут долго сохранить за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние является причиной безработицы;
3) длительная безработица вызывает вялость, апатию, снижает остроту восприятия окружающего мира, поэтому при встречах с потенциальным работодателем такие люди производят не самое благоприятное впечатление;
4) безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи. +
7. С какими из приведенных ниже суждений вы согласны:
1) понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей;
2) общество — самая большая группа
из всех объединений людей,
проживающих на данной территории; +
3) если какое-либо объединение
пополняет свою численность преимущественно
за счет детей тех людей, которые уже являются
признанными его представителями, то оно
обязательно называется обществом;
4) обществом называется такое объединение людей, которое является частью какой-либо более крупной системы.
8 С каким из приведенных ниже суждений вы согласны:
1) чтобы какое-либо объединение людей называлось обществом, у него обязательно должна существовать такая система ценностей, которую называют культурой; +
2) современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, не могут считаться обществом;
3) древние племена, размещавшиеся на территории, равной нынешнему городскому микрорайону, не являлись обществами;
4) общество возникает на определенной стадии развития государства.
9. Термин «социология» появился:
1) в начале XX в.;
2) в конце XVIII в.;
3) в первой половине XIX в.; +
4) в античности.
10. Первым в научный оборот термин «социология» ввел:
1) Георг Зиммель;
2) Огюст Конт; +
3) Герберт Спенсер;
4) Чарльз Хортон Кули.
11. Центральным понятием «понимающей
социологии» Макса Вебера
является:
1) социальный факт;
2) закон интеллектуальной эволюции;
3) социальное действие;+
4) способ производства.
12. Суть позитивизма как социологического метода заключается в:
1) отрицании основных принципов негативизма;
2) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества;+
3) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды;
4) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла.
13. Автором классической социологической работы «Самоубийство» является:
1) Карл Маркс;
2) Макс Вебер;
3) Эмиль Дюркгейм;+
4) Герберт Спенсер.
14. Огюст Конт утверждает, что элементарной структурной единицей общества является:
1) малая группа;
2) семья;+
3) род;
4) личность.
15. Общественный прогресс, по О. Конту, является предметом изучения:
1) социальной статики;
2) социальной динамики;+
3) социальной физики;
4) социометрии.
17. Общество, по мнению Спенсера, — это:
1) случайное скопление взаимодействующих между собой людей;
2) группа индивидов, состоящих в родственной связи между собой;
3) достаточно длительное объединение самостоятельных индивидов, не вступающих в регулярные взаимодействия;+
4) продукт эволюции малых человеческих
сообществ в большие.
18. Базис в марксистской аналитической
схеме общества — это:
1) производительные силы общества;
2) фундамент, на который опирается управление обществом;
3) производственные отношения;
4) совокупность производительных сил и производственных отношений.+
19. Эмилю Дюркгейму принадлежит:
1) теория общественного договора;
2) закон иерархии наук;
3) концепция механической и органической солидарности;+
4) теория общественно-экономических формаций.
20. Вершиной пирамиды «иерархии наук» О. Конта является:
1) математика;
2) биология;
3) социология;+
4) астрономия.
21. Создателем теории социального конфликта считают:
1) Огюста Конта;
2) Макса Вебера;
3) Карла Маркса;+
4) Питирима Сорокина.
22. Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии — это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым:
1) Э. Дюркгейм;
2) К. Маркс;+
3) М. Вебер;
4) Г. Спенсер.
23. Какие из обществ, по Э. Дюркгейму, основаны на механической солидарности, где личность не принадлежит себе и поглощается коллективом:
1) архаические;+
2) индустриальные;
3) гражданские;
4) постиндустриальные.
24. Понятие идеального типа как инструмента изучения социальных явлений ввел в научный оборот:
1) Герберт Спенсер;
2) Эмиль Дюркгейм;
3) Макс Вебер;+
4) Карл Маркс.
25. Наиболее развернутая теория социальной стратификации принадлежит:
1) Карлу Марксу;
2) Питириму Сорокину;+
3) Максу Веберу;
4) Эмилю Дюркгейму.
26. Какую из научных дисциплин
О. Конт поставил в основание своей
«иерархии наук»:
1) социологию;
2) физику;
3) математику;+
4) астрономию.
27. Кто из классиков социологии застал начальную стадию капитализма:
1) М. Вебер;
2) Э. Дюркгейм;
3) О. Конт;+
4) Г. Спенсер.
28. Кого принято считать пионером социальной статистики в социологии:
1) О. Конта;
2) П. Сорокина;
3) Э. Дюркгейма;+
4) К. Маркса.
29. Кто из социологов-классиков отдавал ведущее место при построении своей теории производственным отношениям:
1) К. Маркс;+
2) М. Вебер;
3) Г. Спенсер;
4) Э. Дюркгейм.
30. Кто из социологов предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически:
1) О. Конт;
2) К. Маркс;
3) М. Вебер;
4) Э. Дюркгейм.+
31. Кому из социологов принадлежит наиболее развернутое определение эволюции:
1) О. Конту;
2) Г. Спенсеру;+
3) К. Марксу;
4) П. Сорокину.
32. Идея о необходимости революционного преобразования социальных отношений составляет главный вывод:
1) позитивизма;
2) исторического материализма;+
3) понимающей социологии;
4) социологического реализма.
33. Эмилю Дюркгейму принадлежит:
1) теория эволюции;+
2) концепция идеальных типов;
3) идея о различии механической и органической солидарности;
4) теория конфликта.
34. Суть исторического материализма состоит в:
1) рассмотрении исторического процесса как материальной субстанции;
2) признании преимущества материального мира перед духовным;
3) выделении в качестве ведущих отношений по поводу производства материальных благ;+
4) особом внимании к материальным объектам и вещам.
35. Кто из классиков социологии
изучал особое влияние религиозных
воззрений на способы организации хозяйственной
жизни:
1) М. Вебер;+
2) Э. Дюркгейм;
3) О. Конт;
4) К. Маркс.
36. Что общего, по Э. Дюркгейму, содержится во всех религиях:
1) концепция Бога как могущественного сверхъестественного существа;
наличие института церкви;
2) деление всего мира на две категории
3) сакральное и профаническое;+
4)наличие культов поклонения.
37. Кто из социологов-классиков, в противовес К. Марксу, настаивал на определяющем воздействии надстройки на базис:
1) О. Конт;
2) Г. Спенсер;
3) Э. Дюркгейм;
4) М. Вебер.+
38. Автором концепции харизматического господства является:
1) Огюст Конт;
2) Герберт Спенсер;
3) Эмиль Дюркгейм;
4) Макс Вебер.+
39. Социальным статусом называется:
1) степень уважения к человеку со стороны окружающих;
2) позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей;+
3) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице;
4) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников.
40. Социальная роль — это:
1) понимание индивидом своего места среди окружающих людей;
2) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям;
3) характер поведения, ожидаемый
от обладателя того или иного
социального статуса;+
4) положение, занимаемое человеком
в своей социальной группе
и признаваемое окружающими как должное.
41. Под социальным институтом понимают:
1) объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения определенной совокупности личных и общественных потребностей;
2) организационную форму той
или иной социальной системы,
упорядочивающую совокупность отношений
между людьми, образующими ее;
3) учебно-воспитательную организацию, в которой члены общества проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций;
4) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.+
42. Выберите из указанных ниже систем те, которые относятся к самоорганизующимся:
1) армейское подразделение;
2) внеформальная группа;+
3) школьный класс;
4) конструкторское бюро.
43. Какой из приведенных ниже статусов является предписанным:
1) ректор;
2) студент;
3) принц;+
4) кондуктор.
44. Социальная стратификация — это:
1) деление всех членов общества на группы в соответствии с определенной заданной системой критериев;+
2) сословная организация общества;
3) объединение людей для достижения конкретной цели;
4) приобретение человеком определенного социального статуса.
45. Деление общества на классы представляет собой:
1) ценностно-нормативную модель;
2) категориальную модель;+
3) структурно-функциональную модель;
4) стратификационную модель.
46. Оценка профессионального рейтинга отражает:
1) личный статус;+
2) социальный статус;
3) и то и другое;
4) ни то ни другое.
45. Важнейшей предпосылкой институционализации является:
1) объединение воли и желания всех индивидов, составляющих данный социум;
2) успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации;
3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий;+
4) стремление членов общества к консенсусу.
47. Понятием «ролевая дистанция» обозначается:
1) ситуация субъективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею;+
2) различие между исполнением своих социальных ролей обладателями разных социальных статусов;
3) ситуация противоречия между
требованиями различных ролей,
исполняемых одним и тем же актором;
4) понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов.
48. Социальная мобильность — это:
1) изменение человеком места своего постоянного проживания;
2) смена ценностных ориентации личности;
3) изменение социального статуса индивида или группы;+
4) расширение профессионального
и общекультурного кругозора.
49. Какая из описанных ниже ситуаций является
примером групповой
восходящей мобильности:
1) локаут (массовое увольнение);
2) «из грязи — в князи»;
3) создание корпуса «красных директоров»;+
4) репрессии 1930-х гг.
50. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:
1) повышение в должности;
2) изменение вероисповедания;
3) увольнение по сокращению штатов;+
4) смену профессии.
51. Важнейшим критерием экономической стратификации является:
1) уровень образования;
2) престиж профессии;
3) ранг в государственной иерархии;
4) место в организации труда.+
52. В наиболее общем виде социальная стратификация формируется как следствие: