Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:56, лекция
Ценности, при всем их многообразии, могут быть типологизированы. В соответствии с любой из общепринятых их типологий могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей:
абсолютные – безусловные и безотносительные, а значит, неизменяемые и ни от чего не зависящие, и относительные, изменяемые и зависящие от некоторых факторов;
истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые (ложные), не являющиеся таковыми;
позитивные, отвечающие истинным потребностям и интересам человека и негативные, реализация которых принесет человеку вред;
условные, получающие статус ценности при некоторых условиях и безусловные, признаваемые ценностями независимо от условий;
Типология ценностей в соц работе.
Ценности, при всем их многообразии, могут быть типологизированы. В соответствии с любой из общепринятых их типологий могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей:
абсолютные – безусловные и безотносительные, а значит, неизменяемые и ни от чего не зависящие, и относительные, изменяемые и зависящие от некоторых факторов;
истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые (ложные), не являющиеся таковыми;
позитивные, отвечающие истинным потребностям и интересам человека и негативные, реализация которых принесет человеку вред;
условные, получающие статус
ценности при некоторых
признанные – являющиеся ценностями и осознаваемые и признаваемые человеком как ценности (интитуциализированные) и непризнанные – в действительности являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми;
«непреходящие» («вечные») и ситуативные,
становящиеся ценностями в
субъективные – представляющиеся (кажущиеся) ценностями в силу некоторых обстоятельств и объективные – объективно являющиеся ценностями;
реальные – имеющие место
в действительности и
обыденные – признаваемые и реализуемые в обыденной жизнедеятельности и профессиональные (праксиологические) – признаваемые и реализуемые в профессиональной деятельности;
индивидуальные, групповые, этнонациональные
и общечеловеческие –
действительные (актуальные) – являющиеся ценностями здесь и сейчас и потенциальные – могущие стать таковыми;
терминальные (конечные) – ценности - цели и инструментальные, представляющие собой ценности – средства и условия достижения цели;
практические – ценности
выживания и духовные –
эгоистические – направленные
на себя, на свое благо, и
альтруистические –
высшие (возвышенные) – свидетельствующие о высоком уровне духовного развития личности и низменные, соответствующие низменным потребностям и инстинктам человека;
простейшие (отвечающие физиологическим потребностям человека), интеракционистские (ценности деятельности), социализационные (ценности развития и становления личности) и смысложизненные, детерминирующие жизненный путь личности, смысл ее жизни и деятельности;
материально-вещные (предметные), духовно-интеллектуальные (ценности сознания), этические (определяемые ценностями с точки зрения блага, добра и зла), эстетические (определяемые ценностями с точки зрения красоты), религиозные (определяемые ценностями с точки зрения религии) и т.п.
Здесь показаны не все известные типологии ценностей. Однако и приведенные типологии говорят о многообразии ценностей, а значит, с учетом двойственной природы ценностей, о разнообразии и богатстве ценностного отношения человека к миру. Система ценностей как человека, так и общества включает в себя ценности различных типов (групп). В ней представлены и этические, и эстетические, и духовно-интеллектуальные, и материально-вещные ценности. В ней наличествуют ценности терминальные и инструментальные, истинные и ложные и т.д. Это естественно: жизнь и человека, и общества чрезвычайно многомерна, и отказ от ценностей какого-либо типа или их непризнание, недооценка и переоценка могли бы привести к нарушению гармонии в индивидуальной и общественной жизнедеятельности, иллюзорности целей, утопизму и застою в общественном бытии. Поэтому все типы (группы) ценностей должны быть представлены в общественном бытии и сознании и занимать подобающее им место. Соответственно, они должны быть представлены в структуре системы ценностей.