Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:52, реферат
Группа — это двое или более индивидов, которые связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия.
Роли объединяют нас в рамках социальных отношений. Когда эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы. В результате обычно происходят четыре вещи. Во-первых, мы начи¬наем рассматривать отношения как действия, осуществляемые в определенных границах, так что люди оказываются либо внутри, либо вне группы. Во-вторых, мы приписываем группам объективное существование и воспринимаем их так, как если бы они были реальными и осязаемыми. В-третьих, группа для нас является носителем особой субкультуры или контркультуры — набором уникальных в своем роде норм и ценностей. В-четвертых, у нас развивается чувство преданности группе, которая дает ощущение того, что мы представляем собой единое целое, имеющее свои отличительные свойства.
типология
соц групп
Статусы и роли — это
строительные блоки для более обширных
и сложных социальных структур, которые
называют группами.
Группа
— это двое
или более индивидов, которые связаны
друг с другом в относительно устойчивых
моделях социального взаимодействия.
Роли объединяют нас в рамках социальных
отношений. Когда эти отношения поддерживаются
в течение длительного времени, им приписывают
свойства группы. В результате обычно
происходят четыре вещи. Во-первых, мы
начинаем рассматривать отношения как
действия, осуществляемые в определенных
границах, так что люди оказываются либо
внутри, либо вне группы. Во-вторых, мы
приписываем группам объективное существование
и воспринимаем их так, как если бы они
были реальными и осязаемыми. В-третьих,
группа для нас является носителем особой
субкультуры или контркультуры — набором
уникальных в своем роде норм и ценностей.
В-четвертых, у нас развивается чувство
преданности группе, которая дает ощущение
того, что мы представляем собой единое
целое, имеющее свои отличительные свойства.
Группа — это нечто большее, чем просто
собрание людей. Социологи отличают ее
от агрегата
— набора
анонимных лиц, находящихся в одном месте
в одно и то же время. Покупатели в
торговом центре, болельщики, стоящие
в очереди за билетами на футбол, публика
на концерте и толпа, следящая за хоккейным
матчем, — все это примеры агрегатов. Индивиды
выходят из агрегата и входят в него довольно
легко и часто. Поскольку люди вступают
друг с другом в скоротечные и временные
отношения, модели социальной упорядоченности
существуют недолго. Однако это не должно
давать основания игнорировать агрегаты:
они обеспечивают основу для многих форм
коллективного поведения.
Группа отличается также и от категории — собрания людей с одним общим качеством,
которое расценивается как социально
значимое. Обычные категории — это
собрания людей определенного возраста,
расы, пола, рода занятий и уровня образования.
Зачастую категории — не более чем статистические
группировки. Однако информация о таких
категориях может иметь важное значение.
Например, если известна возрастная структура
населения, можно прогнозировать спрос
на различные социальные услуги, в том
числе социальное обеспечение и пособия,
выплачиваемые в соответствии с программами
государственного страхования по болезни.
Кроме того, сознание того, что некоторые
черты присущи и другим людям, может послужить
мотивацией к взаимодействию. Нередко
создаются организации для осуществления
общих целей. Например, некоторые женщины
объединились в Комитет солдатских матерей,
потому что осознали себя социальной категорией
с общими проблемами.
Формы идентификации
с группой. Как обстоит дело с национальным
аспектом нашей личности в современном
мире, в эру глобализации рынков и межпланетных
полетов, а также в эпоху, когда национальные
конфликты приводят к путанице между национальной
идентификацией и национальным фанатизмом?
Понятие «национальной идентификации»
позволяет выделить еще одну грань социальной
личности. Чувство социальной, и в частности,
национальной принадлежности, является
одним из измерений нашей личности. Личность
каждого человека имеет национальную
составляющую. Подтверждением этому могут
послужить многочисленные примеры жизненных
реалий и моделей поведения, всего того,
что составляет культуру. По-видимому,
существует некий подразумеваемый кодекс
коллективных нравов, которые мы усвоили.
Например, нашу национальную идентификацию
хорошо характеризует отношение ко времени.
В России на назначенную встречу принято
приходить вовремя, тогда, как во Франции
считается более приличным прибывать
с опозданием минут на двадцать, а в Италии
с опозданием на полтора часа. Форма ритуала
также характеризует национальную принадлежность:
церемонии бракосочетания, рождения или
похоронные обряды проходят в разных культурах
по-разному, и во время пребывания за границей
мы это отмечаем. Центральное место в социальной
идентификации занимает менталитет. Менталитет
— это совокупность усвоенных знаний
и опыта, разделяемая членами группы. Эти
приобретенные жизненные навыки служат
в качестве постоянных ориентиров в нашем
восприятии вещей и в нашей оценке фактов,
помогающих нам выстраивать свое поведение.
У людей с одинаковым менталитетом часто
совпадает и мироощущение.
Итак, для каждого из нас личность — это
нечто большее, чем теоретическое понятие.
Это ощущение непрерывности собственного
«я», которое придает смысл нашей жизни
и направляет ее. Это взаимозависимость
социального и индивидуального полюса
у индивида, живущего в обществе.