Типология социальных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:52, реферат

Описание работы

Группа — это двое или более индивидов, которые связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия.
Роли объединяют нас в рамках социальных отношений. Когда эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы. В результате обычно происходят четыре вещи. Во-первых, мы начи¬наем рассматривать отношения как действия, осуществляемые в определенных границах, так что люди оказываются либо внутри, либо вне группы. Во-вторых, мы приписываем группам объективное существование и воспринимаем их так, как если бы они были реальными и осязаемыми. В-третьих, группа для нас является носителем особой субкультуры или контркультуры — набором уникальных в своем роде норм и ценностей. В-четвертых, у нас развивается чувство преданности группе, которая дает ощущение того, что мы представляем собой единое целое, имеющее свои отличительные свойства.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 13.73 Кб (Скачать файл)

 
типология соц групп

Статусы и роли — это  строительные блоки для более обширных и сложных социальных структур, которые называют группами. 
 
 Группа — это двое или более индивидов, которые связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия. 
 
Роли объединяют нас в рамках социальных отношений. Когда эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы. В результате обычно происходят четыре вещи. Во-первых, мы начинаем рассматривать отношения как действия, осуществляемые в определенных границах, так что люди оказываются либо внутри, либо вне группы. Во-вторых, мы приписываем группам объективное существование и воспринимаем их так, как если бы они были реальными и осязаемыми. В-третьих, группа для нас является носителем особой субкультуры или контркультуры — набором уникальных в своем роде норм и ценностей. В-четвертых, у нас развивается чувство преданности группе, которая дает ощущение того, что мы представляем собой единое целое, имеющее свои отличительные свойства. 
 
Группа — это нечто большее, чем просто собрание людей. Социологи отличают ее от агрегата — набора анонимных лиц, находящихся в одном месте в одно и то же время. Покупатели в торговом центре, болельщики, стоящие в очереди за билетами на футбол, публика на концерте и толпа, следящая за хоккейным матчем, — все это примеры агрегатов. Индивиды выходят из агрегата и входят в него довольно легко и часто. Поскольку люди вступают друг с другом в скоротечные и временные отношения, модели социальной упорядоченности существуют недолго. Однако это не должно давать основания игнорировать агрегаты: они обеспечивают основу для многих форм коллективного поведения. 
 
Группа отличается также и от категории — собрания людей с одним общим качеством, которое расценивается как социально значимое. Обычные категории — это собрания людей определенного возраста, расы, пола, рода занятий и уровня образования. Зачастую категории — не более чем статистические группировки. Однако информация о таких категориях может иметь важное значение. Например, если известна возрастная структура населения, можно прогнозировать спрос на различные социальные услуги, в том числе социальное обеспечение и пособия, выплачиваемые в соответствии с программами государственного страхования по болезни. Кроме того, сознание того, что некоторые черты присущи и другим людям, может послужить мотивацией к взаимодействию. Нередко создаются организации для осуществления общих целей. Например, некоторые женщины объединились в Комитет солдатских матерей, потому что осознали себя социальной категорией с общими проблемами. 
 
Формы идентификации с группой. Как обстоит дело с национальным аспектом нашей личности в современном мире, в эру глобализации рынков и межпланетных полетов, а также в эпоху, когда национальные конфликты приводят к путанице между национальной идентификацией и национальным фанатизмом? Понятие «национальной идентификации» позволяет выделить еще одну грань социальной личности. Чувство социальной, и в частности, национальной принадлежности, является одним из измерений нашей личности. Личность каждого человека имеет национальную составляющую. Подтверждением этому могут послужить многочисленные примеры жизненных реалий и моделей поведения, всего того, что составляет культуру. По-видимому, существует некий подразумеваемый кодекс коллективных нравов, которые мы усвоили. Например, нашу национальную идентификацию хорошо характеризует отношение ко времени. В России на назначенную встречу принято приходить вовремя, тогда, как во Франции считается более приличным прибывать с опозданием минут на двадцать, а в Италии с опозданием на полтора часа. Форма ритуала также характеризует национальную принадлежность: церемонии бракосочетания, рождения или похоронные обряды проходят в разных культурах по-разному, и во время пребывания за границей мы это отмечаем. Центральное место в социальной идентификации занимает менталитет. Менталитет — это совокупность усвоенных знаний и опыта, разделяемая членами группы. Эти приобретенные жизненные навыки служат в качестве постоянных ориентиров в нашем восприятии вещей и в нашей оценке фактов, помогающих нам выстраивать свое поведение. У людей с одинаковым менталитетом часто совпадает и мироощущение. 
 
Итак, для каждого из нас личность — это нечто большее, чем теоретическое понятие. Это ощущение непрерывности собственного «я», которое придает смысл нашей жизни и направляет ее. Это взаимозависимость социального и индивидуального полюса у индивида, живущего в обществе.


Информация о работе Типология социальных групп