Типология социальных конфликтов и причины их возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя) , межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками) ; между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.Готово.docx

— 43.38 Кб (Скачать файл)
le="text-align:center">Тема  3. Социальная структура и социальная стратификация.

 

1. Объясните, почему в  социологии используют системный  подход для изучения и познания  сущности общества?

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

2. Какие ниже перечисленные  социальные явления и образования  называются социальными институтами:

  1. общественные системы, мировое сообщество, цивилизация;
  2. базисные механизмы регулирования общества;
  3. государственные институты;
  4. малые социальные группы, стратификационные системы.

 

3. Перечислите, по каким  основаниям в современном обществе  происходит социальное расслоение.

Расслоение - русский понятийный аналог признанного в мировой социологии термина "стратификация" - отражает процесс развития социального неравенства и иерархического группирования людей на социальных уровнях, которые различаются между собой престижем, собственностью и властью.

Перечисленные причины  составляют как бы ряд гомогенных оснований социального расслоения:

Во-первых, рост численности контактирующих людей требует специфической организации и координации совместной деятельности.

Во-вторых, разнообразие и разнородность объединившихся людей стимулируют социальное неравенство и усиливают стратификацию.

В-третьих, сама устойчивость социальных объединений вызывает необходимость дифференциации, ибо для поддержания стабильности группы требуется энергия и узконаправленная активность.

В-четвертых, объединение людей в общность порождает их спонтанную самодифференциацию как неизбежный способ поддержания организации.

В-пятых, неравенство и стратификация порождаются функциональным распределением деятельности в сообществе.

4. Представителей каких социально-профессиональных групп можно отнести к низшему классу?

а) врачей – средний;

б) студентов –  низший;

в) рабочих низкой квалификации – низший;

г) адвокатов –  высший;

д) учителей – средний;

е) наемных сельскохозяйственных рабочих – низший;

ж) инженеров –  высший;

з) мусорщиков – низший;

и) клерков –  средний.

5. Заполните таблицу подходящими  примерами, характеризующими соответствующие виды мобильности (не менее 2х примеров):

Характер

мобильности

Вертикальная мобильность

Горизонтальная

мобильность

Восходящая

Нисходящая

Индивидуальная мобильность

Повышение в должности, успехи в учебе.

Разжалование,

Увольнение.

Перемещение из православной в католическую церковь, из одного гражданства  в другое.

Групповая мобильность

Спортивная команда  одержала победу,

Совместный проект, защищен на отлично.

Коллективное  увольнение,

Временное отстранение  бригады от  работы.

Поездка семьи  в отпуск, рок группа отправилась  на гастроли в другой город.


 

 

 

 

Тема 4. Социальная сущность личности и ее типология.

 

1. Определите, какие статусы  в Вашем статусном наборе являются  предписываемыми, а какие достигаемыми?

(НЕ менее 5 по каждому  типу)

Принцесса — предписанный статус;

быть мужчиной — предписываемый статус;

негр —предписанный статус;

деверь—  предписанный статус;

теща, тесть—  предписанный статус;

полицейский —  достигаемый статус;

быть мужем  — достигаемый статус;

президент - достигаемый  статус;

студента— достигаемый статус.

2. Личность – это…

а) человек как единичный представитель  той или иной социальной общности;

б) человек как представитель  рода Homo sapiens;

в) конкретное выражение  сущности человека;

г) совокупность унаследованных и выработанных в процессе жизни  физических и психических черт, отличающих данного индивида от других.

 

3. Этап жизни человека  связанный с обучением новым  ролям и правилам поведения,  называется:

  1. социализацией;
  2. десоциализацией;
  3. ресоциализацией;
  4. перевоспитанием.

 

4. Какой из перечисленных  видов социализации нельзя отнести  к вторичной социализации?

  1. профессиональная социализация;
  2. включение в политическую культуру;
  3. обучение речи и чтению;
  4. ресоциализация;

 

5. Приведите 2 практических  примера ролевых конфликтов.

1. Студент не  посещает занятия, полагая, что  это касается только его. Неизбежно  это приводит к конфликту между  сторонами: 
студентом и преподавателем, родителями, деканатом. Другим основанием внутриролевого конфликта может быть расхождение между ролевыми обязанностями и интересами самой личности. Общественные ожидания в этом случае будут восприниматься как груз обстоятельств, игнорирование которых способно привести к конфликту. Ситуация, способная спровоцировать внутриролевой конфликт, может быть создана под давлением установок, распространенных в среде пребывания индивида, но чуждых ему (в учебной группе может сложиться нерабочая обстановка, и студенты, которые внутренне мотивированы на приобретение знаний, будут испытывать негативное давление со стороны группы).

 

Тема  5. Девиантное поведение как проблема современного общества.

 

1. Приведите пример самоубийства, характеризующий следующий тип  самоубийства (по классификации  Э. Дюркгейма) – эгоистическое.

Эгоистическое самоубийство - намеренный разрыв человеком своих  социальных связей.

При эгоистическом  типе самоубийства человек испытывает слишком большие желания –  денег, любви, наслаждений, быстрого продвижения  по службе, которые невозможно сразу  удовлетворить. Это противоречие между  возможностями и потребностями  и вызывает самоубийство, ибо такой  человек лишён воздействия семейной и групповой морали, которая учит воздержанию и помогает достичь  душевного равновесия. Среди протестантов наблюдается максимальный уровень  самоубийств по сравнению с представителями  других религии, т. к. протестанты исповедуют эгоистическую мораль личного обогащения. Евреи всегда жили в условиях давления и преследования со стороны окружающих их национальностей, поэтому евреи  были вынуждены жить дружно и помогать друг другу, поэтому среди евреев наблюдается очень низкий уровень  самоубийств. Наличие семьи и  большого количества детей служит хорошим  средством профилактики против угрозы самоубийства. Вдовец имеет высокую  склонность к самоубийству.

2. Понятие «аномия» было  введено в социологию:

а) Р. Мертоном;

в) Э. Дюркгеймом;

б) Р. Парком;

г) Г. Беккером.

3. Какие из приведенных  ниже норм, относятся к:

1) нормам-правилам;

соблюдение Конституции

внимательность  к близким

выполнение Правил дорожного движения

2) нормам-ожиданиям

покупка елки на Новый Год

 

Тема 6. Методика и методология проведения социологических исследований.

 

1. К основным условиям  заключения договора на социологическое  исследование относятся:

  1. Наличие у заказчика специализированной службы персонала.
  2. Наличие у заказчика необходимых финансовых средств.
  3. Наличие у заказчика компьютерных баз данных.
  4. Наличие у заказчика реальной потребности в разрешении проблемы.

2.Соотнесите предлагаемые  ниже понятия и определения.

Понятия:

1.типологизация –это Метод выявления и демонстрации свойств и отношений социальных объектов в количественной форме.

2.кванитификация- Способ группировки объектов по эмпирическим или логически выделенным признакам или их комбинациям.

3.моделирование- это Упрощенный способ описания причинно-следственных связей.

4.группировка –это упорядочивание данных по какому-то одному статистическому признаку.

5.предмет исследования- Значимые социальные свойства, связи и отношения, которые наиболее выпукло отражают социальное противоречие и подлежат непосредственному изучению

Определения:

  1. Метод выявления и демонстрации свойств и отношений социальных объектов в количественной форме.
  2. Упорядочивание данных по какому-то одному статистическому признаку.
  3. Значимые социальные свойства, связи и отношения, которые наиболее выпукло отражают социальное противоречие и подлежат непосредственному изучению
  4. Способ группировки объектов по эмпирическим или логически выделенным признакам или их комбинациям.
  5. Упрощенный способ описания причинно-следственных связей.

3. Заполните приводимую  ниже таблицу, кратко описав  ключевые достоинства и недостатки  основных методов сбора информации  в социологии.

Метод исследования

Направления использования

Ограничения по использованию

Опрос

Опросы основаны на определенных предположениях относительно способов измерений и статистической обработки результатов. Следовательно, схема опроса должна соответствовать этим предположениям.  

 

Если такого соответствия нет, результаты могут быть ошибочными, а статистические оценки смещенными.   

 

Наблюдение

Наблюдение может  оказаться единственным способом получения  информации о поведении людей  в ситуациях, когда потребители  не отдают себе отчета в своем поведении.

 

Наблюдение полезно  только тогда, когда предметом интереса является поведение людей. Оно не позволяет обнаружить чувства, отношение  и убеждения респондентов.

За многими  ситуациями невозможно наблюдать систематически.

Анализ документов

-Быстрота  реализации  и относительная дешевизна 

- Лицо, принимающее  решения (заказчик), может либо  наблюдать за группой во время  ее встречи с модератором (оставаясь  при этом невидимым для группы), либо просмотреть и прослушать  встречу группы в записи (наблюдение  и запись производятся с ведома  и согласия всех участников  встречи). - Это помогает лицу, принимающему решения, войти в контакт с потребителями, который иначе был бы невозможен.

1-Для ведения  групп требуются высококвалифицированные  специалисты (модераторы)

- Трудно создать  хорошую выборку для сегмента 

- На процесс  может повлиять личное отношение  модератора к предмету обсуждения, а также может сказаться групповая  динамика, когда мнения отдельных  членов группы могут меняться в процессе дискуссии под воздействием "группового давления". 

 

Экспертные оценки

Опросы основаны на определенных предположениях относительно способов измерений и статистической обработки результатов. Следовательно, схема опроса должна соответствовать  этим предположениям.  

 

Если такого соответствия нет, результаты могут быть ошибочными, а статистические оценки смещенными.   

 

Эксперимент

Наблюдение может  оказаться единственным способом получения  информации о поведении людей  в ситуациях, когда потребители  не отдают себе отчета в своем поведении.

Наблюдение полезно  только тогда, когда предметом интереса является поведение людей. Оно не позволяет обнаружить чувства, отношение  и убеждения респондентов.

За многими  ситуациями невозможно наблюдать систематически.

Информация о работе Типология социальных конфликтов и причины их возникновения