Типология социальных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

При выяснении сущности и содержания социологии как науки требуется характеристика ее структуры, которая позволяет представить науку как определенную, логически не противоречивую систему, особенно если учесть что структура может быть выстроена по различным основаниям. Так же не возможно представить науку без соответствующего понятийного аппарата, категорий, которые бы отражали степень и глубину познания социальной реальности.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________2
1. Различные подходы к структуре социологии. Основы структурирования социологического знания______________________________________3
2. Категории социологии. Функции социологии______________________9
3. Место социологии в системе общественных наук_________________12
4. Заключение_________________________________________________14
5. Список используемой литературы______________________________16

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 34.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

      Введение_______________________________________________________2

  1. Различные подходы к структуре социологии. Основы структурирования социологического знания______________________________________3
  2. Категории социологии. Функции социологии______________________9
  3. Место социологии в системе общественных наук_________________12
  4. Заключение_________________________________________________14
  5. Список используемой литературы______________________________16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При выяснении  сущности и содержания социологии как  науки требуется характеристика ее структуры, которая позволяет  представить науку как определенную, логически не противоречивую систему, особенно если учесть что структура может быть выстроена по различным основаниям. Так же не возможно представить науку без соответствующего понятийного аппарата, категорий, которые бы отражали степень и глубину познания социальной реальности. Наука не имеет качественной определенности, если точно не выявлены ее функции, в том числе те, которые характерны только для нее. Чуть более ста лет назад о социологии говорили лишь как о разновидности философии. Конту, Веберу, Дюркгейму понадобилось много сил, чтобы доказать право социологии на самостоятельное существование. Социология как наука нуждается в обосновании ее самостоятельного статуса, который на качественном уровне позволяет различать ее с другими науками, отличить социологическое знание от философского, исторического и т.п.

Следует так же отметить, что в науке  поднимается вопрос об использовании  наряду с понятием «теория» понятия  «парадигмы науки». Использование этого  понятия позволяет выявить такое  состояние науки, которое связано  с тем, что на определенном этапе  ее развития возникает ситуация, когда  совокупность накопленных научных  данных не может быть объяснена с  точки зрения существующей парадигмы. Тогда старая парадигма отбрасывается и на смену ей приходит новая, которая претендует на более точную и глубокую интерпретацию теории, фактов, методов.

 

 

 

  1. Различные подходы к структуре социологии. Основы структурирования социологического знания.

В отечественной  литературе по разному решается вопрос о структуре социологической теории. Во-первых, были предприняты попытки рассмотреть ее по специальным социологическим теориям. Но их простое перечисление, без систематизации, приводило к тому, что социологическая теория представала перед нами как нами как набор случайных проблем, не упорядоченных и не соотнесенных между собой. Во-вторых, структура социологии часто анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношение только к социальной системе. В соответствии с этой точкой зрения выделяются направления, которые, на взгляд исследователя, наиболее характеризуют механизм действия закономерностей социального развития во всех их многообразных проявлениях. В-третьих, структура социологической теории нередко объясняется с точки зрения уровней социологического знания и диалектики их взаимодействия. Трехуровневое деление социологии – общесоциологическая теория, специальные теории и, наконец, конкретные эмпирические исследования – исходит из факта, что общая теория и эмпирия всегда связаны между собой, но связаны как правило, опосредованно, через промежуточные уровни научного знания.

Отдельные исследователи выделяют еще один уровень – уровень социальных показателей, который занимает место  между специальными социологическими теориями и эмпирическими исследованиями. Специфика социологического знания подтолкнула некоторых ученых по-особому  трактовать структуру социологического знания, фиксируя некий «средний уровень», но такой подход, как точно отмечает А.В. Кабыща, напоминает русскую матрешку и мало что прибавляет к классификации науки и ее разделов. Очевидно, что трехуровневая модель социологии, сыграв определенную роль в ее развитии, в значительной степени исчерпала свои возможности.

Деление социологии на теоретическую и эмпирическую является наиболее распространенным и признанным, ему посвящено не мало работ в отечественной социологии. В их основе лежит разделение социологического знания на теоретическое и эмпирическое. Теоретическое знание может быть представлено по степени осмысления всего объекта и предмета социологии или одной из их сторон, частей, фрагментов. Иногда в рамках теоретического знания выделяют теорию социологии и метасоциологию. Их отличие друг от друга состоит в том, что если объектом социологической науки является сама социальная реальность во всем многообразии своего проявления, то объектом метасоциологии является сама социология, ее познавательные возможности, закономерности ее развития. Теоретическое знание неоднозначно и поэтому не исключает существование различных концепций, взглядов, обобщений и парадигм. Что касается эмпирического уровня знания, то оно представлено всеми видами и формами конкретной информации, включающими в себя совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых процессов и явлений. Очевидно, что без особым образом организованного эмпирического знания не могут быть осмысленны реалии сознания и поведения человека ни в демографическом, ни в профессиональном, ни в национальном, ни в социально-правовом и других аспектах.

Деление социологии на фундаментальную и прикладную отвечает на вопрос: решает она только научные или практические задачи. Однако многолетний опыт социологических исследований показывает, что в них обычно соединены эти обе группы задач: «наличие в каждой отрасли знания теоретического и эмпирического уровня может рассматриваться в качестве одного из важных аргументов включения в систему социологической науки общесоциологических и конкретно-социологических исследований в качестве двух уровней единого знания». С этим подходом коррелирует предложение рассматривать социологию как макро- и микросоциологию. Если первую интересует общество как целостный социальный организм, то микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению.

Но особо  плодотворно рассматривать взаимосвязь  фундаментальных и прикладных аспектов социологии в рамках специальных социологических теорий. Объектом и предметом специальных социологических теорий являются отдельные общественные явления, специфические их связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности образуют гражданское общество. Они рассматривают не общие взаимодействия, а лишь характерные связи между ними. Для возникновения и становления специальных социологических теорий, необходимо выполнение двух условий:

    • Нужно, что бы данное явление могло быть предметом социологического анализа и чтобы между этим явлениям и обществом объективно существовали специфические связи.
    • Необходимо, что бы имелась общественная потребность в рассмотрении этого явления, изучении специфических связей между этими явлениями и обществом как совокупность всех общественных отношений.

Сегодня в нашей стране оформлено свыше 30 специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие -  прикладных, третьи – теоретико-прикладных.

Любое знание – теоретическое или эмпирическое – имеет двойное подчинение. Оно  получено в рамках той или иной отрасли, но с соблюдением универсальных  требований, касающихся методики, методологии  или научной теории. Социолог строит программу конкретного исследования. Оно обязательно специализированно, т.е. выполняется в рамках, скажем социологии труда или социологии семьи. Деление жизни общества на различные сферы является основанием для функциональной структуры социологического знания. В соответствии с таким  подходом общественная жизнь имеет  экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. В соответствии с этим выделяют экономическую, политическую социологию, социологию духовной сферы, социологию управления.

Что касается экономической социологии, то надо сразу отметить, что экономическую  жизнь общества, невозможно представить  без сознания людей и соответствующего типа поведения, без потребностей и  интересов субъективного фактора. Такой подход имеет большое практическое значение, поскольку он оспаривает сложившиеся представления о том, что экономическая жизнь -  это комплекс проблем, имеющих отношение только к развитию производственных сил и обусловленных ими производственных отношений. Между тем в сфере экономике существует воздействие на сознание и поведение людей. Игнорирование человеческой специфики экономических отношений ведет к просчетам как в теории, так и на практике. В теоретическом отношении экономические процессы предстают как полностью не зависимые от сознания и поведения людей, что ведет к объективизму, а в конечном счете и к отрицанию значения сознательной деятельности людей, их созидательного творчества и роли в историческом прогрессе. В практическом отношении следствием этого становятся разрыв между словом и делом, желание все свести к взаимодействию средств и предметов труда и людей как элементов материального производства без учета их воли, желаний и устремлений. При всей важности экономического сознания его характеристика всегда нуждается в сопоставлении со статистическими показателями развития производства, условий труда, социальной деятельности людей. В экономической социологии специалисты выделяют социологию занятости, рынка, биржи, менеджмента, социологию финансов и некоторые другие самостоятельные, хотя и окончательно не оформившиеся под отросли экономической социологии.

Обращаясь к другой сфере общества, к социальной жизни, следует отметить, что она  в течении длительного времени в большинстве случаев отождествлялась с общественной жизнью. Когда в конце 50-х – начале 60-х годов все настойчивее стала звучать аргументация в пользу специального изучения социальной сферы в отличие от общественной жизни в целом, то социологические аспекты ее функционирования практически не затрагивались. Такая постановка вопроса заслуживает всемерной поддержки и развития. Тщательный анализ социальной жизни подтверждает, что социологический аспект в ней присутствует в более сложном и полном виде. Сфера социальной жизни в значительной степени складывается вне воли и сознания людей. В области социальных отношений гораздо сильнее, чем в экономике, проявляется сознательное начало, которое можно измерить.

В политической жизни роль социологии возрастает. Политика открывает огромный пласт  перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она не только обобщает классовые интересы, но и концентрирует их. В данном случае речь идет о сосредоточении сил, воли, знаний и действий, т.е. о методах и формах выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп. Важнейшее значение приобретают проблемы политической реформы, механизмов ее осуществления, устранения тех противоречий, которые возникают в процессе реализации ключевых идей правового государства. Огромный блок политической социологии составляют международные отношения, способы и направления решения таких животрепещущих проблем, как война и мир, региональные конфликты, возможность сотрудничества и перспективы безъядерного мира. К проблемам политической социологии относятся деятельность политических организаций и объединений, формы и методы их работы в новых общественных условиях, способность оперативно откликаться на то или иное развитие событий.

Четвертой по счету но не по значению является сфера духовной жизни общества – активной деятельности по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Духовной жизни выделяют проблемы образования, культуры, науки. Духовная жизнь не лишена активного начала: она играет самостоятельную роль и может влиять на все без исключения общественные процессы. Духовная жизнь представлена не только как часть, но и как сторона общественного развития, сторона исторического процесса. При изучении любого общественного явления мы неизбежно выходим на уровень освоения теорий, концепций, взглядов, отношений людей, которые по своему содержанию и характеру являются духовными образованиями. Особое значение для анализа проблем духовной жизни приобретает соотношение материального и идеального в ее развитии. Таким образом, духовная жизнь общества представляет собой процесс производства, распространения, формирования и реализации духовных ценностей.

Многообразие  духовного мира порождает возможность  различных подходов и способов решения возникающих общественных проблем. Внутри этой сферы выделяют под отрасли: социологию образования, науки, морали, религии, искусства, досуга, спорта.

В заключении несколько слов о социологии управления. Она связана с использованием особого класса задач – механизма регулирования социальных процессов – и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей.

 

  1. Категории социологии. Функции социологии.

Понятный  аппарат социологии а современной отечественной науке трактуется по-разному, т.к. исследователи исходят из различных теорико - методологических оснований. Категории которые характеризуют сущность и содержание социологической науки, можно подразделить на несколько групп.

Первая  группа связана с анализом объекта  социологии, а так же с характеристикой  связей социологии с общественными  представлениями о мире.

Вторая  группа категорий охватывает большую  совокупность понятий, трактующих и  объясняющих предмет социологии.

Третья  группа категорий касается субъектов  реального сознания и поведения: индивида, социальной группы, класса.

Четвертая группа касается инструментов социологического познания, тем более что они весьма специфичны по сравнению с другими социологическими науками.

Пятая группа – это категории и понятия, углубляющие наши представления  о функциях социологии. Но если первая из них теорико-познавательная – коррелирует с аналогичным аппаратом других групп, то управленческая функция выдвигает ее в число познаваемых огромное количество явлений и процессов, таких как предвидение, прогнозирование, проектирование, планирование, программирование и т.д.

Как общественная наука социология выполняет теорико-познавательную и управленческую функции. В свою очередь, они могут образовывать производственные функции, которые иногда в литературе трактуют как самостоятельные. К ним не редко относят мировоззренческую, просветительную, прогностическую, профилактическую, практическую и т.п.

Теорико-познавательная и управленческая функции социологии тесно взаимосвязаны. Теорико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно исторических и социально культурных условий его развития. Она имеет целью изучение и выработку рекомендаций по решению проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни. Социология опирается на систематизированные и постоянно обновляемые факты общественной деятельности.

Информация о работе Типология социальных структур