Типы исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 08:55, реферат

Описание работы

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т. д.
При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:
1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных
2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности, поэтому есть методы, адекватные и неадекватные поставленной исследователем задаче
3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.
Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.
Что представляет собой эта информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.

Содержание работы

Введение……..…………………………………………………………………..…3
Основные методы сбора социологической информации………………………4
1. Опрос …………………………………………………………………..…..4
2. Анализ документов ………………………………………………….…..10
3. Наблюдение……………………………………………………………....13
4. Экспериментальное исследование……………………………………...14
Заключение…………………………………………………..………….…...…...17
Список литературы…………………………………………………………........18

Файлы: 1 файл

Социология5.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)
  1. непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные, естественные ситуации, факты, живые фрагменты жизни, богатые деталями, красками, полутонами и т.д.
  2. возможность учитывать конкретное поведение групп реальных людей. В настоящее время эта задача практически неразрешима другими социологическими методами.
  3. наблюдение не зависит от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе, что свойственно, например, социологическому интервью. Здесь необходимо учитывать вероятность "притворства" наблюдаемых, ведь им известно, что за ними наблюдают.
  4. это многомерность данного метода, дающая возможность фиксировать события и процессы наиболее полно и всесторонне.

  Большая многомерность характерна для наиболее опытных наблюдателей.

     Недостатки  метода наблюдения обусловлены, прежде всего, наличием активности социальных объекта и субъекта, что может  привести к необъективности результата. К наиболее серьезным недостаткам относятся следующие:

  1. не все явления и процессы доступны для наблюдения;
  2. поскольку социальные ситуации не воспроизводятся, повторное наблюдение становится практически невозможным;
    1. наблюдение социальных процессов ограничено во времени;
  1. существует опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюдения.
 

4.  Экспериментальное исследование

     К числу эффективных и вместе с  тем наиболее трудоемких методов  сбора социологической информации относится эксперимент, позволяющий получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами невозможно.

     Как разновидность углубленного, аналитического социологического исследования и одновременно метод сбора информации о факторах, воздействующих на состояние тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия, эксперимент имеет большую научную и практическую ценность.

     Эксперимент - это метод сбора и анализа  эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.

     По  специфике поставленной задачи различают  научно-исследовательские и практические эксперименты

     В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе недоказанные.

     Практический  эксперимент - включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношении. Имеются ввиду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения.

     Разделение  экспериментов на научно-исследовательские  и практические является условным, так как практический эксперимент нередко позволяет получить новые сведения научного характера, а научный эксперимент заканчивается практическими рекомендациями в той или иной области общественной жизни.

     Проводимые  в социологии эксперименты различаются: 1) по характеру экспериментальной ситуации; 2) по логической структуре доказательства гипотезы.

     По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые (натуральные) и лабораторные.

     В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования (например, производственный коллектив). При этом члены группы могут быть осведомлены, либо не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте. Соответствующее решение в каждом конкретном случае зависит от того, насколько осведомленность может повлиять на ход эксперимента.

     Полевой (или натуральный) эксперимент может  быть контролируемым и неконтролируемым. В неконтролируемых экспериментах результат достигается путем достаточно большого числа повторных опытов, так, чтобы по теории вероятности неконтролируемые факторы взаимно погашались и не оказывали бы влияния на воздействие экспериментального фактора.

     Более строгие данные могут быть получены в контролируемом натурном эксперименте.

     Контролируемый (валидный) эксперимент является попыткой получить относительно чистый эффект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание прочих условий, которые могут исказить результат влияния экспериментального фактора.

     В лабораторном эксперименте ситуация, а часто и сами группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

     Как в полевом, так и в лабораторном эксперименте в качестве дополнительных методов сбора информации с успехом могут быть использованы опрос и наблюдение. Их результаты

дают  основание исследователю решать вопрос о том, вмешиваться ли в  ход эксперимента или наблюдать  за ним до полного окончания без  вмешательства.

     По  логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент.

     В линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). То есть еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После

этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования) и по истечении определенного, заранее заданного срока вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.

     Очень важно, чтобы в процессе линейного  эксперимента было исключено воздействие мешающих факторов на объект анализа.

     В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демографические признаки). Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются и делается вывод о причинах и величине происшедших изменений.

     Т. о. можно сделать вывод, что применение эксперимента в социологии крайне ограниченно. Данный метод используется тогда, когда имеются две группы, и необходимо произвести их сравнения и сделать соответствующие выводы. В других ситуациях данный метод не применим. 
 

 

Заключение

     Подводя итоги данной работы можно сказать, что каждый из рассмотренных методов  получения первичной информации имеет свои достоинства и недостатки. И использование того или иного  метода зависит, прежде всего, от специфических  особенностей объекта исследования. Например, изучая проблемы бездомных, вряд ли следует возлагать большие надежды на метод анкетирования, здесь скорее применим либо метод интервью, либо наблюдения. А исследуя ценностные ориентации, удовлетворенность учебой или работой, мотивации деятельности молодежи, без анкетирования будет обойтись чрезвычайно сложно.

     Также следует отметить большую роль метода изучения документов. Она необходима на стадии подготовки к опросу (при  определении основных целей и  задач), и для анализа полученных данных после опроса, эксперимента или наблюдения. И не стоит забывать, что данный метод существует как самостоятельный способ получения информации.

     Для более точного социологического исследования используемая информация должна быть точно, раскрывать все возможные  нюансы, и взята из достоверных источников. Получение качественной первичной социологической информации служит одной из гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это необходимо потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру.

     Существуют  разные способы сбора эмпирической информации при помощи опроса: анкетирование, интервьюирование, социологический  метод. Они в свою очередь имеют свою классификацию.

     Выбор того или иного метода зависит  от ряда других обстоятельств: степени  разработанности изучаемой проблемы в научной литературе; возможностей социолога или социологической  группы; целей и задач проводимого  исследования. В большинстве социологических исследований применяется не один, а несколько методов сбора первичной информации, что усиливает надежность и достоверность получаемых данных. 
 

 

Список  литературы 

  1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования (описание, объяснение, понимание социальной реальности) – М.: Добросвет, 2000.
  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие для вузов – М.: изд-во Урал. ун-та, 2004.
  3. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований – М., 2007.
  4. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология Учебное пособие для вузов. - М.: Центр социального прогнозирования, 2003.

Информация о работе Типы исследований