Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 18:04, контрольная работа
В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной итдуховной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДМЕТ.
2 . ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КУЛЬТУРЫ
3. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
4 . ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДМЕТ.
2 . ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КУЛЬТУРЫ
3. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
4 . ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более
широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни..
В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной итдуховной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.
Можно сказать, что культура - это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.
1. ПОНЯТИЕ. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДМЕТ
Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.
Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась наметодологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической наукео культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, навзгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.
Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику.
Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития.
Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.
Предметом социологии культуры- является сама культура как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
Культура порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.
Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества.
Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, , бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.
2. Основные признаки культуры.
КУЛЬТУРА -- это способ
духовного освоения действительности
на основе выявления ценностей,
представляющий собой целостную систему
логически сопряженных, устойчивых идей,
оценок, ориентаций, норм, приемов, воплощающихся в образцах деятельности,
объективируемых в вещественно-предметных
и знаково-символических формах, передаваемых
от поколения к поколению в процессе социализации.
КУЛЬТУРА - выступает решающим
способом регуляции социальных взаимодействий,
интеграции индивидов в общество.
КУЛЬТУРА -- не наследуется генетически,
это возделанное, сотворенное самим человеком в себе, в
других людах, во внешней среде.
ОСНОВНЫЕ признаки
и элементы КУЛЬТУРЫ.
ЯЗЫК.
Роль языка как ретранслятора
культуры. Очевидно, что культура распространяется
и жестом, обрядом, мимикой, танцем.
Ушедшие поколения доносят
до нас свои умения, навыки, строй мысли
в вещественных формах и т. д. Во всех случаях
вряд ли что-нибудь может конкурировать
с наиболее емким, доступным, точным ретранслятором
культуры, каким является язык.
В оценке языка как ретранслятора
КУЛЬТУРЫ встречаются две крайние позиции.
Одни вообще считают, что для
передачи национального своеобразия роль
языка незначительна. Поэтому практика вытеснения
родного языка языком, имеющим международный
статус, явление дескать вполне допустимое,
не наносящее реального вреда развитию
национальной культуры.
Нельзя абсолютизировать роль
языка в качестве чуть ли не единственного
носителя культуры. Тем более в 20 веке,
язык выступает лишь средством коммуникации.
УБЕЖДЕНИЯ.
Убеждение -- определенное духовное
состояние, свойство, для которого характерно
генетическая нерасчлененность интеллектуально-рационального,
чувственно-эмоционального и волевого
компонентов. Это чувственное переживание
знания как личностно-значимого, достоверного,
наполненное током, энергией воли. Убеждения
могут быть связаны как с природными объектами,
так
и с социальными.
Ценности
Ценности -- определяющий элемент
культуры, ее ядро. Следует напомнить,
что культура - это способ, метод
именно ценностного освоения действительности.
Это касается как явлений природы,
так и технических изобретений, политического
устройства и элементарного этикета, художественных
произведений и взаимоотношений
в семье.
ЦЕННОСТИ -- определяющий элемент
культуры, ее ядро.
КУЛЬТУРА -- это способ, метод
именно ценностного освоения действительности.
ЦЕННОСТИ выступают как:
а) желательное, предпочтительное
для данного социального объекта (индивида,
социальной общности, общества) состояние
социальных связей, содержания идей, художественной
формы и т. д. ;
б) критерий оценки реальных
явлений;
в) они определяют смысл целенаправленной
деятельности;
г) регулируют социальные взаимодействия;
д) внутренне побуждают к деятельности.
Ценность и ориентируют человека
в окружающем мире, и побуждает, мотивируют
на конкретные действия.
Ценности представляют собой
сложный мир.
Идеология
Идеология -- предстает как достаточно
сложное и многоярусное образование.
Она может выступать как в виде
идеологии всего человечества, идеологии
конкретного общества, так и идеологии
класса, социальной группы, сословия.
К их числу относится прежде
всего принцип
преемственности, выступающий как
необходимая связь между новым и старым
в процессе развития.
Второй принцип - целостность, единство материальной и духовной культуры,
гуманитарного и технического знания. Все материальное - своего рода "хранилище"
духовного, все духовное так или иначе реализуется через материальное.
Третий принцип - проникновение культуры во все сферы социальной жизни. В
этом проявляется ее творческий характер. Она объективируется в самых различных
продуктах деятельности - как в вещественно-предметных, так и
символически-знаковых.
Четвертый принцип - способность к саморазвитию, которая проявляется в
основном в трех формах:
n спорадическая, стихийная, неосознанная;
n метод проб и ошибок, где высок процент случайности;
n сознательная деятельность, связанная с инновациями, научным расчетом,
разработкой принципиально новых проектов.
Пятый принцип - взаимодействие культур.
3 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
выделяются основные функции культуры:
- человекотворческая (
- гносеологическая (
- информационная - функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времён — прошлого, настоящего и будущего;
- коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;
- ценностно-ориентационная, т.
- нормативно-регулирующая (
4 ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Социальные типы культуры
Элитарная культура является субкультурным образованием привилегированных слоев общества. Она характеризуется: закрытостью, аристократизмом, высоким уровнем ценностей, обращена к избранному меньшинству. Представители культурной элиты обычно увлеченные натуры, стремящиеся к творчеству, способные идти на жертвы: шаманы, жрецы, монашество, духовенство, интеллектуалы-книжники. Места рождения и развития элитарной культуры – литературные салоны, ремесленные цеха, религиозно-философские собрания, литературно-художественные и интеллектуальные кружки, ученые сообщества. Элитарная культура является продуктивным началом любой культуры. Творцы элитарной культуры часто сталкиваются с непониманием современников, с одиночеством.
Массовая культура. Массовая культура характеризуется: массовым производством и тиражированием культурной продукции, распространением потребительских стандартов, шаблонизацией ценностей, стереотипизацией сознания и поведения. Примитивизм, эмоциональность, оперирование к бессознательному, скрытым инстинктам, мелодраматичность, понятность, радость узнавания, увлекательность, уход из собственного серого однообразного мира, - черты массового продукта.
К основным проявлениям массовой культуры в современном обществе можно отнести:
-индустрию отдыха и развлечений, массовые зрелища, цирк, профессиональный спорт, массовую художественную литературу (бульварную, приключенческую, фантастику, комиксы).
-рекламу и моду;
-систему средств массовой информации и пропаганды.
Тоталитарная культура – официальная культура тоталитарных режимов, которая характеризуется жесткой управляемостью, опорой на массовый энтузиазм, преобладающим политико-идеологическим измерением, преданностью властям. Тоталитарная культура консервативна и архаична, использует мифологические образы: вождь, женщина-мать, воин, атлет. «Народные массы» начинают поучать деятелей культуры. В рамках тоталитарной культуры развивается феномен «политических религий»:фашизм, американизм и проч.
Маргинальная культура – субкультура людей, находящихся в ситуации межкультурного пограничья. Это мигранты либо люди, утратившие свой социальный статус (алкоголики, наркоманы). К носителям маргинальной культуры относятся инвалиды, члены новых религиозных движений, люди, вступившие в межнациональные браки. Ситуация человека маргинальной культуры характеризуется культурной раздвоенностью, сложностью идентификации.
Контркультура - это совокупность социокультурных установок, противостоящих принципам господствующей культуры. Термин предложил профессор Калифорнийского университета, историк культуры Теодор Роззак в труде «Становление контркультуры» (1969)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что социология культуры изучает все
виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и
общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная
созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического
творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка,
приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения
опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.
Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в
человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу,
воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической
жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий,
интеграции индивидов в общество.
Социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные
сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению
Информация о работе Типы социальной культуры . Понятие социальной культуры