Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:56, реферат
Классическое наследие полифункционально. Немецкий исследователь Г.Э. фон Грюнебаум, считает, что его основные функции — это стабилизация культурных достижений, сохранение культурных позиций в условиях их ослабления, формирование стилевой самоидентификации, оправдание перемен в обществе и выделение сферы бытия, устремлений и взглядов, которые не могут найти свое место в современной реальности.
Введение…………….………………………………………………………….2
Традиция………………………………………………………………………..3
Обряд……………………………………………………………………………7
Обычай………………………………………………………………………….8
Роль традиций обычаев обрядов в социализации личности………………..10
Заключение…………………………………………………………………….15
Список используемой литературы…………………………………………...16
В своей работе “Человек
и люди” выдающийся испанский
философ и культуролог Х.
Обычай гораздо более связан с практикой повседневной жизни, нежели обряд или ритуал. И хотя обычай чаще всего имеет дочернее отношение к этим формам преемственности, но отношение это все же двустороннее. Как ритуал или обряд могут, утратив свой смысл, превратиться в обычай, так же возможно и превращение обычая в обряд или ритуал. Так обычай обрезания у евреев и арабов, возникший чисто из гигиенической необходимости, был затем сакрализирован в священных книгах и стал обязательным ритуалом. То же произошло и с запретом на поедание свинины, первично возникшем оттого, что в условиях жаркого климата в организме свиней размножаются смертоносные для человека бактерии.
Роль традиций обычаев обрядов в социализации личности
В современных социальных, политических и экономических условиях, сложившихся в обществе, возрастает необходимость совершенствования системы воспитания. Исследование педагогической мысли представляет значительный историко-педагогический интерес. Чем полнее мы будем знать о жизни жителей в прошлом, о системе воспитания детей и молодежи, тем успешнее будем решать задачи формирования личности с правомерным поведением. Как правильно отмечают ученный деятели, фундаментальную основу народной педагогики составляют коллективный педагогический опыт народа и народная педагогическая мудрость.
Педагогика отражает социально-экономическую историю и представляет собой среду бытования этнических обычаев, традиций, обрядов, верований, закономерностей развития искусства. В ней заложены основополагающие, жизнеутверждающие и нравственные принципы общества, идеи социальной справедливости, торжества истины, добра и красоты. Деревенские поселения не имели научных знаний о воспитании и обучении, но созданный ими опыт во всестороннем развитии и воспитании личности служит богатейшим материалом для теоретического осмысления и обобщения и может быть использован как ценное достояние последующими поколениями.
Психолого-педагогический аспект проблемы формирования личности с правомерным поведением наряду с нравственным, эстетическим, познавательным и трудовым воспитанием в свое содержание включает и героико-патриотическое, интернациональное воспитание молодежи и формирование ее национального самосознания и чувства национальной гордости.
Народная педагогика
приобрела сегодня особую значимость,
является исторически выстраданной
теорией и практикой
Традиции, обычаи, обряды, праздники народа всегда связаны с нравственными и эстетическими представлениями, его национальной историей, которые порождены определенными общественными отношениями. Многие традиции и обычаи наряду с другими факторами общественной жизни играют важную роль в формировании личности. Такие народные обычаи и традиции присущи как большим, так и малым народам. В них выражены общечеловеческие потребности, интересы и чувства, в то же время им свойственна национальная специфика, самобытность, краски. В них отражен жизненный путь народов.
Обращение к историческому
опыту народов в области воспит
Семья является ядром любой системы воспитания. Семейное воспитание является одной из наиболее эффективных, наиболее плодотворных и созидательных форм социализации уже подрастающих поколений в роду, народе, сочетающих в себе целенаправленное воспитательное воздействие родителей и других старших членов семьи со стихийным влиянием семейного быта. Именно в семейном воспитании наиболее стабильно действие педагогических закономерностей: культивируется верность традициям, любовь к родному языку, благоговение перед духовно-нравственными сокровищами родного народа. Обращение к такому духовному источнику, как семейная традиционная культура, поможет, по мнению ученых, возродить связь поколений, гуманизировать воспитательные, общественные отношения. Поэтому восстановление духовности, реставрация этнической культуры народа должны начинаться с возрождения этнического семейного воспитания. Только опираясь на исторический опыт народа, мы в состоянии формировать у детей важнейшие нравственные качества: трудолюбие, преданность семье, гуманность, доброту, чуткость и т.д.
Люди веками вырабатывали приемы формирования личности с правомерным поведением со своими методами, формами и средствами подготовки детей к жизни, которые выливались в своеобразные традиции, регламентирующие весь процесс воспитания в семье и обществе. Они формировались путем регулярного повторения и передачи из поколения в поколение и охранялись силой общественного мнения. Практикуются такие формы и методы воспитания детей, как убеждение, положительный пример и авторитет старших, поощрение и наказание, упражнения. В таких семьях в качестве средств убеждения в воспитании широко использовались пословицы и поговорки, речь взрослых насыщена ими. Как правильно отмечают, пословицы и поговорки предостерегают детей от плохих поступков, требуют соблюдения правил этики. В них осуждаются недостойное поведение, нечестность, хвастовство, зависть; корыстолюбие. В пословицах и поговорках обобщается жизненный опыт предшествующих поколений и отражаются взгляды народа на вопросы формирования личности с подобающим поведением.
Действенным фактором воспитания является пример старших, родителей. Народная педагогика исходит из того, что личность, пример отца в воспитании сына имеет решающее значение. Через ценностные ориентиры, существующие в семье, идет освоение культурных традиций, навыков. С помощью традиций люди хотят увидеть в своих детях: любовь к Родине, верность своему народу, ярко выраженное чувство собственного достоинства; трудолюбие, религиозность, милосердие, уважение к старшим, любовь к детям, борьба за благополучие в семье, гостеприимство, любовь к природе, к родителям, животным, стремление оберегать их, заботиться о них, чистота души и тела, миролюбие, сотрудничество, содружество с людьми другой национальности, гордость за свой тухум, род, за свой аул, стремление соблюдать традиции и обычаи своего народа, соучастие в беде и горе близкого, готовность не только сочувствовать, но и помочь ему, порядочность, аккуратность, чувство взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоподдержки, желание поделиться с соседом, общительность, но не болтливость, правдивость, верность своему слову, уважение к закону, соблюдение общепризнанных норм и правил поведения, почитание родителей, забота о них в старости, справедливость.
Старшие поколения создали и передали потомкам множество различных методов, форм и средств воспитания, которыми успешно пользуются и поныне. Часто применялись такие наиболее известные методы, как беседа, убеждение, пример, требование, поручение, приучение, упражнение, объяснение, обсуждение, поощрение, наказание, состязание.
Многие народные обряды обладают огромным потенциалом в формировании личности с правомерным поведением. Например, на свадьбах и других торжествах, где играет музыка, поют песни и танцует молодежь, одновременно проходит своего рода смотр или конкурс на лучший костюм, лучшее платье, на самый красивый танец, на лучшее исполнение народных песен. Опытный взгляд старших не упустит ни одну деталь поведения. Богатыми педагогическими идеями насыщены свадебные традиции народов горного края, в которых сконцентрирован опыт старших поколений в духовно-нравственном, трудовом, эстетическом, физическом воспитании молодежи.
В формировании личности большую роль играют произведения устного народного творчества. Через произведения устного народного творчества от старших младшим передавались история, идеи патриотизма и героизма, пожелания и наказы на будущее. В крупицах народной мудрости — пословицах и поговорках — эти мысли выражаются более лаконично. В одних восхваляется сила и красота богатырского духа, храбрость и мужество, в других сравниваются герой и трус, в третьих прославляются смелость и мужество.
Заключение
Традиции и обычаи складывались веками, передавались из поколения в поколение, и у каждого народа они свои. Из древних народных традиций постепенно складывались и совершенствовались законы проведения празднеств, гостеприимства, застольного этикета. С помощью этого с детского возраста происходит социализация личности. У человека есть свои моральные ценности, нравственные устои и поведение индивида в социуме.
Обычаи были и остаются необходимыми современному человеку, они не устарели с веками, а скорее, наоборот. Необходимо знать их в обществе так, чтобы нация человека продолжалась и была великой.
Люди должны уважать обряды, обычаи и традиции других народов. Не осуждая их, а уважая и ценя. Критиковать нужно тех кто не знает и не проводит как делали их предки. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим нациям.
Традиции, обычаи, обряды, праздники народа всегда связаны с нравственными и эстетическими представлениями, его национальной историей, которые порождены определенными общественными отношениями. Многие традиции и обычаи наряду с другими факторами общественной жизни играют важную роль в формировании личности. Такие народные обычаи и традиции присущи как большим, так и малым народам. В них выражены общечеловеческие потребности, интересы и чувства, в то же время им свойственна национальная специфика, самобытность, краски. В них отражен жизненный путь народов.
Список используемой литературы
1) Безруких М. и др. «Я и другие, или Правила поведения для всех.» М.: Полит. лит., 2011.
2) Вандербильт Э. «Индивид в обществе». В 2 кн.: пер. с англ. под ред. Л. Барыкиной - М.: АО "Авиаль", 2006.
3) Холопова Т.Н., Лебедева М.М. «Протокол и этикет для деловых людей.» М.: Инфра; Анкил, 1995.
4) Сизиков М. И. «Социализация личности» Москва, 2008.
5) Тарасов И. «Влияние традиций и обычаев на воспитание человека» Москва 2009.
Информация о работе Традиции обряды и обычаи в формировании личности