Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 23:46, реферат
В обыденном понимании традиционное общество воспринимается как родово-племенное, феодальное общество, примитивное и отсталое. Действительно, традиционному обществу присущи крайне низкие темпы развития производства, могли удовлетворить лишь потребности на минимальном уровне, а главное - большая инерционность, не восприятие новых идей, обусловленные особенностями функционирования общества. В традиционном обществе регламентируются, строго контролируются нормы, социальные структуры, социальные институты, обычаи, поведение индивидов и др.. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми, и даже мысль об их возможном превращении, изменение считалась крамольной. Любое проявление свободы личности, выступал новацией в обществе, угнетается и культурой, и социальными институтами, властными структурами.
В социологии общества делятся на общества традиционные и индустриальные. Традиционное общество - общество с аграрным укладом, с малоподвижными социальными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции.
В обыденном понимании традиционн
Индустриальное (промышленное) общество
- общество, непосредственно определяется
уровнем технического, индустриального
развития. Индустриальное общество - одной
из двух основных типов обществ (наряду
с капиталистическим обществом), анализируется
социологами Запада для сравнения природы
современных обществ с происхождением
и природой традиционных (родоплеменных,
феодальных) обществ. Срок индустриальное
(промышленное) общество введен в социологию
еще Сен-Симоном. Природу и характер индустриального
общества сформулировали Огюст Конт, Герберт
Спенсер, Эмиль Дюркгейм и др.. В 50 - 60-х
годах XX в. в США и Западной Европе в социологии
выдвинута социологами Ральфом Дариндорфом,
Раймоном Ароном, Уолтом Ростоу, Дэниэлом
Беллом и др.. концепция индустриального
общества. С позиций современных теоретиков,
индустриальное общество, капитализм
- его верхняя, переходная форма, ограниченная
обществами Европы XIX в. и начала XX веков.
Тогда, как, по Ральфом Дарендорфом, «индустриальное
производство - не просто гость, который
приходит, но, вероятно, остается с нами
в том или ином виде навсегда». Поэтому
понятию индустриальное общество как
объемному отдается предпочтение перед
капиталистическим обществом. Капиталистическое
общество - это общество, где индустриальное
производство - преобладающая форма экономической
организации находится в частной собственности,
где предприниматель сразу и собственник,
и главный субъект управления трудовым
процессом и рабочими. Но совпадение владельца
и управленца временный. С ростом масштабов
индустрии собственность на капитал дальнейшем
не гарантирует контроля над системами
власти и авторитета на предприятиях.
Промышленное производство, в конечном
счете, в экономически ведущих фирмах
- гигантах, начинают контролировать менеджеры
- администраторы. Здесь теория индустриального
общества смыкается с технократическим
концепциями Арнольда Берла и др..
Сторонники теории индустриального общества
определяют основные положения: во-первых,
значительные исторические изменения
в современном мире связаны с переходом
от традиционных аграрных обществ к индустриальным,
основанных на машинном производстве,
фабричной организации и дисциплины труда,
национальной системе хозяйства со свободной
торговлей и общим рынком . Поэтому понятие
индустриальное общество связано с теорией
модернизации как ведущей концепцией
общественного развития, во-вторых, существует
определенная логика индустриализации,
ведет общество к увеличению сходства
в основных институтах. Чем выше индустриализованные
общества, тем больше тяготеют к однообразие
индустриальности, в-третьих, переход
от традиционного к индустриальному обществу
- прогрессивное движение в истории, ассоциируется
с разрушением традиционных наследственных
привилегий, провозглашением равных гражданских
прав и демократизацией общественно-политической
жизни. В индустриальном обществе сословные
перегородки исчезают благодаря росту
мобильности социальной, на базе широкой
доступности образования начинает преобладать
равенство возможностей. Общая тенденция
развития современного индустриального
общества - это устранение внешних социальных
по происхождению неровностей. Конфликты
и напряжение в индустриальном обществе
имеют тенденцию уравновешенности. В-четвертых,
существенным элементом перехода от традиционного
к индустриальному обществу выступает
укрепление национальной либерально-демократического
государства.
Развитием системы идей индустриального
общества стали теории постиндустриального
общества.
Существуют в социальной философии самые
разнообразные варианты традиционного
и индустриального обществ.
Понятно, социологический анализ общества
(генезис, концепции формирования и функционирования,
тенденции и т.п.) показывает, что общества
есть совокупность всех способов взаимодействия
и форм объединения людей, в которых выражается
их всесторонняя зависимость друг от друга.
Общество - важная категория социальной
философии и теоретической социологии
Современное общество - совокупность систем
социальных и государственно-властных
институтов, взаимодействие обеспечивает
с возможность функционирования и развития
базисных и надстроечных общественных
отношений. Социальные институты, государственные
властные системы и политические институты
взаимодействуют в обществе, является
движущей силой прогресса и движения,
совершенствования общественных отношений.
Социальный интерес органически связан
с потребностями и интересами личности,
общества. Потребности и интересы человека,
общества выступают источником и первопричиной
общественного прогресса.
Конечно же, в современных условиях политизации
и демократизации общественной жизни
в Украине социология должна про вести
научный анализ реальной социальной структуры
общества современной Украины, раскрыть
источники и пути ее будущего общественного
прогресса. Этатизм, что лежит в основе
создания системы новых общественно-экономических
и политических отношений в Украине, характерен
тем, что стратегической целью является
построение государственности - главного
источника экономических, социальных,
духовных реформ. Процесс преобразования
в Украине ставит ряд проблем реконструкции
и совершенствования политической системы,
упорядочения экономических отношений
и формирования рыночных отношений, совершенствование
социальных и культурных сфер общества.
В ходе социологического анализа преимущественно
изучаются субъекты двух уровней общности.
Во-первых, фундаментальный уровень формирования,
организации общества - это полностью
человечество, которое создает свои интересы
как единая цивилизация в бесконечном
строении мира.
Во-вторых, это социальные институты. Социальный
институт - это устойчивая, организованная
форма деятельности групп, общностей людей,
социальных слоев, форма закрепления и
способ осуществления социализированной
деятельности, обеспечивающей функционирование
общественных отношений. Социальные
институты возникают в процессе общественного
разделения труда и общественных отношений
в рамках социальной организации общества.
их деятельность может характеризоваться
внешне и внутренне. Внешние социальные
институты - это совокупность лиц, учреждений,
имеющих определенные материальные средства
и осуществляют конкретную социальную
функцию. Содержательная сторона деятельности
социальных институтов - определенный
набор стандартов поведения конкретных
лиц в конкретной ситуации. Каждый социальный
институт характеризуется наличием цели
деятельности, конкретными функциями,
обеспечивающими ее достижение, набором
социальных позиций и ролей, типичных
для определенного социального института,
а также системой санкций, обеспечивающих
поощрение желаемого и подавление отклонения
поведения.