Трансформация основных социальных институтов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

Файлы: 1 файл

Трансформация основных социальных институтов в России.docx

— 50.37 Кб (Скачать файл)

внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному  идет  процесс формирования брачно-семейных отношений,  заключения  и  прекращение  браков, появление детей в семье. В новой социально-экономической  ситуации  меняются и  критерии  брачно-семейного  выбора.  Это,  прежде  всего,  выражается   в снижении брачности, которая за последние годы  снизилась  на  треть  (с  9,7 чел. На 1000 населения до 7 чел. в  1998  г.).  при  этом  в  городах  число заключенных браков значительно выше, чем в селе (10,5 чел. в 1990 г.  и  7,7 чел. в 1998 на 1000 населения - в городах; соответственно  8,1  чел.  и  5,3 чел. на 1000 населения - в селе)3. Эта ситуация  связана с несколькими причинами.  Одна  из  них  -  экономическая.  Молодые  люди  в  нестабильной социально-экономической  обстановке  отказываются  от  создания  семьи,  или откладывают браки из-за нежелания брать на себя  ответственность  за  семью. Влияние  на  снижение  брачности  оказало  также  существенное  изменение  в половозрастной структуре населения. С одной стороны резко сократилось  число женщин  в  возрасте  15-30  лет,  с  другой  стороны  женщины  оказались   в невыгодном для себя положении - их сверстников было меньше.

      В определенной  мере на снижение брачности  повлияло и новое отношение  к браку "по западному образцу". Молодые люди предпочитают свободные  добрачные отношения, а брак  откладывают  на  неопределенное  время.  Сегодня  средний возраст вступления в первый брак в стране составляет 24,3 года для мужчин  и 22  года  для женщин.  При этом  мужчинам  в сельской  местности сложнее жениться, т.к. сельские невесты предпочитают по окончанию  школы  переезжать в города,  а  женщинам  сложнее  найти  жениха  в  городах,  т.к.  вместе  с переехавшими сюда сельскими невестами, их здесь  больше.  Это  и  обусловило более высокую долю мужчин, состоящих  в  браке,  в  городах,  а  в  сельской местности более высокую долю во всех возрастных группах женщин, состоящих  в браке.

      На модель  формирования семьи влияет не  только снижение брачности, но  и сдвиги  в  устойчивости  брака.  На  фоне  снижения   брачности   происходит значительный рост разводимости. Если в 80-х годах  число  разводов  на  1000 населения составляло 3,2 человека, то в 1990 - уже  3,4,  а  в  1999  -  4,6 человек4. По  числу  разводов  мы  опережаем  все  европейские  страны  и уступаем лишь  США, где этот показатель еще выше.

 

      3.2. Образование

 

      В сфере  образования реформы стартовали  задолго до 1992  г.  Начало  им

положил  в  декабре  1989   г.   Всесоюзный   съезд   работников   народного

образования,  где   были   определены   основные   принципы   реформирования образования.  Это  демократизация,   многовариантность   и   многоукладность образования, открытость инновациям, регионализация  образовательных  систем, учет национальных особенностей в многонациональной  стране,  разнообразие  и дифференциация  образования,  гуманизация  его   содержания,   непрерывность обучения, развивающий его характер, деятельностный характер образования.

      Эти   принципы,   сформулированные   "изнутри"   системы   образования,

нацеливали  на  изменения  задач  и  методов  обучения,  но  практически  не

касались организационно-экономического механизма  средней  и  высшей  школы. Для  их  реализации   необходимо   было   расширить   права,   экономические возможности и хозяйственную самостоятельность образовательных  учреждений  и соответственно  сузить  права  и  возможности  всех  уровней  управленческой надстройки над ними.

      Нормативной  базой преобразований в данной  сфере  на  начальном  этапе

стали Указ Президента РФ "О  первоочередных мерах по развитию  образования  в РСФСР" от 11 июля 1991 г. № 1 и закон "Об образовании" от 10  июля  1992  г. (затем его новая редакция от 13 января 1996 г.).

      После того  как закон "Об образовании"  от  10  июля  1992  г.  Разрешил создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок  их лицензирования и государственной аккредитации, они стали достаточно  активно развиваться.  Важно  подчеркнуть,   что   в   отличие   от   промышленности, строительства или торговли негосударственный сектор в образовании возник  не путем приватизации государственных школ и вузов, а благодаря созданию  новых - дополнивших, а не заместивших государственные.

 

      3.4. Экономическая система

 

      Ход экономической  реформы во многом зависит   от  поддержки  населением нового  политического  и  экономического  курса   и   от   прореформистского общественного консенсуса. По мере реализации нового курса  стало  ясно,  что высокая социальная цена реформ способна не только поставить под угрозу  саму общественную трансформацию, но даже повернуть ее  вспять.  Поэтому  одно  из важнейших  условий  реализации  экономических  преобразований  -  разработка эффективной  системы  социальных  гарантий  населения.   Задача   социально-экономической политики на современном этапе становления  рыночных  отношений состоит в том, чтобы социальная цена не была непомерно высокой  для  широких слоев населения. В последнее  время  в  большинстве  стран  особое  внимание уделяется  выработке  новой  концепции   социальной   политики,   адекватной рыночным  условиям  хозяйствования   и   позволяющей   смягчить   негативные последствия проводимых реформ. Особое внимание в проведении  такой  политики уделяется системообразующей роли государства,  без  активного  вмешательства которого  процесс  реформирования  чреват  весьма  негативными   социальными последствиями.

      Развитие  системы социальной защиты в  Российской Федерации в период  до середины  1998  г.,  то  есть  до  начала  нового   финансово-экономического кризиса,  было  ориентировано,  главным  образом,  на  смягчение  негативных социально-экономических последствий экономического спада,  высокой  инфляции и безработицы. В частности, на это были направлены такие  нововведения,  как система социальных  внебюджетных  фондов,  механизмы  индексации  социальных выплат,  развитие  сети   учреждений   социальной   поддержки   незащищенных категорий граждан.

      Одним из  важных следствий этих усилий  явилось то, что доля расходов  на социальные нужды в совокупных государственных расходах возросла почти в  два с половиной раза  -  приблизительно  с  25  до  более  60%5. При этом  в отдельные  периоды  наблюдался  рост  социальных  расходов  и   в   реальном выражении,  и  в  процентах  к  валовому  внутреннему  продукту   (ВВП).   В частности, в течение 1992-1995 гг.  доля  расходов  на  социальные  нужды  в совокупных расходах государства возросла на треть - с 27,5  до  40%  ВВП,  в основном за счет ресурсов внебюджетных фондов и территориальных бюджетов.

      Однако  наращивание доли социальных  расходов  не  смогло  предотвратить кризиса в социальной  сфере,  поскольку  эффективность  социальных  программ была крайне низкой. Сложившаяся в России система  социальной  помощи  похожа на решето, с  помощью  которого  государство  пытается  переносить  воду  от богатых к бедным. Финансирование  социальной  сферы  организовано  настолько нерационально, что значительная часть ресурсов теряется по дороге, так и  не достигая людей, которые действительно нуждаются в социальной защите.

      Категориальный  принцип, на котором построена   традиционная  российская система социальных трансфертов, привел к тому, что основная  часть  реальных выплат направлялась в  относительно  благополучные  семьи,  имеющие  доходы, превышающие  прожиточный  минимум.  Согласно   оценкам   Всемирного   банка, эффективность  программ  социальной  помощи  в  России,   рассчитанная   как удельный вес средств, поступающих беднейшим семьям, в  суммарных  социальных трансфертах, составляет всего  19%.  Аналогичный  показатель  в  большинстве развитых стран колеблется в пределах  30-50%.  При  этом  около  20%  бедных домохозяйств и около 30% беднейших домохозяйств в России вообще не  получают никакой помощи. Действующая система социальных выплат и льгот  не  учитывает изменений,  произошедших  в  распределении  доходов  и  собственности. Для обеспеченного населения социальные выплаты и льготы  практически  не  имеют экономического смысла,  а  для  нуждающихся  -  не  гарантируют  необходимой социальной защиты.

      При этом  многие  льготы  и  выплаты   вводятся  в  нарушение  принципов

федерального  устройства.  Многие  федеральные  законы   декларируют   право граждан  на  различные  виды  социальных  выплат,   финансирование   которых возлагается на бюджеты субъектов федерации и  местного  управления.  В  силу сложного экономического положения  большинство  этих  выплат  фактически  не производятся и по существу являются нереальными обязательствами.

 

      3.5. Политическая система

 

      Эффективность   действий  государства   сдерживается   ассиметричностью воздействия  различных  общественных  групп.  Так,  сторонники   либерально-консервативных взглядов традиционно критикуют  расширение  роли  государства из-за  чрезмерного  влияния  бюрократии,   защищающей   свои   узкогрупповые интересы,  тогда  как  социал-демократы,  подчеркивают   "слишком"   высокий политический вес крупного капитала.

      Существующие  издержки  лоббирования  требуют   весомой материальной поддержки, при этом в выигрыше оказываются  наиболее  высоко  организованные группы предпринимателей и крупные профсоюзы. Одновременно, высокие  издержки организации общенациональных теле-  и  радиоканалов  препятствуют  реальному равенству доступа различных политических сил и социальных групп к  средствам массовой информации.

      Таким   образом,  наличие   издержек   распространения   информации   и

трансакционных издержек организации групп политического  давления  во  многом объясняет наличие существующих несовершенств  современного  демократического процесса.  Так,   американским   социологом   Робертом   Далем   современная представительная система описывается  как  "полиархия",  или  власть  многих групп, в отличии от демократии, которая является целью или идеалом.

      Однако  современная, привычная нам модель  демократии  в  будущем  может значительно измениться. Ожидаемые изменения связываются  с  развитием  новых средств электронной коммуникации и повышением среднего уровня образования.

      Согласно  анализу М.Олсона типичный рациональный  индивид,  входящий  в большую социально-экономическую группу не будет добровольно жертвовать  ради достижения ее политических целей, не имея каких-либо  особых  стимулов.  Во-первых, он знает, что его усилия не  окажут  заметного  воздействия,  а  во-вторых,  он  разделит   выгоду,   достигнутую   за   счет   других   (эффект безбилетника). Исключение составляют  участие  в  голосовании  и  подписание петиций, т.е. случаев, когда издержки оказываются ниже  некого  критического порога.  По-видимому,  принципиальное   снижение   издержек,   связанное   с развитием электронных коммуникаций, позволяет перейти этот барьер и  создаст предпосылки  расширенного  участия  "рядовых"  избирателей  в политической жизни.

      Благодаря  снижению издержек на получение  и передачу информации  группа людей,  имеющих  возможность  принимать   участие   выработке   и   принятии политически значимых решений значительно  увеличивается  -  потенциально  до уровня  всего  политически  активного  населения.  В  результате   создаются предпосылки   постепенного   уменьшения   остро    ощущаемого    неравенства политических  возможной  граждан   формально   демократических государств, предопределяемое неравенством в распределении собственности и доходах.

      Важным  сопутствующим  фактором  является   стремительное   увеличение среднего  уровня  образования  избирателей   в   большинстве   стран   мира, наблюдаемое на протяжении всего ХХ века.  За  жизнь  одного  поколения  доля населения получающего высшее образования выросла  на  порядок,  достигнув  в наиболее развитых государствах  нескольких  десятков  процентов  выпускников школ. Для ряда  государств  в  долгосрочной  перспективе  актуальным  станет вопрос перехода ко всеобщему высшему образованию, к  которому  приближается, например, Япония.

      Если  наличие   всеобщего  обязательного   среднего  образования   стало

предпосылкой работоспособности  выборной  системы,  основанной  на  всеобщем избирательном праве, то расширение группы лиц,  имеющих  высшее  образование позволяет говорить о возможном увеличении  числа  вопросов,  принимаемых  на уровне  прямого  голосования.  Появляются   предпосылки   расширения   числа вопросов,  принимаемых  путем  референдумов  (особенно  на  региональном   и муниципальном уровне) с минимизацией популистских  эффектов  так  называемой "плебисцитной демократии".

      Существующая  модель  демократии  как  показывают   события   новейшей истории,  в  том  числе   и   современной   России,   действительно   крайне несовершенна.  Остро  ощущаемая  невозможность   для   рядовых   избирателей оказывать влияние на курс проводимой государством, федеральными  и  местными властями политики, вызывает высокий  уровень  напряженности  в  обществе.  В тоже  время  уже  современный  уровень   развития   коммуникаций   Интернета позволяет    рассчитывать    на    перспективность    ведения     разработки соответствующих   программных   продуктов   -   "электронных    интерфейсов" демократии участия.

 

 

Заключение

 

      Социальные  институты появляются в обществе  как  крупные  непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных  группах пытаются реализовать свои потребности сообща  и  ищут  для  этого  различные способы. В ходе  общественной  практики  они  находят  некоторые  приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через  повторение  и  оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя  некоторое  время эти  шаблоны  и  образцы  поведения  поддерживаются  общественным  мнением, принимаются  и  узакониваются.  На  этой  основе   разрабатывается   система санкций.  Так,  обычай  назначать  свидание,  будучи   элементом   института ухаживания,  развивался  как  средство  выбора  партнера.  Банки  -  элемент института бизнеса развивались как  потребность  в  накоплении,  перемещении, займах и откладывании денег и в результате  превратились  в  самостоятельный институт. Время от времени члены  общества  или социальной  группы могут собирать,  систематизировать   и   давать   легальное   подтверждение   этим практическим навыкам и образцам, в результате чего  институты  изменяются  и развиваются.

Информация о работе Трансформация основных социальных институтов в России