Трудовая и интеллектуальная
миграция в Республике Беларусь
Выполнил студент
Географического факультета
БГУ
Иванов Дмитрий Сергеевич
Актуальность проблемы
- В последние десятилетия для Беларуси весьма актуальным стал вопрос интеллектуальной и трудовой миграции, причём не только внешней но и внутренней. Она оказывает значительное влияние на экономическое развитие нашей страны. При развитии аграрного сектора (образование агрогородков), энергетики (строительство АЭС) необходимо учитывать не только наличие собственных высококвалифицированных ресурсов, но и правильное их размещение по территории страны. На данный момент не существует законодательных актов, которые бы регламентировали бы масштабы миграции внутри страны и за её пределы, но уже сложились определённые тенденции, которые способны отразить картину происходящего и позволят в будущем направить их в нужное русло.
- Изменения в политической, экономической и социальной сферах, вызванные развалом Советского Союза, чрезвычайно обострили проблемы миграции в Беларуси. Прозрачность границ привело к тому, что республика оказалась открытой для массового притока мигрантов, все больше превращаясь в транзитное "окно" в Западную Европу. В связи с ужесточением иммиграционной политики западноевропейских государств Беларусь стала выполнять роль "накопителя" для лиц, которые не смогли эмигрировать на Запад. Это оказывает довольно негативное влияние на экономику страны. Во-первых нарушители становятся бременем бюджета страны. Во-вторых они в основном представлены кадрами с низкой квалификацией, которые даже при наличии всех документов для работы в Беларуси могут не найти себе место. Это в своё очередь ведет к обострению социальных проблем.
Причины трудовой и интеллектуальной
миграции
- Привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории иностранные и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.
- Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся учредителями, руководителями, консультантами, инструкторами предприятий с иностранными инвестициями и благотворительных фондов, зарегистрированных в качестве юридических лиц Республики Беларусь, привлекаются для занятия трудовой деятельностью без получения такими предприятиями и фондами соответствующих разрешений (лицензий). Беларусь также открыта для иностранных инвесторов и работников, которые восполняют нехватку финансовых и трудовых ресурсов в районах, пострадавших от чернобыльской аварии, используются на сезонных сельскохозяйственных и ремонтно-строительных работах.
Последствия трудовой миграции
- В Республику Беларусь с 1994 г. для работы по трудовым контрактам прибыло около 10 тыс. человек. Едут чаще всего для организации совместных предприятий, проектов, строительства газопровода, создания финансовых групп. Востребован в основном руководящий персонал или высококвалифицированные специалисты, хотя определенная часть прибывающих находит себе работу в строительстве и сельском хозяйстве, требующих применения физического труда. Примечательно и то, что если из Беларуси в другие страны едут в основном молодые работники в возрасте до 24 лет (таковых более половины), то в Беларусь, напротив, приезжают лица старше 40 лет (таковых более одной трети).
- Основной миграционный поток в Беларусь идет из России, Казахстана, Украины. Прибывшие из этих государств в 2003 г., как и в 2002 г., составили около 86% общего числа мигрантов из стран СНГ и Балтии. Из других стран в Республику Беларусь традиционно приезжают с торговыми целями вьетнамцы (около 1%).
- Миграционный процесс охватил в настоящее время все области республики. Большая часть приезжающих из Украины прибывают на работу в Брестскую область (более 70%). Это объясняется разными темпами реформ экономики двух стран, более тяжелой финансовой ситуацией в Украине, безвизовым режимом въезда в Республику Беларусь и, конечно же, соседством стран. Остальные въезжающие распределились следующим образом: 15% приходится на наиболее развитые в промышленном отношении регионы — Минск и Минскую область, заметная часть оседает на загрязненных в результате чернобыльской аварии территориях, испытывающих особенно острую нехватку кадров.
Распределение трудовых мигрантов
Беларуси по странам въезда
Распределения трудовых мигрантов
Беларуси по странам выезда
Трудовая миграция из Беларуси
в Россию и из России в Беларусь
Род занятий |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Всего выехало в Россию |
1335 |
759 |
1306 |
2004 |
1492 |
1493 |
Из них для работы, связанной с применением преимущественно физического труда |
1335 |
753 |
1299 |
1908 |
1399 |
1326 |
Всего прибыло в Беларусь |
19 |
21 |
71 |
88 |
70 |
52 |
Из них для работы, связанной с применением преимущественно физического труда |
3 |
7 |
4 |
16 |
10 |
31 |
Последствия интеллектуальной
миграции
- Особую роль играет интеллектуальная миграция. Если развитые страны стараются привлекать как можно больше специалистов с высшим образованием, то в нашем случае особую роль должна сыграть «репатриация» наших учёных из стран ближнего и дальнего зарубежья. Мощным фактором возврата на родину белорусских ученых и высококвалифицированных специалистов в области высоких технологий могло бы быть повышение уровня зарплаты. По оценке российских экспертов, для активизации "интеллектуальной компоненты" инновационного развития необходимо, чтобы средняя зарплата составляла в этой сфере не менее 200 дол. США в месяц для начинающих и не менее 500 дол. США в месяц для научных работников. Для нашей экономики такие цифры в самой ближайшей перспективе недостижимы. А поскольку ценовую конкурентную борьбу за возвращение "умов" республика пока в полной мере выиграть не в состоянии, можно задействовать иные рычаги: повышение социального престижа высококвалифицированных научных работников; создание комфортного для работы психологического климата; содействие внедрению в практику воздаваемых учеными научно-технических разработок через льготное налогообложение использующих их субъектов хозяйствования (при условии их спонсорской поддержки науки); льготное таможенное обложение ввозимого научными работниками оборудования, книг и других атрибутов исследовательской деятельности; налаживание деловых и гуманитарных контактов с выехавшими за границу работниками.
Пути решения
- Государственные источники говорят, что положительным моментом в развитии процессов внешней интеллектуальной миграции является увеличивающийся с каждым годом поток возвращающихся на родину высококвалифицированных специалистов. По их словам, немаловажным аргументом для этого служит фактор улучшающегося социально-экономического положения в стране. За последние два года реальная зарплата ученого в нашей стране выросла в полтора раза.
- На данный момент наша Республика ещё может воспользоваться эффектом «демографического окна». Но с учётом увеличивающёйся доли не трудоспособного населения постепенно возрастает демографическая нагрузка на трудоспособное. Поэтому необходимо грамотно воспользоваться теми преимуществами, которые имеет наша страна. Одно из них это ограничить въезд людей в предпенсионном возрасте. Постараться привлечь молодых специалистов для работы в нашей стране. Но самым приоритетным направлением является удержание своих, что позволит развиваться нашей экономике.